ОМЗ и "Силовые машины" договорились на миллион долларов

Елена Шестернина


"Силовые машины" продолжают сотрудничать со своим недавним кандидатом на слияние – ОМЗ, но о новой попытке сближения не говорят

ОМЗ подписали с "Силовыми машинами" контракт на изготовление металлоконструкций на сумму более 1 млн. долл. Это уже не первый пример сотрудничества двух машиностроительных компаний после их неудавшегося слияния в прошлом году. О новом витке переговоров пока речь не идет, но ни в ОМЗ, ни в "Силовых машинах" не скрывают, что и дальше намерены "дружить домами".

ОАО "Силовые машины" – ведущий российский производитель и поставщик оборудования для гидравлических, тепловых, газовых и атомных электростанций, для передачи и распределения электроэнергии, а также транспортного и железнодорожного оборудования. В состав концерна входят Ленинградский Металлический завод, "Электросила", Завод турбинных лопаток, НПО ЦКТИ им. Ползунова (г. Санкт-Петербург); Калужский турбинный завод (г. Калуга), а также сбытовая компания "Энергомашэкспорт". Оборудование, произведенное предприятиями концерна, установлено в 87 странах мира. В прошлом году "Силовые машины" едва не объединились с другим гигантом индустрии – ОАО "Объединенные машиностроительные заводы", но в последний момент сделка сорвалась. ОМЗ – одно из трех крупнейших российских объединений тяжелого машиностроения. В его структуру входят "Уралмашзавод", "ОМЗ-Спецсталь", "Ижорские заводы" и еще несколько десятков предприятий, включая недавно приобретенные чешские активы (Skoda Steel и Skoda JS). Основными акционерами ОМЗ являются нынешний министр экономики Грузии Каха Бендукидзе и его партнеры (35% акций), иностранные инвесторы (27%), среди которых называются структуры Джорджа Сороса.

Миллионный контракт на изготовление металлоконструкций для электротехнического оборудования достался ОМЗ благодаря переизбытку заказов у "Силовых машин". "В последнее время "Силовые машины" получили ряд заказов как от РАО "ЕЭС России", так и от других энергетических компаний, и чтобы ускорить их выполнение, часть заказа по кооперации была передана ОМЗ", – сказал RBC daily заместитель руководителя пресс-службы машиностроительного завода Олег Некишенков. В соответствии с контрактом, в течение 2005 г. на дивизионе ОМЗ "Уралмаш Промуслуги" будет изготовлено два остова ротора для гидрогенераторов мощностью 130 МВт, которые "Силовые машины" поставят для гидроэлектростанции "Капанда" в Анголе. Так же по договору между компаниями ОМЗ поставят "Силовым машинам" корпус статора турбогенератора мощностью 110 МВт для Ивановской ГРЭС, корпуса двигателей для пригородных электропоездов и детали для электродвигателей экскаваторов. В ближайшее время специалисты "Силовых машин" посетят "Уралмашзавод" с целью проработки вопросов технологии.

И если на ОМЗ данный контракт восприняли с явным оживлением, то в "Силовых машинах" к нему отнеслись без особого энтузиазма. "Для нас это не такое уж большое событие", – признались в ОАО. Причину такого "равнодушия" аналитики объясняют просто – для "Силовых машин" данный контракт это всего лишь капля в море: в прошлом году их выручка составила более 600 млн. долл. Поэтому машиностроительный завод даже больше в нем заинтересован.

Интерес в данном случае представляет не сама сделка, а развитие отношений между обоими холдингами, еще год назад готовившихся к слиянию. Напомним, что в декабре 2003 г. основатель и крупнейший акционер ОМЗ Каха Бендукидзе, а также глава холдинга "Интеррос" Владимир Потанин, владеющий контрольным пакетом акций "Силовых машин", договорились о слиянии компаний. Предполагалось, что объединенная компания сосредоточится на производстве энергетического оборудования, в том числе для атомных электростанций. До 20 июля 2004 г. сделка формально шла в соответствии с утвержденным партнерами графиком. Однако в последний момент все сорвалось, а вскоре было объявлено о продаже 71% акций "Силовых машин" немецкому концерну Siemens. После чего совладельцы ОМЗ и "Интеррос" объявили о том, что процедура объединения полностью прекращена без взаимных претензий сторон. Siemens тоже остался ни с чем – ФАС наложила запрет на сделку.

Но, несмотря на прошлогодний разлад, ОМЗ и "Силовые машины" поддерживают деловые отношения. А в апреле этого года компании подписали контракт на изготовление оборудования для модернизации гидротурбин двух станций Волжского каскада. "Поскольку они уже начинали развиваться как одна корпорация, то и после обратного разделения кооперационные связи у них сохранились", – отметил в разговоре с RBC daily аналитик ИФ "Олма" Владимир Детинич. Правда, вряд ли тут могло бы получиться иначе, полагают эксперты. И дело даже не в дипломатии бизнеса, а в том, что в нашей стране мало предприятий специализирующихся на производстве корпусных элементов. "В России не так много заводов, которые могли бы обеспечивать заказы такой сложности и на таком оборудовании", – считает аналитик ИК "Велес Капитал" Иван Манаенко. Отсутствие производственной альтернативы, по его мнению, и помогает развитию совместного бизнеса компаний. "Обе компании работают в смежном бизнесе, и в силу специфики производимого ими оборудования найти контрагента сейчас невозможно, да было бы и нелогично", – сказал RBC daily аналитик "Велес Капитал".

Однако опрошенные RBC daily специалисты считают, что вопрос о новом слиянии ОМЗ и "Силовых машин" не стоит. Скорее всего, по предположению экспертов, они создадут совместное предприятие. Но ни в одном из этих холдингов о такой форме взаимодействия не говорят: есть только договоренность, в частности, о ежегодных поставках оборудования для гидротурбин. Все остальное – дело времени.

Источник информации
Опубликовано 13.05.2005