Российский локомотив должен быть лучше зарубежного

Сергей Хабаров


К 2010 г. рынок железнодорожного машиностроения России и стран СНГ (производство, реализация, ремонт) увеличится почти в 2 раза и составит около 15-20% мирового рынка. Об этом открыто говорят руководители ЗАО "Трансмашхолдинг". Их уверенность основана на том, что ОАО "РЖД" отдает предпочтение, прежде всего, отечественному подвижному составу и всячески способствует развитию российского машиностроения.

Следует, однако, отметить, что специфика мирового транспортного машиностроения состоит в необходимости консолидации производителей в целях повышения конкурентоспособности. В результате в настоящее время весь мировой рынок (за исключение стран СНГ) по всей продукции железнодорожного назначения поделен между 5-7 многопрофильными корпорациями, а на мировом рынке ж/д машиностроения существует около 10 доминирующих транснациональных групп, занимающих в совокупности более 75%.

При этом следует учитывать, что крупнейший в мире западноевропейский рынок близок к насыщению, поэтому огромный потенциал рынков Восточной Европы и стран СНГ представляет наибольший интерес для западных компаний. Единственным приемлемым вариантом для Востока в этой ситуации может стать создание совместных предприятий с обязательной передачей передовых технологий. За это время необходимо успеть адаптировать отечественную ж/д инфраструктуру к требованиям по эксплуатации новой техники и подготовиться к выходу на крупнейшие мировые рынки сбыта.

Следует признать – сделать это будет не просто. После распада СССР многие предприятия отрасли остались за пределами России, что привело к уменьшению ее производственного потенциала и нарушению кооперационных связей предприятий. Последствиями экономического кризиса стали высокий уровень износа (70 %) и выбытия (30%) основных фондов предприятий железнодорожного машиностроения России. В результате недозагруженности производственных мощностей, отсутствия инвестиций во многом был утерян производственный, научный и кадровый потенциал большинства российских предприятий. Именно в этих условиях происходил массовый износ подвижного состава.

По данным ОАО "РЖД" в настоящее время средний износ российского подвижного состава составляет (70%), а по некоторым видам локомотивов (90%). К 2010 г. выработают срок службы и должны быть списаны от 50% до 90% (в зависимости от типа) всего подвижного состава. В этих условиях сформировался значительный дефицит подвижного состава, который вынудил ОАО "РЖД" эксплуатировать технику с истекшим сроком службы, так как за последние четыре года объемы железнодорожных перевозок в России значительно увеличились.

Как считают специалисты компании, основными источниками воспроизводства парка подвижного состава могут стать закупки новой техники и проведение модернизации старой. В прошлом году железнодорожники закупили 106 локомотивов всех типов, 22 тыс. грузовых вагонов, 400 пассажирских вагонов и 450 вагонов электропоездов. Но отечественные разработки последних лет отстают от западных аналогов, поскольку технические решения, заложенные в их основу, во многом устарели. Значит технологическое отставание отечественных производителей усиливает проблему дефицита подвижного состава и ведет к увеличению затрат на его эксплуатацию. А это в свою очередь негативно сказывается на себестоимости и росте тарифов на перевозки. Только применение современной техники позволит значительно улучшить показатели использования подвижного состава.

Динамичное развитие рынка ж/д машиностроения России и стран СНГ будет способствовать отечественным производителям самостоятельно нарастить свой производственный капитал в ближайшие 3-4 года. У многих предприятий уже заключены Генеральные соглашения с ОАО "РЖД" до 2010 года, в рамках которых происходит наращивание производственных мощностей и разработка новой техники. Основными разработчиками и изготовителями подвижного состава нового поколения стали для ОАО "РЖД" Новочеркасский электровозостроительный завод и Коломенский тепловозостроительный завод, где выпускается продукция не уступающая, а по некоторым параметрам превосходящая лучшие мировые образцы. Кроме того, налаживается выпуск современной техники на Уральском заводе железнодорожного машиностроения, Коломенском, Брянском и Демиховском заводах. В настоящее время темпы роста в отрасли ж/д машиностроения являются одними из самых высоких в отечественной промышленности, что в совокупности с грамотной инвестиционной политикой компании позволит обеспечить ОАО "РЖД" современным подвижным составом.

Источник информации
Опубликовано 28.03.2005