Формирование концепции развития машиностроительного комплекса

Аврутин А.И., проф., руководитель проекта Института экономики науки и производства,
Евтюхин А.С., первый зам. директора завода "Красное Знамя",
Костак Р.М., зам. директора по управлению проектами ЗАО "Райбель",
Курбатов С.М., д.т.н., проф., вице-президент Союза работодателей машиностроения РФ,
Маланов М.Б., д.э.н., проф., научный руководитель Центра "Издательские технологии"



В ходе социально-экономических реформ, проведенных в стране в 90-х годах прошлого века и трактуемых как переход к рынку, были восстановлены базовые для системы предпринимательства отношения между трудом и капиталом. Перед государством - субъектом реформ стояла задача в реальном масштабе времени обеспечить активное вхождение в современную постиндустриальную систему, решив, таким образом, проблему как поддержания статуса великой державы, так и реализации социальных вопросов. Однако проведенные кардинальные преобразования до настоящего времени не обеспечили достижения ожидаемых социально-экономических результатов, не активизировали производственные процессы, опираясь на действия отечественного бизнеса, и существенно не снизили социально-экономического напряжения. В такой связи рассмотрим роль машиностроительного комплекса в системе национальной экономики, его социально-экономические проблемы, а также направления и методы восстановления и развития обрабатывающих отраслей в сложившейся экономической обстановке.

Системные вопросы развития обрабатывающих отраслей промышленности

В сложной социально-экономической ситуации последних лет после ряда мер, которые в определенной степени стабилизировали обстановку, дальнейшей знаковой вехой стала объявленная Президентом страны В.В. Путиным триединая задача – удвоение к 2010 г. ВВП, решение социальных проблем и обеспечение безопасности. Ее важность определяется прежде всего тем, что главой государства была обозначена четкая система координат, в рамках которой стало необходимым систематизировать не только позиции и цели различных хозяйствующих субъектов, но и определить конкретные действия всех участников новой экономической среды и прежде всего правительства и бизнеса, где сосредоточены основные производственные и финансовые ресурсы. Поставленные задачи требуют выработки совместных и скоординированных действий бизнеса и власти. Действенная координатная система позволяет четко определить положение каждого участника процесса в ходе реализации важнейших для страны задач. В настоящее время проводится активная работа по выполнению ряда национальных программ – здравоохранение, образование, жилье, сельское хозяйство, где социальные проблемы не только пересекаются, но опираются на производственные. Однако в системе такого рода мер достаточно медленно идут процессы, связанные с интенсификацией реального сектора экономики. В стране продолжается экспорт сырья и "мозгов" и импорт готовых товаров. В коренном изменении такого положения ведущая роль принадлежит машиностроительному комплексу.

Реализация всей совокупности этих проблем требует активного использования как уже сложившихся методов, так и сосредоточения внимания на тех методах и средствах, которые еще недостаточно используются, но имеют большие потенциальные возможности. Учитывая, что в настоящее время политические партии должны существенно влиять на решение хозяйственных вопросов на базе новых принципов формирования различных государственных структур, следует определить возможные коммуникации между представителями обрабатывающих отраслей и партийными структурами, которые позволят разработать предложения по обеспечению законодательной поддержки машиностроительного комплекса.

Кроме того, отметим, что рыночная система опирается на предпринимательство, которое в индустриально развитых странах, наряду с традиционными – земля, труд, капитал, уже считается четвертым фактором производства. К сожалению, в сложившейся в стране ситуации превалирует фактор собственника, а не предпринимателя. Задача системного обеспечения состоит в том, чтобы максимально активизировать этот фактор.

Машиностроительный комплекс в системе национальной экономики

Машиностроение во всем мире признано ведущей отраслью производства. Его развитие характеризует уровень как научно-технического потенциала страны, так и обеспечения ее безопасности.

В условиях глобализации экономики каждая страна формирует и проводит государственную промышленно-экономическую политику, направленную на развитие определенных отраслей. В ходе такого рода процессов четко проявляется следующая тенденция, характеризующая интегрированную отраслевую направленность экономики различных стран:

·     государства, в хозяйственной структуре которых преобладают перерабатывающие отрасли производства, опирающиеся на высокие технологии, то есть страны, поставляющие на рынок конечные товары и услуги высокоорганизованных отраслей. Эти страны определяются как наиболее развитые;

·     государства, где преобладают добывающие отрасли, то есть страны, в существенной мере живущие за счет ресурсов, данных природой, и которые по причине слабого развития обрабатывающих отраслей зачастую даже эти ресурсы поставляют на мировой рынок не как конечный продукт, а как исходное сырье для последующей переработки. Такие страны представляются как слаборазвитые.

Задача государственной экономической политики заключается в выработке промышленной концепции и хозяйственного механизма, опираясь на приоритетные отечественные отрасли, которые обеспечат стране должный уровень развития обрабатывающих отраслей в рамках международного разделения труда.

В контексте отраслевого рассмотрения проблем отметим, что в конкурентной рыночной среде действуют два определяющих фактора: экономика продукта (товара или услуги) и экономика производителя (фирмы). В последние десятилетия научно-технический прогресс и конкуренция, диктующие необходимость снижения издержек производства одновременно как в процессе производства конкретного продукта (то есть в рамках цели производства), так и в системе исполнительного механизма (то есть непосредственно в производственной структуре) приводят к тому, что многие крупнейшие ранее узкоспециализированные фирмы становятся многопрофильными. В этих условиях отраслевая направленность проявляется уже не в форме специализированной фирмы, а в конкурентной борьбе многопрофильных предприятий на отраслевых рынках, анализ функционирования которых в настоящее время приобретает все большее значение как в аспекте производства того или иного товара, так и в характере действий производственных структур – изготовителей того или иного продукта, представляемого на отраслевых рынках.

Социальные проблемы и машиностроительный комплекс

Важнейшей базовой задачей решения социальных проблем является развитие обрабатывающих отраслей производства, а значит, создание в этом спектре должного количества рабочих мест. Оценивая роль, структуру машиностроительного комплекса, состояние, объемы затрат на его восстановление и обеспечение необходимых темпов развития, можно утверждать, что эти задачи не могут быть решены в рамках его отдельных предприятий и даже других более крупных производственных структур. А это значит, что проблема рабочих мест в машиностроении представляет собой важнейшую национальную задачу.

Мировая практика постиндустриального развития подтверждает, что преодоление трудных социальных проблем лежит прежде всего в сфере интенсивного развития национального производства, его обрабатывающих отраслей и именно на такой основе создания должного количества рабочих мест, которые обеспечивают высокий прожиточный минимум абсолютному большинству населения страны. В индустриально развитых странах это не только экономическая, но и социальная задача, объединяющая действия как государства, так и бизнеса, и только благодаря их совместным усилиям преодолевается жесткое социальное противостояние на базе социальной ориентации экономики.

Проблема рабочих мест проявляется не только в кризисных ситуациях и не только в слаборазвитых странах. Она характерна и для индустриально развитых стран, поскольку определяется динамикой развития производства, естественным изменением его структуры. Но все эти проблемы в индустриально развитых странах представляются как достаточно ограниченные по отношению к состоянию всей социально-экономической системы. В бывшем Советском Союзе и других социалистических странах противоречия в социальной сфере назревали преимущественно не на основе отсутствия рабочих мест, а вследствие низкого уровня материального обеспечения как работающих, так и всех других слоев населения (пенсионеры, учащиеся и др.).

В нашей стране создание рабочих мест в послереформенный период представляется большой национальной проблемой, которую можно решить только в рамках разработки и реализации комплексной социально-экономической программы. Ее выполнение находится, с одной стороны, в сфере интенсификации производственных процессов на основе предпринимательства и, таким образом, в создании в должной мере оплачиваемых рабочих мест, способных обеспечить семье требуемый уровень жизни, а с другой – в расширении на той же базе объемов производства, росте государственного бюджета и формировании необходимых средств для решения как общегосударственных задач, так и обеспечения жизни работников бюджетной сферы и определенной части неработающего населения.

В процессе "шокового реформирования" преимущественно пострадали обрабатывающие отрасли производства, в этой сфере была ликвидирована существенная часть рабочих мест, и именно на этих отраслях должно быть сосредоточено внимание как государства, отечественного частного сектора, так и структур гражданского общества.

С учетом различных как объективных, так субъективных факторов проблема заключается в формировании промышленной стратегии, относящейся в существенной мере к сфере машиностроения, в рамках которой должны быть четко обозначены не только объективные трудности переходного периода в формировании новой производственной среды, но, одновременно, и пути реального выхода из этого состояния.

Деградация отраслей машиностроения в последние десять – пятнадцать лет привела к тому, что потеряно большое количество специалистов как вследствие их перехода в другие сферы деятельности, так и "утечки мозгов". Именно поэтому проблема создания рабочих мест в машиностроении при постановке задач обеспечения его развития тесно связана с такими вопросами в кадровой политике, как формирование специалистов высшей квалификации – докторов и кандидатов наук; подготовка инженерно-технического состава; обеспечение подготовки мастеров и рабочих различных уровней квалификации.

Таким образом, вопросы создания рабочих мест в машиностроении представляют собой системную двустороннюю задачу. Она может формулироваться как с позиции восстановления производства, так и с позиций создания рабочих мест – то есть через призму задач социальной стабилизации. И в том, и в другом случае общество выходит на один и тот же комплекс проблем.

Информационно-публицистическая поддержка развития машиностроения

В поддержку решения такой сложной совокупности проблем необходимо провести серию научно-публицистических мероприятий, объединяющих усилия многочисленных руководителей и специалистов, в рамках которых сформулировать проблемы по восстановлению машиностроительного комплекса, обеспечив сравнение этих предложений с мероприятиями, разработанными в различных министерствах и ведомствах страны, и, таким образом, оценив их комплексность. Направленность этих мероприятий может быть следующей:

·     проведение промышленно-технологических выставок ориентированных на показ предприятий, активно решающих задачи возрождения обрабатывающих отраслей в новой экономической среде;

·     организация работы научно-производственного журнала, в котором систематически публиковать предложения руководителей и специалистов машиностроительных отраслей по проблемам восстановления этой сферы производства;

·     проработка вопросов, связанных с обеспечением правовой поддержки развития машиностроительного комплекса;

·     определение имеющихся научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций с целью оценки возможностей разработки новой продукции и технологических процессов;

·     использование методов институционализации для сопоставления назревших проблем с наличием структур, на которые возлагается ответственность за их решение.

В заключение отметим, что в ходе социально-экономических преобразований значительная часть людей в стране была поставлена на грань выживания вследствие падения производства и ликвидации рабочих мест всех направлений и уровней. Причем большинство из них – это специалисты обрабатывающих отраслей. Восстановление рабочих мест от ученого до производственников всех специальностей в сфере машиностроения является важнейшей национальной задачей.

Источник информации
Портал машиностроения
Опубликовано 28.06.2006