Германские компании голосуют ногами

 

Высокие налоги, жесткий рынок труда, непредсказуемая политика властей и засилье бюрократов – все эти факторы заставляют германских промышленников в массовом порядке выводить свои производственные мощности в другие страны.

 

Каждый день реку Одер, разделяющую Германию и Польшу, по несколько раз медленно пересекает баржа, на борту которой свежевыстиранные и выглаженные простыни для лучших отелей Берлина. Только не подумайте, что немцы разучились сами стирать белье. Дело в другом: по мнению Хуберта Эмминга, главы компании Fliegel Textilservice, обеспечивающей чистоту в ведущих гостиницах германской столицы, сегодня работать в Польше выгоднее, чем в его собственной стране. Эммминга не останавливает даже то, что на пути к заказчику корзины с бельем приходится перевозить по воде для того, чтобы избежать многочасовых пробок на границе. Сегодня на Fliegel Textilservice в польском городе Нове Царново работает 250 рабочих. Они редко болеют и очень дорожат своей работой, получая при этом менее 20% от заработка своих германских коллег. “Можно быть уверенным в том, что желание работать среди поляков сегодня сильнее, чем среди немцев”, – утверждает Эмминг.

 

Очевидно, что в будущем число немецких предпринимателей, ведущих свой бизнес в Польше, возрастет в еще большей степени. Германские менеджеры чрезвычайно недовольны налоговыми законами, вводимыми нынешним правительством канцлера Герхарда Шредера, и считают их “нечестными”. Новые налоги могут стать еще одним недостатком Германии с точки зрения работодателя, добавившись к таким факторам как высокий уровень заработной платы, чрезвычайно жесткое трудовое законодательство и засилье бюрократии. Согласно результатам опроса, проведенного в ноябре среди германских предпринимателей, 7% респондентов, недовольных политикой Шредера, уже собираются перевести свои компании за пределы страны. Еще 32% опрошенных всерьез рассматривают такую возможность.

 

Безусловно, негативные настроения некоторых менеджеров могут быть просто шоковой реакцией на неожиданно начатую правительством Шредера кампанию по увеличению налогового бремени. Тем не менее, существует реальная угроза того, что, в конце концов, германские предприниматели сочтут свою страну недостаточно привлекательным местом для вложения капиталов. “Я буду чрезвычайно удивлен, если какая-нибудь компания сегодня рискнет построить себе новую производственную площадку в Германии”, – заявил Райнер Мюк, директор по налогам германского отделения компании General Electric.

 

Международные компании, такие как Siemens и DaimlerChrysler, начали развивать свою инфраструктуру за рубежом уже много лет назад, привлеченные как возможностью сокращения издержек, так и новыми перспективными рынками. Очевидно, что главной причиной сокращения числа рабочих мест на промышленных предприятиях Германии является именно очень высокая стоимость ведения бизнеса в этой стране. В 1980-х-1990-х годах Германия потеряла значительную долю своей текстильной и легкой промышленности: производители одежды и бытовой электроники в массовом порядке переводили свои производственные мощности в Азию и в Восточную Европу. Сегодня, когда уровень безработицы в стране достиг 9.7%, а армия безработных насчитывает более 4 млн. человек, Германия может столкнуться с новым полномасштабным исходом компаний, после которого целые отрасли экономики просто перестанут существовать. Более того, этот процесс может затронуть и малый бизнес, являющийся основой экономики Германии. “Эта тенденция существует еще с 1990-х годов, однако она заметно усугубилась в течение нескольких последних месяцев”, – считает Дитер Клингельнберг, президент Ассоциации машиностроительных предприятий Германии.

 

Главными жертвами нового этапа корпоративного исхода могут стать именно машиностроение и банковский сектор. Согласно результатам исследования, проведенного в декабре Ассоциацией Клингельнберга, 54% германских машиностроительных компаний планируют перенести часть своих производственных мощностей за рубеж в течение двух ближайших лет. Для сравнения, два года назад процент предприятий, намеревавшихся сделать это, составлял лишь 24%. Активно идет исход и в кредитной сфере: так, подразделения Deutsche Bank, занимающиеся инвестиционным банкингом, уже переведены в Лондон, где их сотрудники могут платить меньше налогов.

 

Хотя крупные германские автомобилестроительные компании вряд ли смогут покинуть страну в ближайшем будущем, их поставщики уже постепенно начинают исход. Так, в ноябре представители Bosch заявили о том, что их компания переводит свое производство стартеров в венгерский город Мисколч, где стоимость труда составляет менее чем $4 за час по сравнению с $26 за час в Германии. Все чаще уходят на Восток и транспортные компании, которым с каждым годом становится все проще работать через границы с Польшей, Венгрией и Чехией.

 

Постепенно мигрировать за рубеж начинают и относительно небольшие предприятия. Так, в начале этого года компания Grieshaber Transportation & Logistics, специализирующаяся на перевозке грузов, их упаковке и оказании крупным компаниям других услуг, планировала расширить свой бизнес, наняв дополнительно 26 рабочих на свое головное предприятие в германском городе Бад Сакингене. Однако, испугавшись немецкой бюрократии, руководство компании приняло решение открыть новый филиал по другую сторону границы, во французском городе Хомбурге. Общая величина инвестиций в новый филиал составила $6.5 млн.

 

Совладелец Grieshaber Transportation & Logistics Хейнрих Гришабер отмечает, что на приобретение участка земли под Хомбургом, получение разрешения на строительство и непосредственно на работу по возведению здания, у его компании ушло всего полгода. По его словам, для того, чтобы сделать то же самое в Германии, потребовалось бы гораздо больше времени. “Мы всегда считали Германию нашим домом, однако, теперь это уже не так. Там стало слишком много бюрократии”, – говорит он. По мнению Гришабера, в обозримом будущем ситуация на его родине вряд ли изменится. Он ставит это в вину хаотичной политике правительства Герхарда Шредера, в преддверии сентябрьских выборов пытающегося заткнуть растущую в бюджете дыру дефицита за счет целого ряда изменений налогов, при этом постоянно меняя свои планы. “Политика должна быть предсказуемой”, – говорит Гришабер.

 

Корпоративный исход затрагивает не только промышленный сектор – из Германии выводятся и наукоемкие предприятия. Так, в начале этого года расположенная в берлине фармацевтическая компания Schering перевела исследовательский центр своего отделения специальной терапии, специализирующегося на лечении рака, склероза и болезней сердца, в Монтвиль, штат Нью-Йорк. Schering хочет в максимальной степени приблизить свои исследовательские центры к ведущим американским университетам. Кроме того, руководство компании считает, что высокий подоходный налог, доходящий сегодня в Германии до 48.5%, не позволил бы ей нанимать на работу наиболее высококвалифицированных ученых. По мнению генерального директора компании Хубертуса Эрлена, эти соображения могут иметь значение и для других германских компаний. По его словам, речь идет не о бегстве, а о постепенном сокращении объемов инвестиций, который продлится до тех пор, пока условия в Германии вновь не улучшатся.

 

Безусловно, сам по себе процесс переноса производства в развивающиеся страны совершенно нормален. Он ведет к улучшению уровня жизни в этих странах, что, в свою очередь, создает новые рынки для самих развитых государств. Например, после того, как белье германских отелей стало стираться и гладиться в Польше, у продукции германского производителя оборудования для прачечных Herbert Kannegiesser появился новый рынок сбыта. Однако, президент этого предприятия Мартин Каннегиссер, который также возглавляет промышленную ассоциацию Gesamtmetall, опасается того, что далеко не в каждом случае сокращение рабочих мест на одном германском предприятии будет приводить к появлению их на другом. “Это очень опасно”, – говорит он.

 

В настоящее время производственные площадки компаний Каннегиссера по-прежнему размещены в Германии, и пока он не собирается выводить их в другие страны. Вместе с тем, он не может поручиться за то, что этого не сделают его конкуренты. Каннегиссера привлекает высочайший уровень качества германских предприятий и их огромный опыт, которым, по его мнению, не располагают производители в других странах. Однако, он готов признать, что, на определенном этапе те конкурентные преимущества, которые обеспечивают эти страны, могут перевесить их слабые стороны. Все большее число германских менеджеров приходят именно к такому выводу.   

Источник информации
Опубликовано 27.10.2004