Создание Объединенной авиастроительной компании может быть преждевременно

Анна Бажина


Сегодня на заседании президиума Госсовета, посвященного состоянию и перспективам развития отечественного авиационно-промышленного комплекса, среди прочих будет рассматриваться вопрос о создании Объединенной авиастроительной компании. Этот процесс идет активными темпами, однако, по мнению ряда экспертов, проект нельзя считать достаточно обоснованным и подготовленным. Если в отношении объединенной компании будут приниматься непродуманные решения, ее создание может не дать результата, на который рассчитывают чиновники. В распоряжении NewsInfo оказался подготовленные специалистами тезисы, содержащие основные недостатки предлагаемой концепции ОАК…

1. Упрощенный "технологический" подход к формированию российской авиационной промышленности, проистекающий из непонимания глубины и причин её системного кризиса.

Гражданская авиационная техника – это не только высокотехнологичный наукоёмкий продукт, но и объект купли-продажи, объект рыночных отношений всех участников авиационного бизнеса. Производить надо только то, что можно продать. Для этого должна быть создана заново система ведения авиационного бизнеса, обеспечивающая создание опережающих научно-технических заделов, проектирование, производство, продаже и послепродажную поддержку востребованной рынком продукции. Эта система должна быть совершеннее аналогичных, но созданных намного раньше систем западных конкурентов.

В концепции же основной упор делается на восстановление научного, проектного и производственного потенциала отрасли, ориентированного на создание передовой по летно-техническим характеристикам продукции. Механизмы обеспечения "продуваемости" этой продукции, в первую очередь, системы послепродажной поддержки, в концепции отсутствуют. У руководства страны создаётся иллюзия возможности простого решения сложной проблемы, которое на самом деле способно привести только к окончательной гибели отрасли (сначала гражданского, а потом и военного машиностроения).

2. В концепции декларируется восстановление государственного контроля над отраслью через механизм корпоративных и имущественных отношений на базе частно-государственного партнёрства. На самом деле, все тщательно прописанные в концепции действия способны привести только к противоположенному результату – окончательной утрате государственного влияния в стратегически важной отрасли народного хозяйства. Термин "частно-государственное партнёрство" не имеет юридического смысла, и не обременяет стороны никакими обязательствами в действующем правовом поле. По сути, он является красивой упаковкой для дальнейшего передела государственной собственности за государственные деньги в интересах частного бизнеса.

Через многоступенчатый механизм приватизации, обмена акциями и изменения структуры акционерного капитала предлагается создание за государственный счёт, на базе государственных активов новой частной компании. Главные роли в управлении этой компанией будут играть топ-менеджеры сливающихся предприятий, которые уже сегодня позиционируют себя в качестве собственников, выдавая личные и групповые интересы за интересы государства.

3. В концепции отсутствуют механизмы мотивации и ответственности менеджмента новой компании перед государством за результаты своей деятельности. Государство не только финансирует деятельность компании, но и берёт на себя ответственность за определение продуктовой линейки, причём не только для военной (что справедливо), Нои для гражданской авиатехники! В результате менеджмент компании всегда будет иметь возможность выдать собственные ошибки за ошибки государственных структур (так же, как сегодня всё списывается на недостаток финансирования).

4. Технократичный, нерыночный характер концепции ярко проявляется в отсутствии механизмов возврата вложенных государством средств. Ничего не говорится о возмездном характере государственного финансирования в виде прав интеллектуальной собственности и различных кредитных механизмов, о его обеспечении имуществом или акциями финансируемых предприятий, о капитализации государственной доли активов новой компании. Это ещё раз говорит о вольном или невольном стремлении авторов концепции написать сценарий создания частной компании безвозмездно за государственный счёт. Возврат части вложенных средств в виде налогов возможен только в результате её успешной коммерческой деятельности, что вызывает большие сомнения. В случае неуспеха бюджетные средства будут безвозвратно потеряны.

5. Включение в сферу компетенции новой компании военной авиационной техники является преждевременным. Заказчиком военной техники является государство, гражданской – коммерческие структуры. Их проектирование, производство и эксплуатация имеют разные нормативные и технологические базы, гармонизация которых – длительная и неоднозначная задача. Поспешное объединение производства военной и гражданской авиатехники в рамках одной компании способно нанести непоправимый ущерб оборонному потенциалу государства.

Источник информации
Опубликовано 22.02.2005