Обновление локомотивного парка сдерживают финансовые возможности железнодорожных администраций

Процесс обновления локомотивного парка в "Пространстве 1520" сдерживается действием ряда факторов. Объемы финансирования инвестиционных программ железнодорожных администраций обеспечивают удовлетворение потребности в новом тяговом составе не более чем на 50%, говорится в исследовании агентства INFOLine "Рынок локомотивов России и стран Пространства 1520. Итоги 2011 Прогноз до 2015 года".

Как результат, производственные мощности существующих предприятий-поставщиков локомотивов не полностью загружены, несмотря на превышение объема необходимых поставок над возможностями производства. Моральное устаревание и недостаточная надежность в эксплуатации освоенных производителями СНГ серий тягового состава обусловливает неэффективность и неконкурентоспособность даже новых локомотивов. По утверждению аналитиков INFOLine, действенным инструментом в этой ситуации выступает создание совместных предприятий с международными партнерами и локализация производства разработанных ими моделей локомотивов. В таком формате в странах "Пространства 1520" успешно работают Alstom (Франция), Siemens AG (Германия), General Electric Transportation (США), ЗАО "Трансмашхолдинг" (Россия).



Рынок локомотивов России является наиболее емким как благодаря развитию отрасли железнодорожного машиностроения в 2000-2011 гг., так и осуществлению ввоза произведенного в России в 1950-1990 гг. тягового состава из СНГ в целях ремонта, отмечается в исследовании INFOLine "Рынок локомотивов России и стран Пространства 1520. Итоги 2011 Прогноз до 2015 года". В то же время. в отличие от ряда стран "Пространства 1520", российский рынок закрыт для ввоза нового магистрального тягового состава (исключение составляют тепловозы ТЭ33А из Казахстана, проходящие эксплуатационные испытания на Дальнем Востоке).

По прогнозам специалистов INFOLine, в период до 2015 года суммарный объем инвестиций в обновление парка локомотивов стран "Пространства 1520" составит более 14 млрд. долл., при этом на инвестиции в развитие парка локомотивов России, Украины, Казахстана и Белоруссии придется более 90%. В России потребность в инвестициях на приобретение тягового подвижного состава до 2015 года составляет более 9,8 млрд. долл., для предотвращения старения парка локомотивов расчетная среднегодовая закупка должна составлять порядка 700-800 ед. техники на сумму около 3 млрд. долл. Объем инвестиций, определенный на 2012 год в размере около 2 млрд. долл., недостаточен для ликвидации отставания темпов обновления локомотивного парка России от необходимого уровня. В целях обеспечения требуемых темпов обновления локомотивного парка объем закупок тягового состава в денежном и физическом выражении необходимо увеличить в 1,5-2 раза.

В прочих странах "Пространства 1520" железнодорожные администрации изыскивают дополнительные источники инвестиций в развитие железнодорожного транспорта. В Казахстане успешно реализуются проекты по локализации производства, финансируемые лидерами мирового железнодорожного машиностроения. В Украине до 2015 г. в связи с окончанием срока эксплуатации необходимо вывести из инвентарного парка железных дорог Украины более 11% локомотивов, стоимость закупок нового тягового состава для замены может составить около 3 млрд. долл. Украина финансирует закупки электровозов за счет кредитов российских финансовых организаций и кредитных линий ОАО "ПК "НЭВЗ", ряд стран СНГ, закупающих локомотивы в Китае, привлекают льготные долгосрочные займы КНР. Так, в Туркменистане, Белоруссии и Узбекистане контракты на поставку электровозов финансируются за счет кредитов Export-Import Bank (Китай), в Узбекистане китайские электровозы уже обеспечивают 43% перевозок пассажиров и около 33% перевозок грузов. В Азербайджане реализация масштабной программы обновления парка локомотивов (срок эксплуатации 59% парка локомотивов истек) финансируется благодаря проекту Всемирного Банка "Rail trade and transport facilitation" и кредитам Европейского банка реконструкции и развития. ООО "Грузинская железная дорога" планирует привлечение инвестиций в ходе IPO, листинг депозитарных расписок ООО "Грузинская железная дорога" на Лондонской фондовой бирже запланирован на май 2012 года.

Важным мероприятием для ведения переговоров и заключения знаковых сделок в железнодорожной отрасли является бизнес-форум "Стратегическое партнерство 1520", ежегодно проходящий в Сочи. В 2012 году общая сумма контрактов, заключенных участниками форума, составила 120 миллиардов рублей. В 2012 году конференция была посвящена развитию трансконтинентальных транспортных коридоров и сотрудничестве Европейского союза с Россией и другими странами СНГ. Как отмечает главный редактор ИА INFOLine Михаил Бурмистров, принявший участие в мероприятии, обновление парка магистральных грузовых локомотивов способствует укреплению и интенсификации экономических связей стран "Пространства 1520" и стран Европы благодаря оптимизации грузопотоков, а внедрение электровозов и электропоездов нового поколения в сфере пассажирских перевозок решает актуальную проблему совершенствования услуг перевозчиков и росту их качества до уровня мировых стандартов.
Источник информации
Опубликовано 26.06.2012