А. Идрисов (Strategy Partners Group): Большинство машиностроительных компаний могут быть трансформированы – вопрос только в том, сколько крови прольется

 

А. Идрисов: "У Вас заметно прибавилось оптимизма по сравнению с прошлым годом".
А. Филатов: "Иначе не выживешь. Без оптимизма в нашей отрасли нельзя".


С 13 по 15 ноября в Москве прошел 2-й международный форум "Машиностроение и инжиниринг в России и СНГ 2012". Организатор мероприятия компания Adam Smith Conferences. "Россия и ее место в 3-ей Промышленной революции – ключевая тема форума, обсуждаемая его участниками. Первая публикация, посвященная форуму: А. Филатов (РМ-Терекс): Партнерство с западным производителем – это способ переосмыслить бизнес-процессы. Представляем вторую публикацию по прошедшему событию.

Отрасль радикально изменяется и на наших глазах происходит 3-я промышленная революция, считает Александр Идрисов, управляющий партнер Strategy Partners Group. Ключевыми факторами являются изменение динамики, структуры и характера спроса, появление новых технологий и изменение бизнес-моделей. Спрос никогда не будет устойчивым, потребители хотят постоянно получать новые и кастомизированные продукты. Взаимопроникновение и эффективное управление глобальной системой поставщиков становятся критичными факторами успеха. При этом размер компаний уже не имеет такого большого значения – основную динамику развития обеспечивают малые и средние предприятия, и важное значение имеет возможность за короткое время перейти от идеи до продукта и гибкость. Малые частные инновационные компании начинают играть все большую роль, в том числе и в оборонном-промышленном комплексе, становясь источником идей.

Рост промышленности концентрируется в региональных кластерах. В Китае более 100 промышленных кластеров и на высокотехнологичные приходится 3,5% ВВП страны. В России после вступления в ВТО ограничивается возможность государства поддерживать различные сектора экономики, но остается возможность поддерживать территории: инфраструктуру, научные исследования, подготовку кадров.

Затраты на труд теряют свою значимость, однако резко возросли требования к квалификации кадров – нужны принципиально новые специалисты. "Мы стоим на пороге неизбежного масштабного сокращения персонала в машиностроении – иначе просто невозможно будет выжить. И мы должны будем вырастить новый класс людей", – сказал А. Идрисов. Требуется новое поколение управленцев мирового класса, способных управлять информационными и материальными глобальными потоками и отношениями с поставщиками, основанными на доверии.

А.Идрисов привел в пример автомобилестроение. В автомобилестроении произошел рывок по производительности: локализовались международные опытные игроки, три
наших крупных предприятия за 2-3 года провели самые большие изменения за всю свою историю. Производительность труда выросла в 2-3 раза – и все это было сделано за счет организационных мер и без масштабных инвестиций.

"Мы видим очень много компаний и слышим очень много разговоров о том, что их невозможно трансформировать. Но  большинство машиностроительных компаний могут быть трансформированы – вопрос только в том, сколько крови прольется и в наличии готовности идти на изменения".

Александр Идрисов обозначил следующие ключевые шаги по трансформации машиностроительных компаний для повышения конкурентоспособности:
1. Реформировать портфель продукции: определить наиболее привлекательные продукты с точки зрения прибыльности и потенциала роста и отказаться от неперспективных продуктов.
2. Оптимизировать производственную систему: определить то, что можно вывести на аутсорсинг и разработать новую конфигурацию ПС.
3. Повысить операционную эффективность и провести модернизацию, ликвидировать узкие места.

Участники форума подчеркнули необходимость развивать продакт-менеджмент и сервис, в том числе и послепродажное обслуживание, для обеспечения удовлетворенности клиента – эти важные области еще не освоены отечественными предприятиям.

Владимир Михайлов, технический директор корпорации "Информационные технологии" (Украина), реализующей проекты по комплексной автоматизации промышленных предприятий, рассказал о "набитых шишках": "Нельзя решать задачи только на уровне производственных служб. Большинство проблем производства – не в производстве, а во внешних ограничениях, которые привязаны к этому производству. Нельзя решать локальные задачи планирования и бесполезно заниматься оптимизацией работы цеха. Все проблемы цеха – что он работает по дефицитам. Эти проблемы никогда не решить, не поменяв внешнее окружение этого цеха. Нельзя решать задачи управления производства без изменения системы учета выдачи материалов и учета, без изменения мотивации".

Олег Меньшиков, исполнительный директор "Тихвинского вагоностроительного завода" (ЗАО "ТВСЗ", г. Тихвин, Ленинградская обл.), в своем докладе отразил опыт запуска крупного машиностроительного предприятия (с нуля – Greenfield): "Это уникальный и бесценный опыт, приобретенный нами потом и кровью".

- Один из самых крупных проектов в Европе за последние 10 лет.
- Общая площадь завода составляет более 50 га, общая площадь производственных помещений – более 23 га. Располагается на территории одного из советских индустриальных гигантов Северо-Запада – тихвинского производственного объединения "Кировский завод".
- Крупное сложное производство для организации и планирования (элементы процессоного, дискретного и поточного производств).
- Общий объем инвестиций в проект составляет более 1 млрд долларов.
- 30 января 2012 г. в присутствии премьер-министра РФ Владимира Путина состоялся официальный запуск производства.
- Основной продукт предприятия – железнодорожная тележка американской конструкции Barber S-2-R повышенной грузоподъемности 25 тс., "мы его хотим сделать стандартом в отрасли". Производственные мощности – 13 тысяч вагонов 4 типов, более 90 тысяч тонн вагонного литья, 65 тысяч колесных пар.
- Для создания с чистого листа многоуровневой системы управления предприятием осуществлена интеграция трех базовых инструментов управления СМБ IRIS, LEAN и ERP (INFOR LN).


При выборе того, что будет производится, необходимо ориентироваться на современный проверенный продукт. На предприятии с самого начала отказались от двумерных чертежей и используются 3D-модели. Еще на этапе проектирования было построено два опытных производства, что позволило выпускать соответствующие образцы еще на этапе сертификации. "Сертификационный процесс был разбит на две части – мы сначала сертифицировали продукт, и в дальнейшем мы сертифицировали технологии (основное производство). Опытные производства позволили отработать конструкции и технологию сборки вагонов, а персоналу получить соответствующий неоценимый опыт", – рассказал О. Меньшиков.

"Мы столкнулись с огромным вызовом в плане качественных поставок и услуг от поставщиков: часто поставщик старается оборудование просто сдать, поэтому условия, требования, спецификации, параметры – все необходимо забивать в контракт. И даже лучший поставщик технологий никогда не заменит собственную грамотную конструкторско-технологическую службу", – поделился опытом О. Меньшиков. Ряд производственного западного оборудования пришлось запускать самостоятельно, когда поставщики покинули производственную площадку, и персонал предприятия успешно справился с этой задачей за месяц.

О. Меньшиков отметил: "Когда реально перед проектом ставятся настолько амбициозные задачи – персонал является абсолютно ключевым фактором". Именно персонал помогает частично избежать и компенсировать ошибки при реализации комплексного проекта, где избежать ошибок невозможно.

Стояла задача создать коллектив, который способен запустить и обеспечить работу предприятия при нехватке квалифицированного и мотивированного персонала в условиях регионального и общероссийского дефицита и отсуствия базы, где этот молодой персонал можно готовить и обучать. Рекрутинг проводился по всей России: 30-35% – это люди из 47 регионов, переехавшие в Тихвин (построено порядка 2000 квартир). Людей привлекает интересный проект, современное предприятие, соответствующая корпоративная политика в области управления персоналом: 100% проходит через систему отбора и тестирования.

Управленческий персонал привлекался из ж/д отрасли и автопрома: "Автопром обладает 10 летним опытом запуска крупных предприятий в России и за это время были подготовлены опытные кадры, знающие производственную, закупочную специфику и др. Нам удалось создать симбиоз молодости и опыта – средний возраст сотрудников 33 года. И одним из наших стратегических критериев отбора персонала был так называемый "блеск в глазах". У нас работают амбициозные активные люди, способные действовать самостоятельно и не ждать конкретных инструкций от руководства. Именно ставка на подобных людей позволяет нам сворачивать горы. На своем опыте мы также убедились, что затраты в обучение окупаются с лихвой", – рассказал О. Меньшиков.

Форум выступил интересной площадкой для обмена опытом по работе с персоналом, поставщиками, зарубежными партнерами, государственными структурами, технологическими парками. Если сравнивать атмосферу первого (2011 г.) и второго форума, то, несмотря на большое количество
обозначенных участниками сложных проблем и трудностей,  в 2012 г. общее настроение было более оптимистичным и нацеленным на нахождение путей решения и успешное сотрудничество с коллегами. Предприятия больше рассчитывают на собственные силы и меньше на поддержку государства.

Материал подготовлен Еленой Абашевой (Портал машиностроения)

Источник информации
Компании
Опубликовано 30.11.2012