"ФГК" поднялась на второе место в рейтинге INFOLine Rail Russia TOP за III квартал 2012 года

Лидером рейтинга INFOLine Rail Russia TOP в 2012 году осталось ОАО "ПГК", право консолидировать оставшиеся акции которого выиграл UCLH в октябре 2012 г. В октябре 2012 года состоялась передача в управление ОАО "ПГК" парка вагонов ООО "НТК", также входящего в UCLH, парк в управлении оператора превысит 193 тыс. вагонов (17% парка).

ТОП-10 рейтинга INFOLine Rail Russia TOP по итогам 9 месяцев 2012 года

ОАО "Федеральная грузовая компания" (до ноября 2012 года носившая название - ОАО "Вторая грузовая компания"), с начала 2012 года увеличило парк в управлении на 27 тыс. вагонов (на 64%), благодаря чему компании удалось занять второе место в рейтинге по итогам 9 месяцев 2012 года, обогнав ЗАО "Нефтетранссервис". Значительный прирост парка был обеспечен как приобретением новых вагонов (до конца 2012 года компания намерена приобрести еще порядка 7 тыс. вагонов), так и возвращением вагонов из аренды.

В то же время парк ВСП, изначально создававшийся для перевозки низкодоходных грузов и обслуживания небольших клиентов, которые не представляли интереса для крупных частных операторов, к середине 2012 года стал конкурентом для частных операторов в сегменте обслуживания крупных грузоотправителей. При этом, ставка аренды для парка ВСП была снижена ОАО «РЖД» с 1003,9 руб. до 900 руб., а доходность в первом полугодии 2012 года составляла всего 800 руб. Планируется, что с 1.01.2013 года парк ВСП будет сокращен, предположительно до 80 тыс. полувагонов.

ЗАО "Нефтетранссервис", напротив, сократил парк управлении за счет отказа от части арендованного парка и перехода к оперированию практически полностью собственными полувагонами. При этом компания продолжает наращивать парк, выступая одним из ключевых консолидаторов отрасли: так, в ноябре 2012 года ЗАО "НТС" подписало соглашение по приобретение кэптивного оператора "Евразтранс" вместе с портфелем контрактов на обслуживание 30% перевозок Evraz Group.

К другим подобным сделкам можно отнести, например, приобретение группой Globaltrans кэптивного оператора "Металлоинвесттранс" в мае 2012 года (в результате ребрендинга осуществляет деятельность под новым названием – Ferrotrans). Кроме того, в ноябре 2012 года стало известно о планах холдинга «ММК» до конца 2012 года закрыть сделку по продаже ООО "ММК-Транс" в рамках программы избавления от непрофильных активов. На покупку оператора претендуют ОАО "ПГК", ООО "УВЗ-логистик", Globaltrans и ЗАО "Нефтетранссервис".

Продажа грузовладельцами кэптивных компаний-операторов с целью получения максимального дохода от продажи парка в преддверии снижения цен и в условиях снижения логистических рисков стала важной тенденцией 2012 года в связи с формированием профицита парка полувагонов в России.

ТОП-10 операторов по количеству вагонов в управлении на 1.10.2012 гг., тыс. шт.

2012 год ознаменовался и выходом на рынок железнодорожных перевозок крупнейших частных инвестиционных компаний – АФК "Система" и Группа "Сумма". Так, в июле 2012 года ОАО "Башнефть", подконтрольная АФК "Система", приобрело 50% ООО "Финансовый альянс", которое ранее консолидировал 100% оператора "Транспортно-логистическая компания", а в ноябре 2012 года АФК "Система" приобрела специализированного оператора ОАО "СГ-Транс", занимающегося транспортировкой СУГ и занимающего лидирующие позиции на рынке оперирования цистернами для СУГ. Таким образом, совокупный парк в управлении АФК "Система" (после интеграции и ребрендинга операторов предполагается название – СП "ЮниРэйл") планируется на уровне 34,5 тыс. вагонов. В долгосрочной перспективе, холдинг намерен довести парк подвижного состава до 100 тыс. вагонов и, в случае стабилизации рынка, диверсифицировать парк полувагонами.

В декабре 2012 года Группа "Сумма" планирует закрытие сделки по приобретению активов группы FESCO, среди которых железнодорожных оператор ООО "Фирма "Трансгарант", ЗАО "Русская тройка" (на паритетных началах с ОАО "РЖД") и более 20% акций ОАО "Трансконтейнер". Также, Группа "Сумма" проявляет интерес к выкупу доли ОАО "РЖД" в ЗАО "Русская тройка", если она будет выставлена на торги, и к приватизации ОАО "Трансконтейнер", что позволило бы холдингу развить собственное железнодорожное направление с акцентом на контейнерных перевозках (в случае консолидации акций ОАО "Траснконтейнер" и ЗАО "Русская тройка", парк в управлении холдинга может превысить 40 тыс. контейнеров), и стать интермодальным перевозчиком, предоставляющим клиентам весь спектр транспортно-логистических услуг в Евразии.

Информация об исследовании:

Основной целью ежеквартального рейтинга "INFOLine Rail Russia TOP" является анализ тенденций на рынке железнодорожного транспорта и оперирования подвижным составом, определение позиций сильнейших игроков, анализ изменения их операционных и финансовых показателей, а также мониторинг событий в операционной, финансовой и инвестиционной деятельности крупнейших собственников и операторов рынка подвижного состава.

Ежеквартальный обзор INFOLine Rail Russia TOP содержит всю необходимую информацию для анализа рынка, бенчмаркетинга и стратегического планирования в операторских компаниях, вагоностроительных и вагоноремонтных заводах, лизинговых компаниях, а также банках и финансовых компаниях. В обзоре также публикуются постоянно обновляемые рейтинги крупнейших участников рынка железнодорожных перевозок.
Источник информации
Компании
Опубликовано 21.12.2012