Кроме сделок M&A на рынке оперирования подвижным составом актуальными становятся стратегические альянсы между операторами

По данным обзора "INFOLine Rail Russia TOP за II квартал 2012 года", в I полугодии 2012 года на рынке оперирования подвижным составом состоялся целый ряд сделок M&A. Крупнейшей стало приобретение Группой Globaltrans кэптивного оператора у Холдинга "Металлоинвест" кэптивного оператора "Металлоинвесттранс", занимающей 16 место в рейтинге INFOLine Rail Russia TOP. С августа 2012 года в результате ребрендинга "Металлоинвесттранс" осуществляет деятельность под новым названием - "Ferrotrans".

Еще одной заметной сделкой M&A стало приобретение Группой "Сумма" активов группы FESCO (в том числе Группы "Трансгарант", занимающей 10 место в рейтинге операторов INFOLine Rail Russia TOP). Ранее ООО "Фирма"Трансгарант" было выставлено Группой FESCO на продажу и по результатам конкурса должно было быть приобретено ЗАО "НефтеТрансСервис", однако вследствие выкупа Группой "Сумма" 70% FESCO, сделка не состоялась.

В июле 2012 года ООО "Финансовый альянс" приобрело 100% ООО "Транспортно-логистическая компания", занимающего 37 место в рейтинге INFOLine Rail Russia TOP . ООО "Финансовый альянс" (50% долю контролирует АФК "Система" через ОАО "Башнефть") – совместный проект по созданию крупного железнодорожного оператора на базе железнодорожных активов АФК "Система" и группы частных инвесторов.

Консолидационные тенденции характерны и для небольших операторов, подтверждением служит украинский железнодорожный холдинг "Rail Trans Holding", который выходит на российский рынок посредством приобретения блокирующего пакета акций ЗАО "ВКМ-Транс".


Сделки M&A на рынке оперирования подвижным составом в I полугодии 2012 года

Кроме сделок M&A все более актуальным становится формирование стратегических альянсов между операторами: так Rail Garant и "Спецэнерготранс", занимающие в рейтинге INFOLine Rail Russia TOP 5 и 25 место соответственно, в апреле 2012 года образовали совместное предприятие "Рейлспецтранс". Создание новых союзов наблюдается и между грузовладельцами и вагоностроителями. В первом полугодии 2012 года стало известно, что ОАО НПК "УралВагонЗавод", ОАО "Мечел" и ОАО "Холдинг Сибуглемет" планируют создание совместного железнодорожного оператора "Запсиблогистик". Деятельность нового оператора будет направлена на перевозку угля и руды.

Помимо возрастающей степени консолидации рынка, ИА INFOLine во II полугодии 2012 года отмечена тенденция сокращения спроса на полувагоны. При этом крупнейшие операторы ("Нефтетранссервис" и Globaltrans) сокращают количество арендуемых полувагонов, так как доходность оперирования парком снижается, а арендные ставки все еще высоки, и замещении их собственными.

Для крупнейших операторов наиболее актуально в таких условиях приобретение кэптивных железнодорожных компаний у грузовладельцев, так как данные активы кроме парка подвижного состава обеспечены грузовой базой.

Генеральный директор Globaltrans Сергей Мальцев отмечает: "В этом году мы вряд ли будем покупать новый подвижной состав. Стратегически мы для себя выработали линию приобретения кэптивных операторов (в первую очередь Globaltrans заинтересован в приобретении компаний "Евраз-Транс" и "ММК-Транс"), то есть хотим быть центром консолидации отрасли, которая так или иначе произойдет".

См. также: База данных "400 крупнейших собственников и операторов подвижного состава России" >>
Источник информации
Компании
Опубликовано 23.09.2012