Представляем вниманию пользователей Портала машиностроения вторую часть репортажа по пресс-туру, организованному компанией ЧЕТРА 4 октября в Чебоксары (1 часть репортажа). Во время визита состоялось посещение завода, визит в Музей истории трактора и экскурсионный тур по городу. Виктор Четвериков, исполнительный директор "ЧЕТРА – Промышленные машины", ответил на вопросы журналистов и поделился своим мнением по ряду моментов.
Промтрактор
ОАО "Промтрактор": |
Завод специально создавался для выпуска тяжелого класса машин. Первый трактор для завода был спроектирован на Челябинском тракторном заводе. Предполагалось выпускать его в количестве 2000 штук в год и использовать для поворота сибирских рек, разработки месторождений газа нефти угля и т.п.
Количество работающих на предприятии составляло 20 тыс. человек.
Сейчас на заводе выпускается целая плеяда бульдозеров и трубоукладчиков: 17 базовых моделей и на их основе 310 модификаций. Современное технологическое производство требует около 5 тыс. рабочих.
Роботизированные тележки автоматически подают детали и заготовки к каждому станку
Гордость предприятия – основной цех. В последние четыре года была проведена модернизация цеха и практически все производство автоматизировано.
В общей сложности в масштабную модернизацию ОАО "Промтрактор" уже вложено 12 млрд. рублей. В ходе технического перевооружения было переставлено почти 700 станков, запущено около 40 новых высокопроизводительных обрабатывающих центров и технологических линий.
Место сборщика автоматизировано: демонстрируется технология сборки и новый сборщик всегда может посмотреть в каком порядке осуществляются операции. Для управления производством и оперативного контроля сборки используется компьютер: можно увидеть какие комплектующие, где и в каком количестве доступны, мастер отмечает факт исполнения.
Три года назад была открыта линия порошковой окраски. Трактора не красятся лакокрасочным покрытием, теперь на них наносится порошково-полимерная пленка для прочности, надежности и красоты (ударопрочное покрытие с антикоррозийными, электроизоляционными свойствами и диапазоном работы от -60 до +60 гр.С).
Ниже на слайдах представлены основной цех, главный сборочный конвейер, цех порошковой окраски
Виктор Четвериков, исполнительный директор "ЧЕТРА – Промышленные машины", в беседе с журналистами, носящей достаточно неформальный характер, отметил ряд интересных моментов:
О новом экскаваторе ЭГП-230...
- При составлении технического задания на экскаватор (серийный выпуск был открыт 4 октября – см. 1 часть репортажа) за образец был взят лидер рынка на тот момент – экскаватор HITACHI. Происходила целенаправленная работа над тем, чтобы создаваемый экскаватор по теххарактеристикам (цикл, расход топлива, надежность и др.) был близок к HITACHI, но при этом его стоимость была ниже. Мы позиционируем нашу технику как часть сегмента Premium-класса, при этом стараясь держать цены на 30% дешевле, чем у Caterpillar или Comatsu.
- Контрольные испытания проходили 4 образца с разными двигателями, в итоге было принято решение об оснащении экскаватора двигателем Cummins. У нас хорошие компетенции по сотрудничеству с этой фирмой, как с экономической точки зрения, так и с точки зрения сервисного обслуживания. И если в начале 2000-х тысячных годов потребителей нужно было еще "уговаривать" приобретать технику с подобными двигателями, то сейчас рынок готов к Cummins. Мы в СНГ вторые потребители двигателей этой фирмы после БЕЛАЗа.
- У нас достаточно серьезные планы по подготовке производства этих экскаваторов. То небольшое количество, которое мы можем сейчас делать коррелирует с количеством клиентов, готовых их покупать. Экскаваторный рынок – 5,5 тыс. шт. в год. – это серьёзный объем для дорожно-строительной техники.
О пожеланиях потребителей...
- У нас каждые два месяца проходят заседания комиссии, которая собирает пожелания клиентов. Мы много предприятий объезжаем (и конструктор, и сервисный инженер, и продавец) и фиксируем все замечания и пожелания. Сначала собирается идеальная машина – но потом надо искать какой-то компромисс, иначе получится "луноход" с соответствующей стоимостью. И из двух потенциальных потребителей такой машины один захочет красный "луноход", а другой белый.
Луноход... или марсоход?
Поэтому мы исходим из возможностей производства. А именно: мы должны уложиться в сроки, когда машину надо вывести на рынок и в деньги, вкладываемые в подготовку производства. И получается "живая" машина – удовлетворяющая 80% спрогнозированных потребностей. В целом, у большинства машин "начинка" уже одинакова – разница в корпусе и трансмиссии.
О кадрах, менталитете и производительности...
- Кадровый голод есть везде и не только в России. В силу того что наш завод самый молодой из всей плеяды советских заводов – то средний возраст по предприятию не критичен, хотя и близок к этой отметке. Иногда голод возникает в определенные моменты. Как пример: семь лет назад необходимы были специалисты 6-го разряда – и к нам приезжали чуть ли не со всей территории бывшего Советского союза. Мы и зарплаты установили самые высокие, также обеспечивали жильем.
За эти годы мы закупили оборудование и повысили автоматизацию, и потребность в специалистах 6 разряда уменьшилась. Но стали нужны наладчики и специалисты по обслуживанию оборудования. С этой стороны проблемы есть, но мы их решаем быстро. У нас прагматичный подход и мы понимаем, что если человеку будет выгодно работать и применять себя где-то в другом месте – он у нас работать не будет. Поэтому мы создаем абсолютно рыночные условия для тех, кто будет трудиться. Однако люди с потребительским отношением долго у нас не работают.
Я считаю, что настоящий инженер, как и профессионал в другом деле – врач, учитель, – о деньгах думает во вторую очередь. Для настоящих патриотов своего дела важна самореализация, которую деньгами не купишь, и то отношение и гордость за профессию которые можно передать детям.
Некоторое время назад очень много людей уехало в Чебоксары, в основном Москву. Сейчас люди возвращаются – почему? Я думаю, не в последнюю очередь, потому что Москва – "сумасшедший" город.
Я задала Виктору Четверикову вопрос о производительности – попросив его прокомментировать пример китайского рабочего с производительностью 90%.
- Мы никогда не достигнем такой производительности как в Китае или Японии. У нас другой менталитет. Я был в начале 2000-х гг. на одном из градообразующих предприятий в Китае, выпускающем всю гамму бытовой техники. И меня поразило два факта. 1) Будущие рабочие маршируют строем два месяца, а инженеры – две недели, перед поступлением на завод. 2) На конвейере в цехе, где все "как на картинке", за спинам китайских рабочих стоят японцы. Задача японцев, которым доступна кнопка для остановки конвейера, – смотреть все ли китайский рабочий делает правильно. Конечно, это неприменимо у нас.
Китай привлекает регулярно новые технологии и копирует их, что, если взглянуть на его историю, делает регулярно. Мы же можем хорошо адаптировать свои технологии под чужие вещи или изобретать свои. В этом наша сильная сторона – в изобретательности.
Сейчас эффективность китайской экономики начинает притормаживать: выросла з/п и общество научилось потреблять. С нами ведут разговоры многие производители, которые готовы вывести свое производство из Китая. Сейчас определяющей для этого решения является логистическая составляющая (производство для потребителя в России и части европейских стран), но, через какое-то время, когда себестоимость в Китае сравняется с российской, производителям будет удобнее делать в России.
– Чуваши – скромный, трудолюбивый и упорный народ – и ЧЕТРА – это продукт и национального упорства, и знаний.
Музей истории трактора
Виктор Четвериков: |
Фонды музея формируются не только из документов, макетов тракторов, фотографий. Также представлены подлинные образцы тракторной техники отечественного и зарубежного производства. Здесь представлены колесные, гусеничные, промышленные, трелевочные тракторы. Экспонаты музея интересны и взрослым, и детям, музей выступает и как объект свадебного посещения молодоженами.
9-10 июня состоялся пробег раритетных тракторов по местам дислокации первых машинно-тракторных станций Чувашии. В акции участвовали тракторы восстановленные усилиями сотрудников музея, ОАО "Промтрактор" и студентов Чебоксарского электромеханического колледжа.
Музей истории трактора проводит конкурс создателей самодельных тракторов "Кулибин XXI века". Основное требование – транспортное средство должно передвигаться при помощи двигателя, а не посредством мышечной силы. В ходе работ разрешено использовать любые типы двигателей и трансмиссий.
Ниже на слайдах можно ознакомиться с Музеем истории трактора подробнее:
Из экскурсионного тура по Чебоксарам
Чебоксары (чуваш. Шупашка́р) —столица Чувашской Республики с населением около 480 тыс. человек. Экономика города характеризуется развитой промышленностью, среди чебоксарских промпредприятий: завод промышленных тракторов, агрегатный завод, электроаппаратный завод, приборостроительный завод,опытно-экспериментальный завод "Энергозапчасть", завод кабельных изделий "Чувашкабель", завод электроизмерительных приборов. |
В репортаже нельзя не представить основной тематический памятник. В связи с не очень благоприятной для съемки погодой привожу фотографию из другого источника.
Памятник машиностроителю
Памятник в нынешнем виде был открыт 24 июня 2008 г. Статуя рабочего установлена на монолитном гранитном пьедестале, специально изготовленном и привезенном из Карелии с месторождения "Дымовский". Вес пьедестала составляет 8 т, общая высота композиции 6 м.
Памятник по мотивам работ Василия Кандинского в Чебоксарах
В середине 1980-х годов по инициативе Министерства тракторостроения СССР был объявлен конкурс на лучшее оформление производственного здания. ОАО "Чебоксарский агрегатный завод" выиграл этот конкурс. В начале октября 2012 года после художественной реставрации уникальный настенный памятник по мотивам работ Василия Кандинского года обрел новую жизнь в г. Чебоксары.
После поездки осталось очень теплое впечатление от знакомства и общения – организаторы, сотрудники завода Промтрактор и Музея истории трактора – очень увлеченные своим делом люди.
Благодарим компанию "ЧЕТРА – Промышленные машины", всех сотрудников завода и музея за организацию интересной и насыщенной впечатлениями поездки!
Текст и фотографии подготовила Елена Абашева (Портал машиностроения)