Инженеры в опасности

Андрей Виньков


В создании машин у Германии двухсотлетние традиции, но процессы глобализации и бюрократический гнет могут их порушить. Машиностроительный бизнес страны сейчас больше всего озабочен защитой собственных интересов

Те, кто бывал в Германии, наверняка обратили внимание на множество новостных сюжетов и передач, рассказывающих, к примеру, о новом трамвае, о станках или прочем промышленном оборудовании. Эти сюжеты - пропаганда не столько новых технологий, сколько технологий как таковых. Немцы помешаны на разного рода машинах и механизмах. Это очевидно. Очевидно всему миру. И очевидно уже около двух веков. Однако постиндустриальная глобальная экономика меняет этот привычный для всего мира уклад. Свою лепту вносят и местные бюрократы. В последние годы немецкие машиностроители переводят за границу не то что часть производств, но даже менеджмент своих компаний. И все-таки пока сложно представить, чтобы немцы отказались от своего любимого дела - построения машин, хотя можно предположить, что из-за этого в скором времени развернутся серьезные политические баталии.

Zeiss, Siemens и наши дни

Машиностроение, безусловно, основа германской экономики. Металлообработка, электротехника, автомобилестроение, точная механика и оптика, электронная промышленность и судостроение дают большую часть выручки всей индустрии и экспорта страны. В этих подотраслях занято свыше 2,8 млн. человек, или 40% всех работающих в промышленности. Прочные позиции у немецкого машиностроения и на мировых рынках. На долю ФРГ приходится примерно 46% машиностроительной продукции Европейского союза. Из 44 подотраслей машиностроения Германия по качеству и уровню лидирует в 26. Германия - третий (после США и Японии) по объемам выпуска производитель автомобилей. В последние годы на долю ФРГ на мировом рынке приходилось около 40% полиграфического оборудования, 33% двигателей различного назначения, 31% оборудования для переработки пластмасс, 30% станков, 28% металлургического оборудования, 28% машин для текстильной промышленности, 22% турбин. Ежегодно на научные исследования в машиностроении расходуется в среднем 2-2,5% от ВВП. ФРГ занимает первое место в мире по торговле этой наукоемкой продукцией (см. рис. 1).



Рис. 1. Германия - безусловный лидер среди поставщиков машин и оборудования

Больше всего (почти 1 млн. человек) занято в традиционно "самой германской" индустрии - электротехнической. Предприятия этой подотрасли есть едва ли не в каждом городе. По техническому уровню электротехники, по ее разнообразию и качеству ФРГ занимает ведущее положение в мире: на мировом рынке у страны такая же доля, как у США, - 20-25%.

Германия уже более пяти столетий остается первым в мире производителем и экспортером печатных машин. До сих пор свыше трети этих машин приходит на мировой рынок из ФРГ. Кстати, именно в этой отрасли теснее всего прослеживается связь культурного развития страны и уровня техники: по объему книгопечатания (как и по торговле книгами) Германия уступает только США.

Немцы сохранили авторитет и славу еще в одной традиционной отрасли - оптико-механической. Она возникла в маленьком городке Йена, в Тюрингии, где талантливый механик Карл Цейс основал в 1846 году небольшую мастерскую по изготовлению оптических приборов. Благодаря сотрудничеству с учеными местного университета мастерская выросла и стала известнейшим в мире оптико-механическим предприятием.

Еще одна важнейшая подотрасль немецкой экономики - автомобильная промышленность. В ФРГ ежегодно производится более 5 млн. автомашин. И до недавнего времени автомобиль был одним из самых доходных товаров в германской внешней торговле. Но в последние годы ситуация стала меняться. Не так давно глава группы компаний Volkswagen Бернд Пишетсридер заявил: "Если мы сейчас не изменим нынешнюю тенденцию снижения конкурентоспособности, то через пятьдесят лет в Европе не будет автомобильной промышленности", то есть глава VW обеспокоен растущей конкуренцией со стороны стран Юго-Восточной Азии, включая Китай.

Так что автопром - один из тех рубежей в машиностроении, за которые ФРГ еще готова побороться. Многие же отрасли машиностроения, например, судостроение или электронная промышленность, перестали быть отраслями массового производства. Хотя, конечно, в этих сферах бизнеса немцы смогли найти свои ниши и закрепиться так, что инновационный потенциал сохранится на немецкой территории.

Бюрократы, налоги и будущее

В постиндустриальных отраслях машиностроения - прежде всего в электронике - Германия всерьез отстает от США и Японии, а по отдельным видам электронной продукции она уступает и даже некоторым развивающимся странам. Тем не менее, располагая научными кадрами и финансами, приобретая опыт и самую свежую информацию, ФРГ быстро наверстывает отставание. По оценке специалистов, электронное производство в ФРГ в целом недавно вышло на 1-е место среди стран ЕС.

Немцы расчетливы: они не форсируют, например, выпуск компьютеров, телевизоров, видеотехники, которыми рынок уже насыщен, а развивают новые направления. Скажем, концерн Siemens, не отказавшийся от своих масштабных планов в электронной промышленности, продал свое самое крупное "электронное" подразделение - производство мобильных телефонов.

Таким же образом немецкие машиностроители действовали и в другой "перегруженной" дешевыми производителями отрасли - в судостроении. Компании просчитали, что строительство морских гражданских судов ныне хлопотное и долгое дело. Зато в военном судостроении решились отработать ряд интересных инноваций. К примеру, судоверфь Howaldtswerke-Deutsche Werft взялась испытать электрохимические топливные элементы в энергоустановках подводных лодок. И эти разработки уже становятся серийными.

При всем том бизнес, в том числе машиностроительный, чувствует себя в Германии все неуютнее. Не спасает положение даже то, что ежегодно на стимулирование внешней торговли в бюджете страны предусматривается не менее 110 млрд. евро. Высокие налоги и широкие возможности налоговых контролеров побуждают многие германские концерны искать новые пути, чтобы вывести бизнес за пределы Германии. В ближайшие пять лет 90% машиностроительных предприятий ФРГ планируют развернуть производство за границей, в том числе выпуск сложных и высокотехнологичных продуктов.

По данным Объединения торгово-промышленных палат ФРГ, в 2004 году 43% предприятий Германии заявили о намерении инвестировать не в отечественную промышленность, а в экономику других стран. Ряд компаний переносит за границу не только часть производства, но и управленческие и финансовые отделы своих компаний, что позволяет им обходить немецкую налоговую систему. Аутсорсинг как способ вывода капиталов из-под отечественной системы налогообложения стал возможен благодаря глобализации. По официальным данным, в 1990-2004 годах количество германских предприятий с филиалами в других странах выросло с 27 до 39%.

Сталкиваясь с высоким уровнем заработной платы и бюрократическими препонами, многие немецкие компании приходят к пониманию, что выводить капитал нужно еще интенсивнее. К примеру, крупнейший концерн Siemens расширяет свою деятельность в Польше и России, при том что уже 80% своей продукции он производит за пределами ФРГ. Сейчас в компании работает свыше 430 тыс. человек, из них только 164 тыс. трудится в Германии (кстати, один из своих документационно-управленческих офисов Siemens перенес в Воронеж: здесь и издержки ниже, и на зарплату уходит меньше).

На первых порах налоговики ФРГ успешно боролись с такими ходами, вынуждая фирмы указывать детальную информацию о расходах. Они настаивали на том, чтобы концерны обосновывали стоимость услуг, которые предоставляются головным предприятием и его дочерними филиалами. Однако в 2001 году Федеральный финансовый суд постановил, что компании имеют право не раскрывать основу цен на свои услуги и товары.

Но хитроумные германские мытари придумали, как противодействовать утечке капиталов за рубеж. В недрах минфина ФРГ подготовлен проект распоряжения, согласно которому немецкие концерны могут уменьшать размеры своих доходов на ту сумму, которую они бы израсходовали, если бы заключали контракты на оказание этих услуг с независимой фирмой.

Еще одним ударом для машиностроителей стало решение Христианско-демократического союза (правящей в настоящее время партии в Германии) все-таки повысить ставку НДС в Германии с 16 до 18%. Повышение налога - часть совместной предвыборной программы консервативного блока ХДС/ХСС. Хотя против этих планов и выступает возможный партнер блока по правительственной коалиции Свободная демократическая партия (СвДП).

Выдержат ли машиностроители ФРГ такое бюрократическое давление, сказать трудно. Понятно лишь, что крупному немецкому бизнесу придется усилить лоббистское давление на чиновников, чтобы немецкое машиностроение не ушло за границу, а инженеры и изобретатели перестали бы пользоваться спросом на германском рынке труда.

Источник информации
Опубликовано 23.11.2005