Тюмень, считающаяся не только столицей нефтяной науки, но и нефтегазового машиностроения, продолжает укреплять свой производственный потенциал. Только за первые полгода свои промышленные площадки на территории Тюменской области открыли ведущие игроки рынка Baker Hughes и DYNAenergetics. Ведутся переговоры с компаниями Halliburton и Weatherford, специализирующимися на оказании нефтесервисных услуг и производстве соответствующего оборудования. Только в 2013 году общий объем продукции, реализованный местными машиностроительными предприятиями, достиг 20 млрд рублей. По итогам этого года с учетом уже запущенных площадок ожидается увеличение налоговых поступлений в бюджет области. Вместе с тем, предприятия, работающие на территории региона, испытывают и ряд сложностей в своей работе. Прежде всего, они связаны с несовершенством федерального законодательства в части проведения тендерных компаний и госзакупок.
Демпинг
Несмотря на то, что ведущими нефтяными компаниями начато освоение крупных месторождений: Мессояха, Новый Порт, Сузунское, Тагульское и ряд других, машиностроительные предприятия по-прежнему испытывают дефицит долгосрочных контрактов, отметили участники годового общего собрания Ассоциации машиностроителей Тюменской области.
По словам управляющего директора ОАО "ГМС Нефтемаш" Сергея Бахтия, на рынок нефтепромыслового оборудования и сервисных услуг все больше заходит компаний, не имеющих представления о специфике деятельности.
"Доходит до того, что в тендере участвует до 30 компаний. Причем мы, работающие в отрасли давно, ни разу ранее не встречались со своими конкурентами. Полная некомпетентность, отсутствие необходимой квалификации и опыта, но за счет демпинга им удается получить контракт. Затем они либо передают его на выполнение другой компании, либо пытаются перепродать выигранный тендер", – пояснил Сергей Бахтий.
Решение проблемы он видит в принятии закона, устанавливающего четкий порядок участия в тендерах по принципу: на миллионные контракты могут претендовать те, кто платит соответствующие суммы налогов. Инициировать разработку законопроекта предлагается через областное правительство или региональный парламент.
"В тендерах наравне с нами участвуют гаражные кооперативы, как мы их называем. В таких условиях мы никогда не сможем выиграть по цене или уйдем в убытки", – подчеркнул Сергей Бахтий.
Вторая проблема, затрудняющая получение контрактов, напрямую связана с внедрением нового закона о госзакупках. Он вступил в силу с 1 января 2014 года. Сами разработчики не раз отмечали, что закон несовершенен. И первые подтверждения этому поставщики оборудования уже ощутили на себе.
"Заказчики не могут проверить информацию о потенциальных поставщиках. В результате, госзаказ зачастую получают сомнительные компании. Процедура отмены же подобных контрактов занимается до 3 месяцев. Соответственно все графики работ и поставок сбиваются", – добавил Сергей Бахтий.
Решение всех существующих проблем в системе закупок, обеспечении прозрачных правил игры, позволило бы местным отечественным предприятия нарастить объемы заказов, повысить рентабельность производства и выйти на еще более современный технологий уровень.
Кадры
По-прежнему непростой остается и ситуация с кадровым обеспечением отрасли нефтегазового машиностроения и сервиса. Тем не менее, по словам заместителя президента Тюменской ассоциации нефтегазосервисных компаний, генерального директора ООО "Югсон-Сервис" Анатолия Киреева, проблема все же сдвинулась с мертвой точки. Видна работа департамента образования Тюменской области в части профориентационной работы и сами предприятия стали более активно сотрудничать с Тюменским государственным нефтегазовым университетом, который по-прежнему остается главным поставщиком специалистов поставщиком кадров для нефтегазовой отрасли.
"На наше предприятие в основном требуются технологи, конструкторы, металлообработчики. 60% из работающих имеют диплом об окончании ТюмГНГУ", – отметил Анатолий Киреев.
Он рассказал, что предприятие давно и успешно взаимодействует с университетом. Студенты проходят практику в "Югсон-Сервисе", сотрудники компании выступают кураторами и рецензентами дипломных проектов. Это дает возможность еще на стадии обучения приметить наиболее подходящих для дальнейшего трудоустройства студентов. Однако работа с молодыми специалистами на этом не заканчивается. В процессе работы с более опытными сотрудниками они продолжают повышать свои профессиональные компетенции. При этом, когда принятые молодые люди становятся высококлассные специалистами, возникает другая проблема.
"Нефтедобывающие компании, которые активно запускают новые проекты и расширяют географию своей деятельности, начинают испытывать острую потребность в подготовленных кадрах. Поскольку мы не только выпускаем оборудование, но и оказываем сервисные услуги, наши специалисты могут выполнять сложные виды работ. Такие сотрудники привлекательны для нефтяных компаний и они активно переманивают наших молодых сотрудников более высокой заработной платой", – пояснил Анатолий Киреев.
При этом конкурировать по уровню оплаты труда, а также формировать заказ на специалистов, начиная с первого курса их обучения в вузах, предприятие тоже не может. Поскольку договорные отношения с заказчиками носят, как правило, краткосрочный характер. Поэтому планировать бюджет предприятия на долгосрочную перспективу — не получается.
Проблема с контрактованием также сказывается на развитие материально-технической базы многих отечественных машиностроительных предприятий, а именно российский ТЭК должен стать основой для извлечения мультипликативного эффекта за счет якорного заказа оборудования, услуг, технологий, локализации производства у местных производителей, отмечал Владимир Путин на заседании комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК в Астрахани.
Глава государства довольно жестко высказался о том, Россия не намерена отказываться от импортных поставок, но импортозамещение в ТЭК позволит ей обеспечить надежность реализации многих проектов. Поэтому производство оборудования и оказании услуг российскими компания заслуживает поддержки и будет поддержано.
Очевидно, что решение многих проблем, наблюдающихся в отечественном машиностроении кроется в неготовности нефте- и газодобывающих компаний заказывать оборудование и сервисные услуги у местных поставщиков. При этом, если еще 5–10 лет назад разговоры о том, что российское оборудование существенно уступает по качеству импортному, имели место быть, то сегодня вызывает массу споров. Отечественное машиностроение существенно продвинулись вперед и дальнейшее его развитие напрямую зависит от долгосрочных контрактов, которые позволили бы спланировать бюджет предприятий на более удаленную перспективу, предусмотрев мероприятия по техническому переоснащению.
Демпинг
Несмотря на то, что ведущими нефтяными компаниями начато освоение крупных месторождений: Мессояха, Новый Порт, Сузунское, Тагульское и ряд других, машиностроительные предприятия по-прежнему испытывают дефицит долгосрочных контрактов, отметили участники годового общего собрания Ассоциации машиностроителей Тюменской области.
По словам управляющего директора ОАО "ГМС Нефтемаш" Сергея Бахтия, на рынок нефтепромыслового оборудования и сервисных услуг все больше заходит компаний, не имеющих представления о специфике деятельности.
"Доходит до того, что в тендере участвует до 30 компаний. Причем мы, работающие в отрасли давно, ни разу ранее не встречались со своими конкурентами. Полная некомпетентность, отсутствие необходимой квалификации и опыта, но за счет демпинга им удается получить контракт. Затем они либо передают его на выполнение другой компании, либо пытаются перепродать выигранный тендер", – пояснил Сергей Бахтий.
Решение проблемы он видит в принятии закона, устанавливающего четкий порядок участия в тендерах по принципу: на миллионные контракты могут претендовать те, кто платит соответствующие суммы налогов. Инициировать разработку законопроекта предлагается через областное правительство или региональный парламент.
"В тендерах наравне с нами участвуют гаражные кооперативы, как мы их называем. В таких условиях мы никогда не сможем выиграть по цене или уйдем в убытки", – подчеркнул Сергей Бахтий.
Вторая проблема, затрудняющая получение контрактов, напрямую связана с внедрением нового закона о госзакупках. Он вступил в силу с 1 января 2014 года. Сами разработчики не раз отмечали, что закон несовершенен. И первые подтверждения этому поставщики оборудования уже ощутили на себе.
"Заказчики не могут проверить информацию о потенциальных поставщиках. В результате, госзаказ зачастую получают сомнительные компании. Процедура отмены же подобных контрактов занимается до 3 месяцев. Соответственно все графики работ и поставок сбиваются", – добавил Сергей Бахтий.
Решение всех существующих проблем в системе закупок, обеспечении прозрачных правил игры, позволило бы местным отечественным предприятия нарастить объемы заказов, повысить рентабельность производства и выйти на еще более современный технологий уровень.
Кадры
По-прежнему непростой остается и ситуация с кадровым обеспечением отрасли нефтегазового машиностроения и сервиса. Тем не менее, по словам заместителя президента Тюменской ассоциации нефтегазосервисных компаний, генерального директора ООО "Югсон-Сервис" Анатолия Киреева, проблема все же сдвинулась с мертвой точки. Видна работа департамента образования Тюменской области в части профориентационной работы и сами предприятия стали более активно сотрудничать с Тюменским государственным нефтегазовым университетом, который по-прежнему остается главным поставщиком специалистов поставщиком кадров для нефтегазовой отрасли.
"На наше предприятие в основном требуются технологи, конструкторы, металлообработчики. 60% из работающих имеют диплом об окончании ТюмГНГУ", – отметил Анатолий Киреев.
Он рассказал, что предприятие давно и успешно взаимодействует с университетом. Студенты проходят практику в "Югсон-Сервисе", сотрудники компании выступают кураторами и рецензентами дипломных проектов. Это дает возможность еще на стадии обучения приметить наиболее подходящих для дальнейшего трудоустройства студентов. Однако работа с молодыми специалистами на этом не заканчивается. В процессе работы с более опытными сотрудниками они продолжают повышать свои профессиональные компетенции. При этом, когда принятые молодые люди становятся высококлассные специалистами, возникает другая проблема.
"Нефтедобывающие компании, которые активно запускают новые проекты и расширяют географию своей деятельности, начинают испытывать острую потребность в подготовленных кадрах. Поскольку мы не только выпускаем оборудование, но и оказываем сервисные услуги, наши специалисты могут выполнять сложные виды работ. Такие сотрудники привлекательны для нефтяных компаний и они активно переманивают наших молодых сотрудников более высокой заработной платой", – пояснил Анатолий Киреев.
При этом конкурировать по уровню оплаты труда, а также формировать заказ на специалистов, начиная с первого курса их обучения в вузах, предприятие тоже не может. Поскольку договорные отношения с заказчиками носят, как правило, краткосрочный характер. Поэтому планировать бюджет предприятия на долгосрочную перспективу — не получается.
Проблема с контрактованием также сказывается на развитие материально-технической базы многих отечественных машиностроительных предприятий, а именно российский ТЭК должен стать основой для извлечения мультипликативного эффекта за счет якорного заказа оборудования, услуг, технологий, локализации производства у местных производителей, отмечал Владимир Путин на заседании комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК в Астрахани.
Глава государства довольно жестко высказался о том, Россия не намерена отказываться от импортных поставок, но импортозамещение в ТЭК позволит ей обеспечить надежность реализации многих проектов. Поэтому производство оборудования и оказании услуг российскими компания заслуживает поддержки и будет поддержано.
Очевидно, что решение многих проблем, наблюдающихся в отечественном машиностроении кроется в неготовности нефте- и газодобывающих компаний заказывать оборудование и сервисные услуги у местных поставщиков. При этом, если еще 5–10 лет назад разговоры о том, что российское оборудование существенно уступает по качеству импортному, имели место быть, то сегодня вызывает массу споров. Отечественное машиностроение существенно продвинулись вперед и дальнейшее его развитие напрямую зависит от долгосрочных контрактов, которые позволили бы спланировать бюджет предприятий на более удаленную перспективу, предусмотрев мероприятия по техническому переоснащению.
Источник информации
Отрасли