Сельскохозяйственное машиностроение продолжает оставаться одной из самых депрессивных подотраслей машиностроительного комплекса

Сельскохозяйственное машиностроение продолжает оставаться одной из самых депрессивных подотраслей машиностроительного комплекса. Спад производства в мае по сравнению с соответствующим месяцем 2012 года составил 28% - это худший результат среди всех машиностроительных подотраслей. Об этом говорится в очередном выпуске бюллетеня Информационного агентства AK&M "Отрасли российской экономики: производство, финансы, ценные бумаги", посвященном машиностроению.

Ухудшение динамики производства связано со значительным ростом остатков продукции на складах, что, в свою очередь, обусловлено снижением спроса на отечественную сельхозтехнику после вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

В целях поддержки отечественных производителей Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) приняла решение ввести окончательную специальную защитную пошлину на зерноуборочные комбайны и модули зерноуборочных комбайнов на 3 года. Окончательная пошлина вводится до 7 марта 2016 года включительно. В 2013 году ее размер составит 26.7% от таможенной стоимости импортируемой техники, в 2014 году - 26.2%, в 2015 году - 25.7%, в 2016 году - 25.2%. Пошлина начнет действовать с 25 июля 2013 года.

В производстве бытовой техники в мае темп роста был наименьшим за все прошедшие месяцы текущего года и составил 2.5%. При этом практически по всему спектру выпускаемой продукции наблюдался спад производства, за исключением стиральных машин и пылесосов. В наибольшей степени ухудшение динамики было вызвано резким снижением производства холодильников (почти на 20%).

Тем не менее, в целом по итогам первых пяти месяцев 2013 года производство бытовых приборов увеличилось по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 14.2%, что стало лучшим показателем среди всех машиностроительных подотраслей. Рост производства был поддержан увеличением потребительского спроса, который стимулируется активностью банков на рынке розничного кредитования.

Заметный спад происходит также в легковом автомобилестроении. В мае объем выпуска легковых автомобилей снизился в годовом сравнении на 18.1%, до 139 тыс. При этом крупнейший производитель легковых автомобилей в России ОАО "АВТОВАЗ" снизил выпуск машин более чем на 50%.

Автопроизводители ограничивают выпуск машин, чтобы избежать кризиса перепроизводства. По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в России в мае 2013 года снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 12% - до 229.67 тыс. По итогам первого полугодия объем продаж, по данным АЕБ, составил 1.33 млн. Это на 6% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В июне продажи сократились на 11%. Согласно скорректированному прогнозу АЕБ, продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России по итогам 2013 года могут снизиться по сравнению с прошлым годом на 5% до 2.8 млн.

Для поддержки отечественного автопрома правительство намерено возобновить программу льготного автокредитования. На покупку легковых и коммерческих автомобилей будет распространяться скидка в размере 2/3 ставки рефинансирования Центробанка, которая сейчас составляет 8.25%. Таким образом, субсидия от государства по кредиту составит 5.5%. При этом максимальная стоимость автомобиля по программе льготного автокредитования не должна превышать 700 тыс. руб. Программа должна стартовать с июля 2013 года.

M&A-активность в машиностроении во II квартале 2013 года сохраняется на достаточно стабильном уровне. В мае, по данным статистики ИА AK&M, состоялось 4 сделки на $242 млн, тогда как годом ранее их было три, почти на такую же сумму - $228.8 млн.

В целом за январь-май 2013 года в машиностроении произошло 16 сделок на $854.1 млн. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года число сделок выросло на 23% (против 13 за первые пять месяцев 2012 года), сумма - на 16% (против $734.3 млн. в январе-мае 2012 года). Основными компаниями-покупателями в отрасли являются сейчас госкорпорации, консолидирующие активы в судостроении, автомобилестроении, энергетическом машиностроении.
Источник информации
Опубликовано 10.07.2013