Развитие станкоинструментальной отрасли Японии в послевоенное время

После поражения во Второй мировой войне, экономика Японии находилась в тяжелом состоянии, и нуждалась в проведении серьезных восстановительных работ. В первые послевоенные годы, руководство Японии выделило приоритетные направления производства, необходимые для экономического роста. В этот список вошли: каменноугольная промышленность, черная металлургия, электроэнергетика и другие инфраструктурные и базовые отрасли.

Первая половина 1950-х годов была ознаменована проведением политики рационализации производства, согласно которой во всех базовых отраслях происходило обновление оборудования (станочного парка). Для достижения поставленных целей главными инструментами выступали различные налоговые льготы и кредиты правительственных финансовых институтов.

В послевоенный период, на протяжении почти 10 лет японское станкостроение находится на нулевом уровне. И лишь в 50-х гг. начинается возрождение отрасли, постепенно начинает увеличиваться производство. Многие производители оборудования и инструмента в этот период заимствуют современные технологии у стран: Европы и США.

Иностранные технологии постепенно внедряются в японское станкостроение путем приобретения современных станков, в качестве наглядных образцов, и выкупом патентов на различные "ноу-хау". Однако процесс заимствования технологий проводился не в полной мере и японским производителям необходимо было увеличивать локализацию производства, внедрять НИОКР, что позволило добиться более впечатляющих результатов, чем в случае с приобретением технологий. Этот подход к развитию станкоинструментальной отрасли промышленности, сделал Японию более технологически развитой, чем другие страны Азии, покупавшие промышленные технологии в полном объеме, без собственных инновационных решений.

Однако приобретение иностранного опыта не является самым быстрым способом восстановления промышленности, это лишь первый шаг на пути к технологической независимости государства.

Другой важный фактор успеха Японии - это то количество компаний, которые воспользовались иностранными разработками. Примерно 20-30% японских производителей внедрили иностранные технологии в собственное производство. Эти фирмы очень быстро догнали своих конкурентов по технологическому развитию, достигли определенного уровня знаний и опыта, и теперь уже могли самостоятельно покрывать расходы на развитие собственных технологий и изобретений (НИОКР). Некоторые модели станков японских производителей начали составлять довольно серьезную конкуренцию своим зарубежным аналогам на международном рынке.

Со временем, начала уменьшаться зависимость от импортных технологий у японских станкостроителей, и если в 1960-х годах больше половины передовых технологий Японии были заимствованы у США, то уже в 1970-х годах японское станкостроение составило конкуренцию западным производствам. Япония стала 4-ой страной по объему производства станкоинструментальной продукции, пропустив вперед Германию, США и Советский Союз. А в 1980-х гг. зарубежные компании стали сами опираться на разработки японцев в области производства станков с ЧПУ.

Японское станкостроение с успехом преодолело все трудности послевоенного периода. Однако в 1994 г. экономика Японии лопнула как мыльный пузырь, потянув за собой всю промышленность вниз, в т.ч. и станкостроение. Показатель объема производства упал на 42,5% от рекордного значения в 1303,4 млрд. иен в 1990 г.



Но правительство Японии вовремя оказало поддержку промышленным предприятиям и в 1997 году, впервые за 6 лет, объем производства восстановился и достиг 1000 млрд. иен.

В чем успех такого быстрого подъема? Японские производители машиностроительного оборудования и инструмента сумели захватить значительную долю на рынке благодаря успешному комбинированию универсальных станков и оборудования с ЧПУ. Изначально станкоинструментальный рынок страны был не столь большой, как у стран Европы, и у компаний не было средств на проведение научно-исследовательских разработок, поэтому они выбрали иной путь: производители станков начинали сотрудничать с компаниями, специализирующимися на разработке программного обеспечения, а затем внедряли ЧПУ на новое оборудование. Именно такой подход, позволил добиться высоких результатов и выйти в лидеры по производству машиностроительного оборудования на мировом рынке. Станки с ЧПУ начали эффективно внедряться в производственные процессы различных отраслей промышленности.

В то время, пока США и Германия специализировалась на производстве определенных видов оборудования и станков для военной и аэрокосмической промышленности, Япония работала на широкий сегмент потребителя, от ручного инструмента и оборудования для мелких производств пользующихся спросом у небольших компаний до роботизированных комплексов в автомобильной промышленности. Это позволило увеличить объемы производства, добиться финансовой стабильности и накопить потенциал для проведения своих научно-исследовательских разработок по изобретению "ноу-хау".

Не меньшее влияние оказала на японские компании возросшая конкуренция внутри страны, вызванная выходом на японский рынок зарубежных компаний. Произошло это в результате вступления Японии в ВТО. Однако для защиты своих производителей, правительство Японии ввело множественные тарифные и нетарифные барьеры, которые значительно повышают стоимость иностранной продукции и тем самым, делая ее менее конкурентоспособной. В свою же очередь Япония получила дополнительные рынки сбыта собственной продукции.

Почему Япония имеет наибольшую долю рынка в мировом экспорте, чем другие страны? Качество? Низкие цены? Высокие технологии? Ответ прост – японские производители ставят цену на свою продукцию в соответствии с ее качеством. Именно японское оборудование демонстрируют лучшие в мире показатели, такие как: эффективность, точность, надежность и качество.

Японцы сумели объединить в одном сегменте промышленности достижения из разных отраслей. Например, станки с ЧПУ стали результатом работы нескольких отраслей с подчинением механических процессов - компьютерным программам. Инженеры этой страны - великие мастера инноваций.



Однако был бы успех компаний станкоинструментальной отрасли столь оглушительным без помощи правительства? Конечно, нет. Промышленная политика японского государства изначально направлена на укрепление стратегически важных отраслей промышленности. Традиционно она заключается во введении нетарифных и тарифных барьеров для иностранных конкурентов на японском рынке. Также были использованы различные налоговые инструменты, оказывающие дополнительное стимулирование японских станкостроительных компаний: выгодные кредиты на закупку нового оборудования, различные программы стимулирования, финансовые инвестиции, выделение государственных средств в виде субсидий или займов с низкой процентной ставкой и др.

Еще вначале 1960-х гг. действовало несколько стимулирующих программ по приобретению станков:

- Субсидии на приобретение импортных станков; различные виды компенсаций, которые можно было использовать для модернизации уже имеющихся станков или на приобретение нового оборудования.

- Ввозные пошлины на иностранные станки были намного ниже, чем на другую импортируемую продукцию.

- Государственные программы финансирования исследований и разработок для компаний станкоинструментальной отрасли.

- Стимулирование японских предприятия создавать научно-исследовательские центры.

За годы становления и развития станкостроения в Японии были как взлеты, так и падения, вызванные различными событиями, как в экономике страны, так и в мировой экономике, однако и сегодня Япония является лидером по производству и экспорту станкоинструментальной продукции в мире.

Справка

Владимир Сметана является вице-президентом по стратегическому развития ГК ФИНВАЛ.
- Кандидат философских наук, PhD, МВА
- Член Подкомиссии дистрибьюторов станкоинструментальной отрасли при Комиссии по развитию конкурентоспособности предприятий машиностроительного комплекса Общероссийского отраслевого объединения работодателей "Союз машиностроителей России".
- Член экспертного совета по развитию конкуренции в сфере машиностроения ФАС РФ
Источник информации
Сметана В.В., Вице-президент по стратегическому развитию ГК ФИНВАЛ
Опубликовано 27.02.2012