Заказ на оборону

Виктор Литовкин


Последнее заседание правительства в минувшем году было посвящено утверждению государственного оборонного заказа на 2006 год. На научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, закупку, модернизацию и ремонт боевой техники, капитальное строительство и приобретение горюче-смазочных материалов армия и флот, а также отечественный оборонно-промышленный комплекс получают 237 млрд. рублей, что почти на 54 млрд. больше, чем в 2005 году. И впервые расходы страны на гособоронзаказ превысят те средства, которые страна зарабатывает на экспорте вооружений. В прошлом году, как докладывали президенту на комиссии по военно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами наши поставщики оружия, Россия выручила здесь 5,3 млрд. долларов, или примерно 149 млрд. рублей. И хотя не дотянула до "рекордного" 2004 года с 5,7 млрд. долларами, но все равно получила весьма приличную сумму.

Можно порадоваться тому, что армия и флот теперь закупят больше современной боевой техники и вооружений, начнут постепенно соответствовать требованиям современного боя? Безусловно, можно. Но я бы не спешил с аплодисментами. И вот почему.

Первое и главное. У специалистов уже начало появляться сомнение, что российский ОПК способен "переварить" столь внушительные средства. Не растратить и не проглотить, а рационально и эффективно потратить с пользой для дела и обороны страны. В минувшем году, несмотря на такие же колоссальные средства, выделенные на закупку вооружений (187 млрд. рублей), армия так полностью и не получила заказанного оружия. В частности, не поступил в войска обещанный зенитно-ракетный комплекс С-400 "Триумф", батарея оперативно-тактического ракетного комплекса "Искандер-М", стратегический бомбардировщик Ту-160… Список можно продолжать.

Почему это произошло? Ответ известен. Из-за резкого роста цен на электроэнергию, тепло, горюче-смазочные материалы, комплектующие. А также, что принципиально ново, из-за стремительного возрастания стоимости высококвалифицированной рабочей силы. Специалисты именно такого уровня и трудятся сегодня в столь высокотехнологичной отрасли отечественной промышленности, как оборонно-промышленный комплекс. Их уже крайне мало. Средний возраст здесь около 50 лет. Хочешь – не хочешь, а достойно платить за хорошую работу приходится, или требуемого качества продукции не получишь. Как ни старайся. В "оборонке" уже началось, что бросается в глаза, ранее неизвестное у нас, но привычное для Запада "броуновское движение" высококвалифицированных специалистов с тех предприятий, где платят в среднем около 6 тысяч, на те заводы, где плата за аналогичную работу, как минимум, в три раза больше. Как, например, это происходит с некоторыми станочниками рыбинского "Сатурна", которые, не страшась расстояния и связанных с этим неудобств, едут работать на московский авиационный моторостроительный "Салют".

И это теперь тоже отражается на цене "изделия". В Минэкономразвития приводят и такие цифры: головная атомная подводная лодка проекта 955 класса "Борей" (для нее сейчас создается стратегический ракетный комплекс "Булава") несколько лет назад стоила в разы дешевле аналогичной субмарины, что заложена на стапелях Северодвинского завода сегодня. Новая стратегическая ракета "Тополь-М" за последние два года выросла в цене в три раза. И так по каждому показателю. Получается даже так, что закупать, к примеру, танки в Белоруссии стало выгоднее, чем в России. Там их производство обходится на 40 процентов дешевле, чем у нас. Правда, собирают белорусы не современный Т-90, который нужен российской армии, а "старенький" Т-72. Но есть о чем задуматься.

И дело тут не только в жестком госрегулировании цен, чем занимаются в Минске, как кто-то может подумать. Наши предприятия ОПК, особенно те, что осуществляют конечную сборку продукции, тоже, в конечном счете, принадлежат государству, и в каждый контракт записана цена изделия, которая не может быть выше, чем на 5 процентов от согласованной. Но рынок административными мерами отрегулировать не получается. Если уровень инфляции равен 10 процентам в год, то работать себе в убыток никто не сможет, да и не захочет, как ты ни стой у него над душой. А, кроме того, большинство предприятий третьего, четвертого уровня, что поставляют комплектующие, – давно частные или частно-государственные. Более того, они стали монополистами в производстве тех или иных комплектующих и предлагают предприятиям-сборщикам монопольно высокие цены. Не всегда обоснованные, но, если нужно выполнять гособоронзаказ, а повлиять на монополиста ничем иным, кроме рубля, невозможно, то на них приходится соглашаться.

Правда, Минэкономразвития начал проводить в последнее время серьезные проверки обоснованности таких цен. Уже выявлены случаи неоправданного завышения стоимости 91 "изделия" на сумму в 3,5 млрд. рублей. Правительство закрыло 62 проекта научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 360 млн. рублей, отказало в закупке самолета, который тянул на полмиллиона, сократило работы по программе утилизации вооружений, которые не вписывались в выделенные деньги, что дало возможность перераспределить средства и закупить для ВВС одиннадцать самолетов Су-27СМ, от которых сначала вынуждены были отказаться в Главкомате ВВС из-за отсутствия необходимых резервов. А к ним "беспилотники", другие системы разведки и навигации. Но "проверочными налетами" и комиссиями проблема не решается.

"Авторитарную систему закупок вооружений", утверждают высокопоставленные чиновники Минэкономразвития, пока сломать не удалось. Нужно проводить конкурсы на размещение тех или иных заказов, что в "оборонке" никто практически не делает. Все производственные связи наработаны годами, от них невозможно, да и боязно отказаться, - не факт, что новый партнер окажется лучше и надежнее старого. Да и не всегда, говорят производственники, есть выбор. Хотя в Минэкономразвитии и возражают: выбор есть, его надо искать. Даже в таком "узком" вопросе, как производство стратегических ракетных комплексов. Однако "порочный", по утверждению чиновников, круг старых связей, косность и приверженность к изжившим себя методам работы не позволяет этого сделать. Еще и опасение выйти на международный уровень. Хотя такая возможность ОПК тоже предоставлена.

Существует "закон № 94", который дает возможность создателям вооружений осуществлять закупки комплектующих у зарубежных фирм. Предлагает это и президент. "Анализ тенденций на мировом рынке вооружений показывает, что сейчас ни одна страна не обладает всем спектром передовых технологий, необходимых для создания сложных наукоемких вооружений", - говорит, в частности, он. А "создание совместных предприятий не просто снижает затраты на разработку и выпуск новой военной техники, - сложение финансовых, научно-технических и производственных возможностей разных стран позволяет вывести межгосударственные отношения на длительное партнерское взаимодействие. Оно повышает доверие между странами, между нами и нашими партнерами, делает нас полноценными участниками процесса интеграции в мире". Но инерция вчерашнего дня, да и другие препоны мешают осуществить этот здравый призыв на практике.

И хотя есть интересные примеры, в том числе и с оборудованием многофункционального истребителя Су-30МКИ для Дели – французской, израильской и индийской авионикой, или с совместной компанией "БраМос", которая делает крылатые авиационные и морские ракеты, - всех их можно пересчитать по пальцам. Тем более, что относятся они к экспортным поставкам вооружений и боевой техники. Примеров, когда зарубежные комплектующие ставятся на оружие, что идет в российскую армию и на флот, практически нет. И это тоже одна из причин неоправданного роста цен на гособоронзаказ. Как подсчитали экономисты, отсутствие конкурсов за закупку вооружений и конкуренции между поставщиками комплектующих для "оборонки" обходится государству в лишних 20-25 процентов общего объема гособоронзаказа. Впечатляющая цифра.

Нельзя не сказать и о других "цепях", что связывают оборонную промышленность России буквально по рукам и ногам. Это неоправданно раздутые производственные фонды, которые используются сегодня от силы на 20-35 процентов. Если, к примеру, Нижнетагильский вагоностроительный завод, единственное сегодня в стране предприятие, серийно выпускающие танки, способен делать их несколько тысяч в год, а закупает армия, в лучшем случае, тридцать штук, то становится понятно, что каждый Т-90, сошедший с конвейера, оказывается золотым.

Что делать, понятно. Но кто примет решение закрыть излишнее производство? Кто возьмет на себя такую ответственность? Таких "смелых" почему-то не видно. Не только потому, что, как уже приводилось сравнение, это означает не только сократить толстовскую "Войну и мир" до одной главы, но и написать новую книгу такого же, небольшого объема. Правда, с сохранением всех сюжетных линий и персонажей. Да еще и аналогичного, как первоисточник, качества. Где взять для подобной работы такого гения, как Лев Николаевич? Увы, его не видно.

Не видно, чтобы "красные" директора некоторых оборонных предприятий и притихшие в последнее время олигархи, владельцы крупных банков, хотели и старались работать по-новому, с опорой на рыночные отношения. Проявляли инициативу и готовность вкладываться в создание современного и перспективного оружия и боевой техники. Одни сидят и ждут, когда правительство "одумается" и вернет отношение к производству вооружений на прежние, советские рельсы, тем более, что "враг не дремлет". Другие хотят получить прибыль на каждый вложенный в ОПК рубль немедленно и не позже, чем через год. Обкладывают свои кредиты такими процентами, что проще ничего не делать, чем попадать в кабалу к людям, которым интересы обороны страны давно затмил "зеленый". И государство пока ничего не делает, чтобы сбить этот процент, предоставить льготные кредиты под собственные гарантии на свой гособоронзаказ, и на срок в три-четыре, а то и пять лет.

Правда, поговаривают, что с 2006 года бюджет страны будет верстаться на 3 года вперед, и гособоронзаказ тоже будет пролонгирован, как минимум, на подобный срок. Но обещать - не значит жениться. От слов до дела у наших чиновников расстояние иногда больше, чем до Луны.

А впереди колоссальная по значимости задача: с 2010 года, как заявлено на всех уровнях, в том числе и на президентском, вооружение будет закупаться не по штукам, а сериями. Начнется массовое перевооружение армии и флота. Гособоронзаказ станет ежегодно увеличиваться на 15 процентов. Только в подготовку базы для серийного производства "Тополя-М", как шахтного, так и мобильного, нужно вложить не меньше 5 млрд. рублей, на производство "Булавы" - столько же. И столько же на выпуск "Искандера". Деньги, утверждают в правительстве, на это есть и будут. Будут ли возможности - вот вопрос.

Пока за количество боевой техники и оружия, закупаемого для армии и флота, отвечает Генеральный штаб, за деньги, выделенные на эти цели - первый заместитель министра по вооружению, а за выполнение гособоронзаказа вообще - никто конкретно, свести концы этих ножниц без серьезных потерь для страны вряд ли удастся.

Источник информации
Опубликовано 12.01.2006