ЧЕТРА-Промышленные машины: о Промтракторе, менталитете русского и китайского народа, кадрах и Музее истории трактора (репортаж по итогам пресс-тура, часть 2)

Представляем вниманию пользователей Портала машиностроения вторую часть репортажа по пресс-туру, организованному компанией ЧЕТРА 4 октября в Чебоксары (1 часть репортажа). Во время визита состоялось посещение завода, визит в Музей истории трактора и экскурсионный тур по городу. Виктор Четвериков, исполнительный директор "ЧЕТРА – Промышленные машины", ответил на вопросы журналистов и поделился своим мнением по ряду моментов.

Промтрактор

ОАО "Промтрактор":
Строительство тракторного завода-гиганта началось в Чебоксарах 12 января 1972 года. 30 декабря 1974 года вступил в строй первый производственный корпус завода – сдаточный корпус, на производственных площадях которого началось изготовление узлов и деталей будущего серийного трактора мощностью 330 л.с., а 25 октября 1975 года уже был принят ОТК первенец завода бульдозер Т-330 под маркой "ЧЗПТ". Этот день коллектив предприятия считает Днём рождения тракторного завода.

Завод специально создавался для выпуска тяжелого класса машин. Первый трактор для завода был спроектирован на Челябинском тракторном заводе. Предполагалось выпускать его в количестве 2000 штук в год и использовать для поворота сибирских рек, разработки месторождений газа нефти угля и т.п. Количество работающих на предприятии составляло 20 тыс. человек.

Сейчас на заводе выпускается целая плеяда бульдозеров и трубоукладчиков: 17 базовых моделей и на их основе 310 модификаций.  Современное технологическое производство требует около 5 тыс. рабочих.

завод Промтрактор, Чебоксары 
Роботизированные тележки автоматически подают детали и заготовки к каждому станку


Гордость предприятия – основной цех. В последние четыре года была проведена модернизация цеха и практически все производство автоматизировано. В общей сложности в масштабную модернизацию ОАО "Промтрактор" уже вложено 12 млрд. рублей. В ходе технического перевооружения было переставлено почти 700 станков, запущено около 40 новых высокопроизводительных обрабатывающих центров и технологических линий.

завод Промтрактор, Чебоксары

Место сборщика автоматизировано: демонстрируется технология сборки и новый сборщик всегда может посмотреть в каком порядке осуществляются операции. Для управления производством и оперативного контроля сборки используется компьютер: можно увидеть какие комплектующие, где и в каком количестве доступны, мастер отмечает факт исполнения.

Три года назад была открыта линия порошковой окраски. Трактора не красятся лакокрасочным покрытием, теперь на них наносится порошково-полимерная пленка для прочности, надежности и красоты (ударопрочное покрытие с антикоррозийными, электроизоляционными свойствами и диапазоном работы от -60 до +60 гр.С).

Ниже на слайдах представлены основной цех, главный сборочный конвейер, цех порошковой окраски


Виктор Четвериков, исполнительный директор "ЧЕТРА – Промышленные машины", в беседе с журналистами, носящей достаточно неформальный характер, отметил ряд интересных моментов:

О новом экскаваторе ЭГП-230...
- При составлении технического задания на экскаватор (серийный выпуск был открыт 4 октября – см. 1 часть репортажа) за образец был взят лидер рынка на тот момент – экскаватор HITACHI. Происходила целенаправленная работа над тем, чтобы создаваемый экскаватор по теххарактеристикам (цикл, расход топлива, надежность и др.) был близок к HITACHI, но при этом его стоимость была ниже. Мы позиционируем нашу технику как часть сегмента Premium-класса, при этом стараясь держать цены на 30% дешевле, чем у Caterpillar или Comatsu.

- Контрольные испытания проходили 4 образца с разными двигателями, в итоге было принято решение об оснащении экскаватора двигателем Cummins. У нас хорошие компетенции по сотрудничеству с этой фирмой, как с экономической точки зрения, так и с точки зрения сервисного обслуживания. И если в начале 2000-х тысячных годов потребителей нужно было еще "уговаривать" приобретать технику с подобными двигателями, то сейчас рынок готов к Cummins. Мы в СНГ вторые потребители двигателей этой фирмы после БЕЛАЗа.

- У нас достаточно серьезные планы по подготовке производства этих экскаваторов. То небольшое количество, которое мы можем сейчас делать коррелирует с количеством клиентов, готовых их покупать. Экскаваторный рынок – 5,5 тыс. шт. в год. – это серьёзный объем для дорожно-строительной техники.

О пожеланиях потребителей...
- У нас каждые два месяца проходят заседания комиссии, которая собирает пожелания клиентов. Мы много предприятий объезжаем (и конструктор, и сервисный инженер, и продавец) и фиксируем все замечания и пожелания. Сначала собирается идеальная машина – но потом надо искать какой-то компромисс, иначе получится "луноход" с соответствующей стоимостью. И из двух потенциальных потребителей такой машины один захочет красный "луноход", а другой белый.

Музей истории трактора, Чебоксары, марсоход-трактор
Луноход... или марсоход?

Поэтому мы исходим из возможностей производства. А именно: мы должны уложиться в сроки, когда машину надо вывести на рынок и в деньги, вкладываемые в подготовку производства. И получается "живая" машина – удовлетворяющая 80% спрогнозированных потребностей. В целом, у большинства машин "начинка" уже одинакова – разница в корпусе и трансмиссии.

О кадрах, менталитете и производительности...
- Кадровый голод есть везде и не только в России. В силу того что наш завод самый молодой из всей плеяды советских заводов – то средний возраст по предприятию не критичен, хотя и близок к этой отметке. Иногда голод возникает в определенные моменты. Как пример: семь лет назад необходимы были специалисты 6-го разряда – и к нам приезжали чуть ли не со всей территории бывшего Советского союза. Мы и зарплаты установили самые высокие, также обеспечивали жильем.

За эти годы мы закупили оборудование и повысили автоматизацию, и потребность в специалистах 6 разряда уменьшилась. Но стали нужны наладчики и специалисты по обслуживанию оборудования. С этой стороны проблемы есть, но мы их решаем быстро. У нас прагматичный подход и мы понимаем, что если человеку будет выгодно работать и применять себя где-то в другом месте – он у нас работать не будет. Поэтому мы создаем абсолютно рыночные условия для тех, кто будет трудиться. Однако люди с потребительским отношением долго у нас не работают.

Я считаю, что настоящий инженер, как и профессионал в другом деле – врач, учитель, – о деньгах думает во вторую очередь. Для настоящих патриотов своего дела важна самореализация, которую деньгами не купишь, и то отношение и гордость за профессию которые можно передать детям. Некоторое время назад очень много людей уехало в Чебоксары, в основном Москву. Сейчас люди возвращаются – почему? Я думаю, не в последнюю очередь, потому что Москва – "сумасшедший" город.

Я задала Виктору Четверикову вопрос о производительности – попросив его прокомментировать пример китайского рабочего с производительностью 90%.

- Мы никогда не достигнем такой производительности как в Китае или Японии. У нас другой менталитет. Я был в начале 2000-х гг. на одном из градообразующих предприятий в Китае, выпускающем всю гамму бытовой техники. И меня поразило два факта. 1) Будущие рабочие маршируют строем два месяца, а инженеры – две недели, перед поступлением на завод. 2) На конвейере в цехе, где все "как на картинке", за спинам китайских рабочих стоят японцы. Задача японцев, которым доступна кнопка для остановки конвейера, – смотреть все ли китайский рабочий делает правильно. Конечно, это неприменимо у нас.

Китай привлекает регулярно новые технологии и копирует их, что, если взглянуть на его историю, делает регулярно. Мы же можем хорошо адаптировать свои технологии под чужие вещи или изобретать свои. В этом наша сильная сторона – в изобретательности.

Сейчас эффективность китайской экономики начинает притормаживать: выросла з/п и общество научилось потреблять. С нами ведут разговоры многие производители, которые готовы вывести свое производство из Китая. Сейчас определяющей для этого решения является логистическая составляющая (производство для потребителя в России и части европейских стран), но, через какое-то время, когда себестоимость в Китае сравняется с российской, производителям будет удобнее делать в России.

– Чуваши – скромный, трудолюбивый и упорный народ – и ЧЕТРА – это продукт и национального упорства, и знаний.

Музей истории трактора

Музей истории трактора, Чебоксары

Виктор Четвериков:
Нам очень повезло: Альберт Сергеев – директор музея – "настоящий подвижник".

Фонды музея формируются не только из документов, макетов тракторов, фотографий. Также представлены подлинные образцы тракторной техники отечественного и зарубежного производства. Здесь представлены колесные, гусеничные, промышленные, трелевочные тракторы. Экспонаты музея интересны и взрослым, и детям, музей выступает и как объект свадебного посещения молодоженами.

Музей истории трактора, Чебоксары, пробег

9-10 июня состоялся пробег раритетных тракторов по местам дислокации первых машинно-тракторных станций Чувашии. В акции участвовали тракторы восстановленные усилиями сотрудников музея, ОАО "Промтрактор" и студентов Чебоксарского электромеханического колледжа.

Музей истории трактора, Чебоксары, конкурс

Музей истории трактора проводит конкурс создателей самодельных тракторов "Кулибин XXI века". Основное требование – транспортное средство должно передвигаться при помощи двигателя, а не посредством мышечной силы. В ходе работ разрешено использовать любые типы двигателей и трансмиссий.

Ниже на слайдах можно ознакомиться с Музеем истории трактора подробнее:


Из экскурсионного тура по Чебоксарам

Чебоксары (чуваш. Шупашка́р) —столица Чувашской Республики с населением около 480 тыс. человек. Экономика города характеризуется развитой промышленностью, среди чебоксарских промпредприятий: завод промышленных тракторов, агрегатный завод, электроаппаратный завод, приборостроительный завод,опытно-экспериментальный завод "Энергозапчасть", завод кабельных изделий "Чувашкабель", завод электроизмерительных приборов.


 В репортаже нельзя не представить основной тематический памятник. В связи с не очень благоприятной для съемки погодой привожу фотографию из другого источника.

Памятник машиностроителю

Памятник Машиностроителю в Чебоксарах
Памятник в нынешнем виде был открыт 24 июня 2008 г. Статуя рабочего установлена на монолитном гранитном пьедестале, специально изготовленном и привезенном из Карелии с месторождения "Дымовский". Вес пьедестала составляет 8 т, общая высота композиции 6 м.

Памятник по мотивам работ Василия Кандинского в Чебоксарах


Памятник по мотивам работ Василия Кандинского в Чебоксарах
В середине 1980-х годов по инициативе Министерства тракторостроения СССР был объявлен конкурс на лучшее оформление производственного здания. ОАО "Чебоксарский агрегатный завод" выиграл этот конкурс. В начале октября 2012 года после художественной реставрации уникальный настенный памятник по мотивам работ Василия Кандинского года обрел новую жизнь в г. Чебоксары.


Памятник Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову в Чебоксарах на бульваре Ефремова

Чебоксары

После поездки осталось очень теплое впечатление от знакомства и общения организаторы,  сотрудники завода Промтрактор и М
узея истории трактора   очень увлеченные своим делом люди.   

Благодарим  компанию "ЧЕТРА – Промышленные машины", всех сотрудников завода и музея за организацию интересной и насыщенной впечатлениями
поездки!

Текст и фотографии подготовила Елена Абашева (Портал машиностроения)

Источник информации
Опубликовано 29.10.2012