Российский оборонно-промышленный комплекс на современном этапе

Александр Бурутин, cоветник Президента Российской Федерации


Александр БурутинОборонно-промышленный комплекс (ОПК) как сегмент экономики, занятый в производстве военной продукции, формирует материальную основу обеспечения безопасности и обороны государства, а также, аккумулируя передовые научно-технические достижения, определяет эффективность функционирования высокотехнологичных сфер экономики страны.

ОПК – один из источников поступления в госказну значительных финансовых средств от его внешнеэкономической деятельности и от поставок высокотехнологичной продукции на внутренний и мировой рынок. Поэтому состояние ОПК – важнейший приоритет государства и сегодня находится в центре пристального внимания высшего военно-политического руководства страны.

Обстоятельства сложились таким образом, что в начальный период перестройки уровень такого внимания существенно снизился. Геополитические изменения в мире, переориентация российских общественно-экономических отношений на рыночные и последствия этого привели к деструктивным процессам, поставили ОПК на грань выживания. В числе причин – общий спад экономики страны, объективные и субъективные ошибки руководства, игнорирование специфики оборонно-промышленного комплекса, его чрезмерная избыточность, неадаптированность к новым условиям и ряд других. Видимо, не последнюю роль сыграло и иллюзорное заблуждение нас чет благоприятной ситуации в военнотехнической области на фоне огромных арсеналов бывшего СССР и оставшегося в наследство громадного военно-технического потенциала.

Результаты общеизвестны – многократное снижение государственного заказа, разрыв кооперационных связей, хаотичная политика по разгосударствлению госсобственности привели к сокращению (свертыванию) научно-технической и производственной деятельности большинства предприятий ОПК, изношенности основных фондов, потере важнейших технологий, уникальной стендовой и испытательной базы, оттоку квалифицированной рабочей силы. Провозглашенный, но бесконтрольный курс на конверсию военного производства по существу привел к стагнации ОПК.

Сохранить потенциал отрасли во многом удалось за счет активной внешнеэкономической деятельности, заключения крупных экспортных контрактов с Индией, Китаем и некоторыми другими странами.

Критическое состояние системы вооружения, предпосылки к преждевременному массовому выходу из строя вооружения и военной техники, системный кризис ОПК потребовали принятия неотложных мер. И такие меры поручениями и распоряжениями Президента РФ и правительства были определены. Благодаря им в последние 3–4 года финансирование в целом стабилизировалось, обозначился ежегодный рост государственного оборонного заказа, началось формирование основ дееспособной нормативной правовой базы в военно-технической сфере.

В 2001 году были приняты концептуальные и программные документы, обозначившие пути развития оборонно-промышленного комплекса на предстоящую перспективу, – «Основы политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» и федеральная целевая программа «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002–2006 годы)». Согласно им, в основу развития ОПК легла оптимизация его структуры путем формирования системообразующих интегрированных структур (ориентированных на выпуск высокотехнологичной продукции военного, двойного и гражданского назначения) для эффективного решения всего комплекса проблем – от загрузки мощностей, обновления основных производственных фондов до диверсификации производства, обеспечения правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности и др.

Как под этим углом зрения можно охарактеризовать итоги проделанной работы и в целом оценить состояние обороннопромышленного комплекса с позиций сегодняшнего дня?

К сожалению, разрушительные тенденции 90-х годов во многом остались характерными и для современного облика ОПК:

·         существующая госпрограмма вооружения на 2001–2010 годы ориентирована в основном на ремонт и модернизацию ВиВТ, а не на серийные закупки. В результате низкие объемы гособоронзаказа не позволяют загрузить производственные мощности более чем на 5–8%. В наиболее сложной ситуации остаются предприятия, не задействованные в сфере ВТС;

·         несмотря на утверждение Президентом России перечня стратегических предприятий и акционерных обществ (Указ Президента Российской Федерации от 04.08.2004 г. № 1009), зачастую продолжается процесс бесконтрольной приватизации и банкротства предприятий и организаций ОПК, в том числе стратегических. Наблюдается тенденция к снижению уровня государственного участия в формируемых оборонных интегрированных структурах;

·         в полной мере не отрегулированы вопросы правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации, при вовлечении их в экономический и гражданско-правовой оборот. Остается несформированной целостная нормативно-правовая база инновационной деятельности, роль государства в этих процессах до конца не определена;

·         по-прежнему не преодолена тенденция к снижению возрастных характеристик работающих в ОПК, сегодня на предприятиях и в организациях отрасли практически нет профессионально подготовленной молодежи. Не работает система подготовки инженерных кадров по многим оборонным направлениям;

·         продолжает сохраняться неудовлетворительное состояние с поддержанием мобилизационных мощностей;

·         не завершено формирование четкой вертикали государственного управления оборонно-промышленным комплексом страны.

В целом, как и в прежние годы, очевидны экспортная ориентация ОПК, отсутствие видимых признаков того, что внутренний государственный заказ оказывает какое-либо серьезное воздействие на производственно-финансовое состояние оборонных предприятий и организаций России. Невысока диверсификация производства, за исключением, быть может, кораблестроительных и двигателестроительных компаний.

Значительно отстает от планового и процесс образования системообразующих интегрированных структур, прежде всего из-за отсутствия соответствующей нормативно-правовой базы. Из предусмотренных к созданию в 2002–2004 годах 75 интегрированных структур сформировано чуть более 10, из 23 казенных предприятий – только одно.

Вместе с тем нельзя не заметить позитивных сдвигов. В сложнейшей обстановке, практически на принципах самофинансирования, ОПК сумел сохранить научно-технический, производственный и кадровый потенциал, заложить основу для разработки ВиВТ новых поколений. В целом оборонно-промышленному комплексу, несмотря на затянувшийся кризис, как и раньше, принадлежит важнейшая роль в государстве.

Сегодня перед страной встает ряд новых задач, направленных на сохранение статуса России в качестве одной из ведущих мировых держав, создание предпосылок для динамичного поступательного движения.

Рост экономики, удвоение валового внутреннего продукта и модернизация армии определены Президентом РФ В.В. Путиным в числе стратегических приоритетов России.

Какова роль ОПК в решении этих задач? Безусловно – ключевая.

Только оборонный комплекс с его высокотехнологичными отраслями, выполняющий свыше 75% НИОКР, способен стать отправной точкой для развертывания инновационной деятельности в России, опорой для подъема экономики страны. Не вызывает сомнений и способность ОПК развернуть серийное производство современных систем вооружения для качественного перевооружения армии, флота и силовых ведомств.

В контексте изложенного в обороннопромышленной сфере первоочередными мерами, как представляется, должны быть:

1.       Системная государственная поддержка оборонного сегмента, обеспечение национальной обороны по потребности, а не по остаточному принципу, с финансированием ее в объеме не менее 3,5% ВВП.

2.       Разработка конструктивной госпрограммы вооружения на 2006-2015 годы, предусматривающей:

·         реальные политико-финансовые меры, направленные на качественное перевооружение военной организации РФ;

·         концентрацию средств на избранных направлениях;

·         гарантированное выполнение приоритетных задач развития ВиВТ, определенных важнейшими государственными решениями.

3.       Формирование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы:

·         концептуальной оборонно-промышленной стратегии;

·         холдинговой политики;

·         защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности;

·         инновационной деятельности и др.

4.       Совершенствование вертикали управления ОПК (от участия государства в управлении интегрированными структурами до принятия стратегических решений).

5.       Проведение взвешенной государственной политики по сохранению кадрового потенциала, уникальных технологий, технологической независимости Российской Федерации, усилению кооперационных связей внутри страны.
 

В российских политических и деловых кругах, в обществе должно прийти понимание того факта, что оборонно-промышленный комплекс играл и будет играть стержневую, системообразующую роль в решении оборонных, социально-политических, экономических и других задач государственного строительства.

Источник информации
Опубликовано 10.03.2005