Иллюзия полета

Анастасия Самоторова


Международная аэрокосмическая выставка ILA-2006, завершившаяся на прошлой неделе в Берлине, еще долго будет предметом особой гордости российских авиаторов. Наша страна получила в распоряжение отдельный павильон и самую большую выставочную площадь. Россия представила на выставке две новые модели самолетов — истребитель МиГ-29 и грузовой самолет Ил-76.

Члены делегации и сопровождающие их лица вылетели из столичного аэропорта "Внуково" практически на опытном образце. Российских участников везли в Берлин на борту самолета Ту-204-300. Этот пассажирский самолет стоимостью $25 млн. был представлен на выставке в качестве образца российского гражданского самолетостроения. На традиционные машины семейства "Туполев" Ту-204 внешне действительно похож мало. Велюровые кресла, мониторы, ковролин и встроенная электронная система работы сидений создавали полную иллюзию полета как минимум на приличном самолете Boeing. Слегка портили впечатление заедавшие ремни безопасности и пять каналов радио, ни один из которых нельзя было слушать из-за плохого качества звука. Боевой дух делегации в течение почти всего времени полета поднимал ролик, показывавший, как президент Путин летит на истребителе Су-27 в Грозный. До аэрокосмической выставки в Берлине президент не долетел. Хотя анонс его приезда красовался на первой полосе берлинской малотиражки "Вести выставки". Впрочем, не дождались и канцлера Германии Ангелы Меркель. С немецкой стороны почетным гостем выступил министр экономики Михаэль Глосс. Российскую делегацию на выставке представлял глава Федерального агентства по промышленности Борис Алешин.

Лишние американцы

Выставка ILA-2006 проводится раз в два года и входит в пятерку самых престижных аэрокосмических салонов мира. Престижнее только ярмарки во французском Ле-Бурже и британском Фарнборо. Первые четыре дня (с 16 по 19 мая) были днями официальных делегаций, затем к стендам повалили обыватели. В аэропорт Шенфельд съезжались менеджеры международных концернов из Германии, Франции, Японии и Великобритании. Многие из них не желали терять время на заселение в гостинице и рассматривали образцы самолетов и техники, волоча за собой чемоданы. На ILA не было только образцов и представителей американского Boeing, традиционного конкурента европейской авиастроительной корпорации Airbus. В интервью местным газетам президент союза немецкой авиа- и космической промышленности Ханс Ганте бодро заявлял, что отсутствие на выставке фирмы Boeing "не скажется на имидже выставки". При этом местная пресса уделяла большое внимание российским гостям. Официальные газеты описывали экспонаты российской выставки исключительно в радужных тонах, упоминая при этом все же о российском гражданском самолетостроении, которое "находится в упадке". Действительно, сильной стороной на выставке был не гражданский Ту-204, а истребитель МиГ-29ОВТ и грузовой самолет Ил-76ТД-90ВД.

Номер заказывали?

Новый МиГ уже был представлен публике на московском авиасалоне МАКС в 2005 году, однако за границу он вывезен впервые. Демонстрация возможностей МиГ-29 на летном поле Шенфильда на второй день выставки вызвало аплодисменты публики. До этого момента она наблюдала за возможностями выставляемых самолетов без столь яркого энтузиазма. Наверное, потому, что благодаря двигателю с отклоняемым вектором тяги МиГ-29 может летать хвостом вперед. Публике пришлось изрядно понервничать, когда российский истребитель, вращаясь вокруг собственной оси, завис над ней на расстоянии 400 м, а затем, не меняя положения, рванул вверх. Двигатель с отклоняемым вектором тяги ранее был особенностью исключительно самолетов марки "Сухой". "МиГ-29 ждет Европа!" — уверен глава "Авиаэкспорта" Феликс Мясников. Еще она новинка берлинского авиасалона — модернизированный вариант грузового самолета Ил-76ТД-90ВД. Авиалайнер оснастили новым двигателем, ПС-90А-76. Это позволяет самолету соответствовать требованиям ICAO по шуму и без ограничений летать по всему миру. Кроме того, на нем установлена авионика последнего поколения. "Теперь у нас появилась возможность летать в Арктику", — не без гордости признался глава компании "Волга-Днепр" Алексей Исайкин. По его словам, уже ведутся переговоры с потенциальными заказчиками — это правительство Австралии и партнеры из США. "Вот так новые идеи вдохнули жизнь в производство", — веско заявил на презентации самолета глава Роспрома Борис Алешин. Объективно основное конкурентное преимущество Ил-76 в цене. Так, аналогичный по параметрам А-400 дороже в пять раз, а С-17 — в восемь раз. Цена же модернизированного Ил-76 — 30 млн. евро. Помимо "новинок" в российском павильоне, украшенном красными лилиями, было представлено около 60 российских предприятий, в том числе и гражданского назначения. Участники привлекали внимание к экспонатам как могли. "Номер заказывали? — обращался к VIP-посетителям генеральный директор НПО "Салют" Юрий Елисеев, демонстрируя работу нового газотурбинного двигателя АЛ 31 ФН. — Смотрите, как работает, ламбаду делает по кругу!"А главный конструктор ивановского парашютного завода "Полет" приехал в Берлин с твердым намерением оснастить местные профильные компании российскими парашютами Malva. Основное конкурентное преимущество здесь тоже цена: базовый комплект парашютиста — $1775.

Оставить немцев без работы

Основным итогом выставки стало подписание сразу нескольких соглашений. Представители российской корпорации "Иркут", РСК "МиГ" и европейский концерн EADS в первый же день выставки подписали протокол по сотрудничеству в сфере конвертации пассажирских самолетов Airbus в грузовые варианты. Переоборудование начнется с узкофюзеляжного пассажирского самолета серии А320. (Самолет именно этой серии недавно потерпел крушение под Сочи.) Форма сотрудничества — создание СП, половина акций которого будет принадлежать российской стороне, половина — немецкой. Сам завод построят в подмосковных Луховцах, на базе РСК "МиГ". Первый образец переоборудованного самолета должен появиться уже через три года. По предварительным подсчетам, годовой оборот СП достигнет $300 млн. в год. До последнего времени переоборудованием большинства самолетов Airbus занималось дочернее предприятие EADS — Elbe Flugzeugwerke в Дрездене. В кулуарных беседах менеджмент дрезденского отделения корпорации высказал определенные опасения: организация конвертационного процесса в России намного дешевле, в результате Elbe Flugzeugwerke может потерять часть заказов. Реализация этих соглашений также может повлиять на ход переговоров с основным конкурентом Airbus — корпорацией Boeing. Американцы планировали заняться в России переоборудованием в грузовые пассажирских самолетов типа 747-Jumbo. На ярмарке в Берлине было подписано еще два контракта на общую сумму 8 млн. евро. Российская сторона заключила соглашение с немецкой компанией Fooke Gmbh на поставку оборудования для серийного производства российского самолета RRJ. Надежда российского авиапрома тоже была представлена на выставке, правда, в виде картонного экспоната. По словам завсегдатаев авиавыставки, по сравнению с 2002 годом макет RRJ увеличился на 15 см и у него появился хвост, который на прошлогодней выставке у макета отсутствовал.

Размер имеет значение

Отдельный национальный павильон России на ILA-2006 был вторым по величине после германского. Российская выставка занимала порядка 3 кв. км. Это почти в три с половиной раза больше, чем в прошлом году (800 кв. м). Впрочем, сравнивать объемы и эффективность российского авиапрома с европейским пока рано. Для примера: в прошлом году авиапромышленность Германии вышла на рекордные обороты по продаже авиатехники — 18,6 млрд. евро. Рост отрасли составил 16,2%. "У российских авиаторов все еще впереди, — несмотря ни на что, уверен глава Роспрома Борис Алешин. — Мы получаем хорошую политическую поддержку. Нужно создавать конкурентоспособную продукцию, которая будет востребована на зарубежных рынках. Это наша основная идеологическая задача". Наверное, он все же имел в виду — коммерческая.

Источник информации
Опубликовано 26.05.2006