«Сухой» представит гражданские самолеты в Ганновере

Виктор Литовкин


На международной выставке в Ганновере авиастроительную фирму «Сухой» будут представлять не знаменитые истребители Су-30 и их модификации, а гражданский самолет Russian Regional Jet – сокращенно RRJ-95. Этот проект, заявил обозревателю РИА «Новости» генеральный директор «Сухого» Михаил Погосян, уже запущен в производство.

Слова Погосяна означают, что завершены все работы, связанные с подготовкой эскизного проекта, завершением объемной компоновки машины, с выбором поставщиков материалов и оборудования, с получением твердых заказов на поставку первых 50 самолетов и началом их сертификации по российским и европейским нормам. Утвержден также план создания послепродажной поддержки авиалайнеров, обучения персонала и полного сервисного инжиниринга.

Сборка самолета начинается на двух серийных заводах «Сухого» - в Комсомольске-на-Амуре и в Новосибирске.

Первые закладные конструкции должны появиться на стапелях предприятий в I квартале 2005 года, а в III квартале 2006 года самолет должен совершить уже первый испытательный полет, сказал Михаил Погосян.

«Мы начинаем производство самолетов, предназначенных для испытаний, - заявил нам генеральный директор «Сухого». - Я уверен, что у этой программы есть весь необходимый потенциал, чтобы стать прорывом в российской аэрокосмической отрасли. Впервые отечественный производитель предлагает продукт, который полностью отвечает требованиям мирового рынка и обладает высоким экспортным потенциалом. Это создает для России уникальную возможность занять твердые позиции на мировом рынке гражданской авиационной техники».

95-местный самолет семейства RRJ, который будет демонстрироваться на выставке в Ганновере, действительно по-своему уникален. И дело тут не только в высокой экономичности его двигателей и другого бортового оборудования, а также в дальности полета – 3050-4485 километров без дополнительной заправки топливом. Не только в максимальном комфорте для пассажиров, который будет продемонстрирован на полномасштабном макете пассажирской кабины, который «Сухой» везет в ФРГ. Главное – что лайнер вобрал в себя все лучшее, что есть сегодня в мировой авиации.

Его авионику обеспечивает фирма THALES, двигатель и мотогондолу делают Snecma и НПО «Сатурн», системы дистанционного управления - LIEBHERR и российское НПО «Восход», системы кондиционирования тоже LIEBHERR, а шасси - MESSIER DOWTY, топливную систему – INTERTECHNIQUE, электрику - HAMILTON SUNDSTREND, интерьер кабины - B\E AEROSPASE, вспомогательные силовые установки HONEYWELL и российский «Салют», кресла экипажа – IPECO…

Такой «набор» комплектующих далеко не случаен. Руководители АХК «Сухого» специально искали себе в поддержку и в деловые партнеры такие знаменитые в своих отраслях авиационной техники фирмы, которые помогли бы их программе гражданских самолетов прорваться на мировой рынок. Ведь в классе регионально-магистральных лайнеров, к которому относится семейство RRJ, у «Сухого» достаточно много конкурентов. Здесь и российский Ту-334, и русско-украинский Ан-148, и бразильский Embraer, и канадский Bombardier, и китайский ERJ…

Не все из этих самолетов уже летают, не все прошли необходимые сертификационные испытания, не все имеют государственную поддержку, которую, кстати, получил проект семейства гражданских самолетов «Сухого», но все же – конкуренция у RRJ есть. И победить соперников можно только за счет более высоких летно-эксплуатационных качеств машины, ее экономичности и комфорта для пассажиров, и в особенности - при поддержке крупнейших производителей и потребителей авиационной техники, ее эксплуатантов. Поэтому, считали и считают в "Сухом", нужно добиться их коммерческой заинтересованности в успехе именно твоего самолета. Такой заинтересованности «Сухие» добились.

Первый контракт для новой машины уже подписан - на поставку 50 самолетов авиакомпании «Сибирь». Подготовлены коммерческие предложения авиакомпаниям «UTAir» и «Пулковские авиалинии». Есть, как утверждают, устные договоренности на покупку RRJ и с AIRFRANCE, IBERIA, с другими европейскими фирмами.

Не скрывают в руководстве «Сухого» и идею предложить участие в проекте RRJ индийской авиакомпании HAL, которая сейчас собирает многофункциональные истребители Су-30МКИ по лицензии «Сухого». Это, считают на фирме, расширит коммерческое пространство для поставок их гражданских самолетов и поможет преодолеть сложности конкуренции на наиболее интересных участках мирового авиационного рынка.

В целом программа российского регионального самолета оценивается в 600 млн. долларов, а перспективный объем их продаж - более чем в 10 млрд. долларов. Потребность международного рынка в таких небольших, сравнительно недорогих и предельно удобных в эксплуатации пассажирских лайнерах оценивается экспертами на ближайшие двадцать лет почти в пять с половиной тысяч единиц. Это – в целом, а в частности с 2007-го года, когда RRJ должен пойти в серию, потребуется 300 машин для стран СНГ и более 400 – для государств Европы, Северной Америки и Юго-Восточной Азии. «Сухой» надеется зарабатывать на поставках этих машин на экспорт практически столько же, сколько зарабатывает на своих боевых самолетах. А это более 1,5 млрд. долларов ежегодно. Он уже вложил в разработку RRJ, как говорит Михаил Погосян, 70 млн. долларов. И собирается в ближайшее время не только компенсировать свои затраты, но и начать получать прибыль. Так что нельзя исключить, что в ближайшие года производство гражданских самолетов «Сухого» достигнет такого же коммерческого и потребительского успеха, как и истребители этой прославленной российской фирмы.

Источник информации
Опубликовано 11.03.2005