Тенденции российского рынка бурового оборудования

В.В. Ткачев – президент компании "Уралмаш – ВНИИБТ"


Характерной особенностью развития нефтегазового комплекса России является выделение из состава нефтегазодобывающих компаний сервисных подразделений. Таким путем пошло большинство компаний: "Газпром", "ЛУКОЙЛ", "ТНК-ВР", "Сибнефть", "Роснефть", "ЮКОС". Сегодня, пожалуй, только "Сургутнефтегаз" сохраняет структуру, в которой сервисные подразделения являются звеньями производственной цепочки. В результате такого отделения на российском нефтесервисном рынке, ежегодный объем которого оценивается в $10 млрд., появилось множество разрозненных игроков. Большинство из них не имеют средств для технического перевооружения, для инвестиций в свое развитие и, естественно, не в состоянии успешно конкурировать с иностранными компаниями.

Аналогичная ситуация происходит на российском рынке нефтегазового машиностроения. Крупные предприятия, в том числе и оборонные, начинают выделять производства, работающие на нефтегазовый комплекс, в отдельные компании. Новые машиностроительные фирмы также не имеют средств для инвестиций в свое развитие и обновление основных фондов. Им сложно продвигать на рынок свое оборудование, привлекать финансовые ресурсы для выполнения контрактных обязательств, создавать систему сервисного обслуживания, проводить маркетинговые исследования, работы по сертификации и обеспечивать должный уровень рекламы продукции.

В подобных условиях большой интерес представляет опыт развитых стран, где давно идут процессы консолидации как на рынке нефтесервисов, так и на рынке нефтегазового машиностроения.

Процесс консолидации нефтесервисных компаний привел к формированию большой тройки гигантов: Hulliburton, Shlumberger и Baker Hughes. Причем в этих компаниях идет процесс интеграции машиностроения, особенно инновационного, в технологический сервис – создание нового оборудования происходит совместно с развитием технологий бурения, ремонта скважин и т.д. Совместное развитие нефтяного сервиса и отраслевого машиностроения позволяет акционерам нефтесервисных гигантов получать значительный эффект.

Процессы объединения предприятий приводят к появлению крупных игроков и на рынке нефтегазового машиностроения. Так, в результате десятилетия поглощений и слияний одна из рядовых американских компаний по производству и снабжению подрядчиков буровым оборудованием National Oilwell к 2004 году консолидировала почти 50% мирового рынка бурового оборудования. После присоединения в прошлом году компании Varco – на рынке бурового оборудования появился гигант National Oilwell Varco, контролирующий в отдельных сегментах до 90% мирового рынка. Приобретались компании, обладающие известными брендами, при наличии у потребителей большого парка оборудования данной марки и компании, добившиеся значительных успехов в создании высокотехнологичных систем (управление, привод и пр.) буровых установок. Консолидация обеспечила возможность National Oilwell Varco поставлять комплектные буровые комплексы как для наземных, так и для морских проектов. Характерно, что услуги технического сервиса в National Oilwell Varco составляют почти половину от оборота компании.

Анализ тенденций мирового рынка предшествовал формированию программы развития Группы "Интегра", в состав которой входят нефтесервисные и машиностроительные предприятия Российской Федерации. В частности, Группа "Интегра" владеет основным российским производителем тяжелых буровых установок – ЗАО "Уралмаш – Буровое оборудование". Кроме того, в составе Группы "Интегра" Всероссийский институт буровой техники (ВНИИБТ), Пермский филиал ВНИИБТ (производство винтовых забойных двигателей и турбобуров), Павловский машиностроительный завод (производство стабилизаторов, калибраторов, центраторов), Котовский опытный завод (производство буровых снарядов, пакеров, ловителей и многих видов бурового инструмента), а также предприятия, занятые ремонтом и сервисным обслуживанием нефтегазового оборудования.

Безусловным лидером машиностроительных предприятий Группы "Интегра" является ЗАО "Уралмаш – Буровое оборудование". Среди последних достижений предприятия – создание нового поколения установок кустового бурения "Уралмаш 3900/225 ЭК-БМ", которые оснащены регулируемым приводом основных механизмов, цифровой системой управления, экологически чистой циркуляционной системой, мощными и надежными триплексными буровыми насосами. В 2004 году две такие установки закупила крупнейшая англо-немецкая компания КСА DEUTAG Drilling GmbH. Дизайн буровой установки "Уралмаш 3900/225 ЭК-БМ" оказался настолько удачным, что его начали копировать зарубежные компании.

Летом 2004 года в Екатеринбурге состоялась успешная презентация новой установки, предназначенной для бурения сложных скважин глубиной до 10 000 м. Четыре такие установки "Уралмаш 600ДЭР" были закуплены Сирийской нефтяной компанией, а ближневосточное отделение ЗАО "Уралмаш – Буровое оборудование" обеспечивает сервисное обслуживание.

Важной тенденцией рынка бурового оборудования является развитие производства мобильных буровых установок. Мобильные буровые установки грузоподъемностью 100–140 тонн необходимы при бурении боковых стволов скважин, а установки более высокой грузоподъемности эффективны при бурении разведочных скважин и освоении небольших нефтегазовых месторождений. ЗАО "Уралмаш – Буровое оборудование" и ОАО "Петропавловский завод тяжелого машиностроения" (Казахстан) готовят производство мобильных буровых комплексов грузоподъемностью 125 тонн. Разработан также комплекс грузоподъемностью 200 тонн, уникальный тем, что обеспечивается мобильность всех основных блоков буровой установки.

Сегодня все больше бурового оборудования работает на шельфе, где реализуются наиболее крупные в стране (Приразломное, Штокмановское, Сахалин и пр.) инвестиционные проекты. Понимая рыночные тенденции, ЗАО "Уралмаш – Буровое оборудование" готовится к созданию нового отечественного оборудования для работы на шельфе Арктики. Компания имеет хорошую основу для разработки комплекта бурового оборудования нового поколения, которым будут оснащаться вновь строящиеся морские платформы. Начиная с 1976 года "Уралмаш" изготовил более тридцати комплектов оборудования для бурения на море, а ВНИИБТ имеет хороший опыт подготовки проектов строительства скважин на морском шельфе.

Российский рынок бурового оборудования развивается весьма неравномерно и подвержен значительным перепадам. В конце 80-х годов "Уралмаш" ежегодно выпускал более 300 буровых установок и наборов бурового оборудования. С 1991 по 1998 годы наблюдался существенный спад в производстве бурового оборудования. Так, за весь 1998 год "Уралмаш" поставил всего лишь одну (!) комплектную буровую установку и несколько наборов бурового оборудования. С 1999 года ситуация начала меняться в лучшую сторону, а в 2000–2001 годах российские заводы уже не справлялись с выполнением заказов нефтяников. За короткий период с 2000 по 2002 год было изготовлено около 200 буровых установок. Далее наступил период резкого спада производства. Приход зарубежных сервисных компаний и новых технологий позволили российским нефтяникам резко увеличить добычу за счет эффективных и сравнительно дешевых операций, связанных с интенсификацией ранее пробуренных скважин. Объемы эксплуатационного бурения вновь сократились, а после отмены налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы значительно сократились и объемы разведочного бурения. По данным Союза производителей нефтегазового оборудования, производство российских буровых установок для глубокого бурения в 2003 году составило 18 единиц, в 2004 году – 15 единиц. Причем эти цифры учитывают и поставки буровых установок на экспорт.

Несмотря на печальную статистику, есть серьезные основания рассчитывать на значительный подъем рынка бурового оборудования не только в 2006 году, но в достаточно длительной перспективе. Существует несколько важных факторов, свидетельствующих в пользу такого прогноза.

Во-первых, резервы быстрого роста за счет работы со старым фондом скважин в России уже исчерпаны, что приводит к росту объемов бурения и, соответственно, к увеличению закупок бурового оборудования.

Во-вторых, физически устарел парк буровых установок, работающих на территории нашей страны. Из требуемых 600–700 буровых установок только около 200 имеют возраст менее 10 лет. Половину существующего парка составляют буровые установки возрастом более 20 лет, которые требуют немедленной замены. Несмотря на высокий запас прочности советского бурового оборудования, оно все же было рассчитано на 10-летний, а не 20-летний срок эксплуатации, поэтому в России уже 70% буровых установок выработали свой ресурс.

В-третьих, специфические горно-геологические и климатические условия требуют специализированных буровых установок, ограничивая применение традиционных конструкций, применяющихся в других регионах мира.

В-четвертых, применение новых технологий бурения, в частности горизонтального бурения, требует оснащения буровой установки регулируемыми приводами постоянного или переменного тока, верхним приводом, эффективными средствами очистки бурового раствора, совершенными системами контроля и управления. Таких установок все еще очень мало у буровых компаний, работающих в Российской Федерации.

В подобных условиях отечественным производителям бурового оборудования необходимо обеспечить рынок продукцией, отвечающей требованиям потребителей. У российских производителей есть ряд очевидных преимуществ перед иностранными конкурентами. В первую очередь доскональное знание особенностей эксплуатации оборудования на российских месторождениях и многих месторождениях стран бывшего СССР. За нами огромный парк установленного и успешно эксплуатируемого оборудования, которое десятилетиями доказывало свою эффективность. В российских конструкторских коллективах накоплен бесценный опыт проектирования оборудования. Яркий пример эффективности отечественных разработок – копирование технических решений зарубежными компаниями. Кроме того, географическое расположение заводов вблизи нефтепромыслов дает значительные преимущества по логистике и предоставляет широкие возможности в обеспечении потребителей сервисными услугами.

Наличие в составе Группы "Интегра" не только машиностроительных, но и сервисных компаний является важным конкурентным преимуществом. Это позволяет обеспечить в рамках Группы "Интегра" успешное взаимодействие между потребителями и производителями оборудования, экспертизу проектов, организацию промысловых испытаний и оперативное внедрение новой машиностроительной продукции.

Известно, что сервис с давних пор является "ахиллесовой пятой" отечественного машиностроения, поэтому его развитие – важнейшая наша задача. Сервис способствует стабилизации бизнеса, а пример американских компаний доказывает, что он способен достигать половины объема продаж. Основным направлением работы Группы "Интегра" в этой сфере является создание сети сервисных предприятий в основных регионах нефте- и газодобычи. В составе Группы "Интегра" уже имеются предприятия, специализирующиеся на ремонте и производстве запчастей, а в дальнейшем их число будет возрастать.

Необходимо существенно активизировать работу по продвижению российского бурового оборудования на рынки. Особенно это касается сотрудничества с иностранными компаниями, которые все чаще выступают покупателями оборудования для бурения на территории Российской Федерации. Например, заказчиками оборудования для реализации проектов на Сахалине выступают иностранные компании – Exxon по проекту "Сахалин-1" и Shell по проекту "Сахалин-2". На освоение Штокмановского месторождения претендуют пять иностранных компаний: американские Chevron, ConocoPhillips, норвежские Hydro, Statoil и французская Total. Аналогичная ситуация с освоением Приразломного месторождения. На территории Российской Федерации работает большая группа иностранных нефтесервисных компаний, которые также являются потенциальными покупателями продукции наших заводов.

Иностранные компании закупают оборудование для своей работы по правилам, которые ранее не использовались в России и слабо знакомы нашим заводам. Поэтому Группа "Интегра", где работают известные иностранные специалисты с большим опытом работы на мировом рынке, имеет возможность содействовать российским заводам в успешном взаимодействии с зарубежными компаниями.

Серьезной проблемой российского рынка бурового оборудования является работа компаний-однодневок и различных посреднических структур. Такие фирмы часто без разрешения выступают от имени солидных предприятий, выдавая себя за изготовителей оборудования. Многие фирмы продают запасные части к буровым установкам от имени завода-изготовителя, нередко сопровождая их фальсифицированными документами. Буровое оборудование изготавливается или восстанавливается по украденной документации в кустарных условиях с нарушением технологии изготовления. Множество сомнительных фирм без согласования с заводами-изготовителями предлагает модернизацию имеющихся у нефтяников и газовиков буровых установок. Невозможность гарантировать качество ответственного оборудования приводит к опасности возникновения аварийных ситуаций.

Необходимо сформировать систему, которая позволит отсечь от потребителей подобные сомнительные структуры и различные фирмы-однодневки. Решению проблемы призван способствовать формирующийся Совет потребителей нефтегазового оборудования. Его создание поддержало ОАО "Газпром", ОАО "НК "Роснефть", "ТНК-BP" и ряд других крупных компаний. В рамках Совета планируется обеспечить функционирование системы предварительной квалификации поставщиков оборудования и ведение реестра добросовестных компаний, занятых в нефтегазовом машиностроении. Сложно переоценить значимость такого реестра для иностранных компаний – потребителей бурового оборудования, которые относительно недавно пришли на российский рынок.

Еще одной проблемой российских производителей бурового оборудования является слабая и недостаточно квалифицированная реклама. В частности, очень мало информации о российских предприятиях у иностранных компаний. Для решения этой проблемы Группа "Интегра" планирует организовать выпуск каталога российского бурового оборудования с параллельным размещением информации в Интернете на русском, английском и арабском языках.

Российское нефтегазовое машиностроение отличается от автомобилестроения, энергомашиностроения и других подотраслей машиностроения низким уровнем консолидации. В сфере энергетического машиностроения создан мощный холдинг – "Силовые машины". Отечественные предприятия железнодорожного машиностроения объединил "Трансмашхолдинг". Существенная часть отечественного автопрома входит в холдинг "РусПромАвто". Сельскохозяйственное машиностроение в значительной степени консолидировано в рамках концерна "Тракторные заводы". Сформировались крупные (КСМК, МНП и др.) игроки на рынке судостроения и так далее.

В российском нефтегазовом машиностроении все иначе – на рынке действует более 200 разрозненных заводов. Понятно, что таким предприятиям сложно успешно конкурировать на рынке и обеспечивать необходимый уровень инвестиции в свое развитие. Многолетний опыт показывает, что рассчитывать на успех во взаимодействии с нефтегазовым комплексом могут в основном крупные компании. Именно благодаря наличию в российской трубной промышленности трех холдингов (ОМК, ТМК, ЧТЗ) металлургам удается заключать долгосрочные договоры с компаниями нефтегазового комплекса и обеспечивать планомерную загрузку своих заводов.

Необходимость консолидации в отечественном машиностроительном комплексе диктует и предстоящее вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. На равных конкурировать с инофирмами разрозненные предприятия не смогут – это по силам только мощным объединениям. Поэтому в самое ближайшее время следует ожидать появления на рынке нефтегазового машиностроения нескольких крупных российских компаний, сопоставимых по своим возможностям с иностранными фирмами. Именно такие структуры, используя мировой опыт и опираясь на славные традиции российского машиностроения, смогут достойно представлять на рынках отечественную технику и технологии.

Справка

Ткачев Виталий Викторович родился 6 ноября 1958 года в г. Магадане. В 1981 году окончил Киевский государственный институт гражданской авиации по специальности "инженер-механик". С 1981 по 1992 год прошел все ступени трудового пути: механик, начальник участка, главный механик Якутского управления гражданской авиации. В 2002 году завершил учебу в Российском государственном университете нефти и газа им. И.М. Губкина, получив дополнительно к специальности "инженер-механик" еще и нефтегазовое образование. Удостоен звания "Почетный нефтяник". Работал генеральным директором нефтедобывающего объединения "Оренбургнефть", президентом НК "ОНАКО", первым вице-президентом Тюменской нефтяной компании. В октябре 2005 года назначен президентом компании "Уралмаш – ВНИИБТ".

Источник информации
Опубликовано 17.02.2006