Российский автопром: кризис у ворот?

КАМАЗ Руководитель пресс-службы ОАО "КАМАЗ" Олег Афанасьев в статье корпоративной газеты "ВЕСТНИК КАМАЗА" проанализировал ситуацию, сложившуюся на российском рынке автопрома.

Первый после корпоративного отпуска мониторинг российских и зарубежных СМИ заставил меня серьёзно волноваться. Пресса где-то намекала, а где-то и прямо говорила о том, что кризис в мировом автопроме докатился и до нас.

К уже привычным заголовкам: "Пежо" закроет центр исследований и разработок под Парижем в рамках программы по сокращению расходов", "Квартальная прибыль Kia Motors Corp. упала на 35%", "Детройт, столица американского автопрома, объявил о банкротстве" добавились и новые: "Продажи АвтоВАЗа снизились на 11%", "Завод "Форд" под Санкт-Петербургом переходит с трёхсменного на двусменный график работы в связи со снижением спроса". Другие производители также констатируют факт стагнации или падения российского рынка автомобилей.

Запрос, направленный пресс-службой маркетологам, не добавил оптимизма. По данным департамента маркетинга "КАМАЗа", российский рынок грузовиков полной массой 14-40 тонн, то есть наш сегмент, за семь месяцев 2013 года снизился почти на треть!

Среди причин такого падения – общая стагнация экономики России, вступление нашей страны в ВТО и негативное влияние этого фактора на отрасли-потребители нашей продукции. Большинству наших работников понятно, каким образом такое падение сказывается на каждом из нас. Снижение спроса приводит к уменьшению заказа и как следствие – к сокращению рабочей недели, что влияет на размер заработной платы. Эту закономерность мы в полной мере испытали в первом полугодии. Неужели и вторая часть года не сулит нам ничего хорошего? С этим вопросом мои коллеги обратились в блок продаж и блок маркетинга и рекламы компании.

Рынок лихорадит

Первый вопрос заместителю генерального директора по продажам и сервису Евгению Пронину касался итогов июля, когда большая часть камазовцев, кроме продавцов, находилась в отпуске.

— Евгений Павлович, каковы результаты продаж июля?

— В июле "КАМАЗ" по продажам отработал неплохо, текущий план по внутреннему рынку выполнен. Мы отгрузили 3095 автомобилей на внутренний рынок, из них 2165 единиц – в дилерскую сеть, 517 – заводам спецтехники и порядка 410 автомобилей – нашим крупным корпоративным заказчикам, в том числе Министерству обороны РФ. Чуть хуже были оперативные результаты по экспорту, однако по итогам семи месяцев здесь мы идём с опережением бизнес-плана, выполнение на уровне 119%.

— А как выглядят наши показатели на фоне ситуации на рынке и общей ситуации в экономике?

— В этом году падение рынка в сегменте тяжёлых грузовиков составило 33%. Это сказалось и на нас. Мы отстаём от показателей прошлого года на 11%. И всё же долю рынка с 34% в прошлом году мы нарастили до 47%. Эти достижения – результат трёх основных факторов: достаточно эффективной административной работы, развития дилерской сети и тех усилий, которые несколько последних лет "КАМАЗ" предпринимает в области развития продукта и повышения его качества. Всё это привело к повышению конкурентоспособности наших автомобилей на рынке и к увеличению нашей рыночной доли. Ну а шаги, которые были предприняты руководством компании в рамках Объединения автомобилестроителей России, помогли во взаимодействии с госорганами обеспечить соблюдение правил ввоза на территорию нашей страны техники из-за рубежа.

— А что сегодня можно сказать о перспективах на ближайшие месяцы?

— К сожалению, ситуация на рынке лучше не становится. Инвестиционная активность остаётся достаточно низкой. Об этом говорят макроэкономические показатели, в частности, рост ВВП за последний период. Это, безусловно, тоже на нас сказывается. Ведь наш продукт востребован, в основном, в промышленности, и если нет инвестиций, то нет и высокой потребности в наших автомобилях. Вместе с тем портфель заказов на настоящий момент мы оцениваем достаточно оптимистично. Есть, конечно, определённые "незаполненности" относительно бизнес- плана, но мы прилагаем все усилия, чтобы в августе, как и в июле, выполнить текущую задачу.

Примите меры!


Директор по маркетингу и рекламе Ашот Арутюнян в разговоре с корреспондентом "ВК" не только подвёл итоги прошедшего периода, но и дал прогноз на ближайшие месяцы, основанный на исследованиях маркетологов.

— Ашот Арутюнович, ваш департамент делал в своё время прогноз по продажам на июль. Скажите, оправдались ли ожидания?

— Июль оказался достаточно успешным месяцем. Хотя надо отметить, что с начала года было некоторое отставание от графика продаж, виной чему достаточно тяжёлая ситуация на рынке. Вообще, этот год в чём-то повторяет события 2011-го. Рынок не столь активен, как в 2012-м, но и не такой вялый, как в 2010-м.

— Чего нам ждать от наступившего августа и приближающегося сентября?

— Я очень надеюсь, что в августе и сентябре мы продолжим выполнять бизнес-план. По моим оценкам, вторая половина года будет более успешной, чем первая, причём не только для "КАМАЗа", но и для рынка в целом. Одна из причин в том, что в первой половине 2013-го достаточно тяжело выполнялись федеральные целевые программы, некоторые из них лишь на 10-15%. Совершенно очевидно, что государство и госкорпорации предпримут более активные действия по использованию бюджетных денег, которые предназначены для инвестиций. А это, в свою очередь, поможет и "КАМАЗу", и всему рынку коммерческого транспорта продавать больше.

***

Суммируя итоги и прогнозы наших руководителей в области продаж и маркетинга, можно сделать вывод, что российский рынок тяжёлых грузовиков серьёзно штормит, и до конца года штормовое предупреждение никто снимать не собирается. Погода на рынке улучшится, если руководством страны будут приняты серьёзные меры по стимулированию экономики в целом.

С другой стороны, "КАМАЗ", закалённый опытом прошлого кризиса, в этом шторме чувствует себя значительно увереннее других игроков рынка. При общем падении рынка на 30% наши продажи снизились только на 11%. То есть причин для паники нет, но и почивать на лаврах тоже нельзя.

Традиционно в условиях кризиса потребитель предъявляет повышенные требования к качеству продукта, и в этом направлении фронт работы у нас очень большой. Кроме того, рынок с нетерпением ждёт камазовскую новинку – магистральный тягач 5490 с новой кабиной, который разработан с участием наших партнёров из "Даймлера". В сентябре начнётся опытное производство автомобиля, а впоследствии новая кабина будет устанавливаться и на другие модели.

На укрепление позиций "КАМАЗа" на рынке направлены действия руководства компании в области модернизации производства, внедрения производственной системы и управления персоналом. Понятно, что за всеми этими громкими словами каждый сотрудник компании хочет видеть личные перспективы. Для кого-то они заключаются в карьерном росте, для кого-то – в материальном благополучии. Важно понимать, что все эти вещи взаимосвязаны, и цепочка до потребителя как главного оценщика нашей работы начинается со слесаря МСР, рядового специалиста, бригадира, начальника цеха или отдела, то есть с каждого из нас. А если потребитель доволен, то есть заказ, есть работа, есть зарплата.

21 августа состоится заседание комиссии, на которой будет рассматриваться график работы в сентябре. Напомним, согласно приказу, в сентябре у нас запланировано два дня простоя. Как сообщил "Вестям КАМАЗа" генеральный директор Сергей Когогин, благодаря активной работе продавцов удалось привлечь контракт на 200 автомобилей и один день простоя будет отменён.

В подготовке материала принимали участие Людмила Трейстман и Павел Михно
Источник информации
Компании
Опубликовано 19.08.2013