Рекордные показатели 2011 года и компании – лидеры рынка в рейтинге лизинговых компаний INFOLine Rail Russia TOP

По данным специалистов INFOLine, полученным в работе над рейтингом INFOLine Rail Russia TOP, в 2011 году ёмкость рынка лизинга железнодорожной техники превысила рекордные показатели 2007 года. В структуре портфеля российских лизинговых компаний на 1 января 2012 года доля железнодорожной техники выросла на 6,3% и составила $30 млрд.

По итогам кризисного 2009 года ёмкость рынка лизинга железнодорожной техники сократилась более чем на 33%. В 2010 начался взрывной рост спроса на подвижной состав, причем дефицит крупного вагонного литья в сочетании с активной сбытовой политикой ВТБ Лизинга и повышением цен на все виды грузовых вагонов обусловили увеличение популярности услуг финансовых посредников. В 2011 году данная тенденция усилилась – около 75% закупленного в России подвижного состава было приобретено по схемам финансового и операционного лизинга, что привело к двукратному увеличению объема данного сегмента бизнеса. В марте 2012 года на рынок вернулось ОАО «РЖД», принявшее решение о заключении договора с ОАО «ВЭБ-лизинг» на поставку путевой техники для нужд компании в 2012–2016 гг. на общую сумму 89,0 млрд рублей (с НДС). «Однако участники рынка отмечают и возросшие риски, появившиеся в обсуждаемом сегменте и связанные со снижением качества выпускаемой в России и Украине техники во втором полугодии 2011 и начале 2012 года. Кроме того, наблюдается усиление конкуренции (особенно со стороны принадлежащих государственным банкам компаний, имеющих доступ к дешевым финансовым ресурсам). В связи с этим доходы лизинговых компаний сокращаются и некоторые сделки могут оказаться убыточными» - комментирует Генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров.

При построении рейтинга лизинговых компаний специалисты ИА INFOLine учитывают как показатель по количеству вагонов в собственности на 2011 год, так и изменение этого показателя по сравнению с 2010 годом в процентном отношении. В результате первые позиции в 2011 году заняли ОАО ВТБ Лизинг (данные консолидированы с ГК «ТрансКредитЛизинг»), ОАО «ВЭБ-лизинг» и ЗАО «Сбербанк Лизинг». Интересно, что по параметру изменения по отношению к 2010 году лидирует ЗАО "Газпромбанк лизинг", увеличивший объем вагонов в собственности на 224,4%. Но, при этом, активно наращивая собственный парк, компания занимает 11 место в TOP..

По данным «INFOLine-Аналитика», совокупная величина парка грузовых вагонов, принадлежащих лизинговым компаниям, составила на начало 2012 года 310 тыс. единиц. После завершения оформления в собственность грузовых вагонов, произведенных в Украине в IV квартале 2011 года, общее количество возрастет до 316 тыс., прирост в 2011 году – примерно до 70 тыс. единиц.

Анализ рынка показывает сохранение появившейся ранее тенденции к консолидации и в 2011 году: так, ОАО ВТБ приобрело почти 75% акций ОАО «ТрансКредитБанк», после чего лизинговые активы банков были интегрированы в рамках группы ВТБ. Во втором полугодии 2011-го ГК «Альфа-Лизинг» продала почти более 40% парка, причем владельцем большей части проданного парка стала компания «ВЭБ-лизинг». Кроме региональной экспансии на рынки Украины и Казахстана, лизинговые компании инвестируют в смежные сегменты бизнеса: например, Brunswick Rail приобрел операторскую компанию «Профтранс», управляющую парком из 1650 полувагонов, и планирует формирование на ее основе отдельной бизнес-единицы.

В 2012 году ИА «INFOLine» прогнозирует сохранение сокращение объема закупок подвижного состава в России на 5–10% по сравнению с 2011-м при сохранении доли лизинговых компаний более 70%. При этом российские лизинговые компании в 2012 году будут все более активно работать на рынках других стран «пространства 1520» (в первую очередь Казахстана и Украины), а также развивать взаимоотношения с ОАО «РЖД» в части финансирования сделок по обновлению парка специальной техники и тягового состава. На российском рынке перспективы для лизинговых компаний в 2012 году будут связаны с работой с более узкими сегментами отдельных видов специализированного подвижного состава, которые характеризуются более высоким уровнем риском, но и соответствующим уровнем доходности, который выше, чем по полувагонам и нефтеналивным цистернам.



Справка

Рейтинг лизинговых операторов "INFOLine Rail Russia TOP" является ведущим специализированным рейтингом компаний на рынке лизинга железнодорожной техники. В рейтинге лизинговых компаний "INFOLine Rail Russia TOP" охарактеризована динамика грузового железнодорожного подвижного состава в собственности лизингоовых компаний, величина парка, предоставленного клиентам по договорам финансового и операционного лизинга, а также динамика объемов нового бизнеса.
Источник информации
Компании
Опубликовано 30.07.2012