Опубликовано: 09 июля 2012 г.

Вступление в ВТО: у нас очень серьезная проблема с тем, что мы как страна неконкурентоспособны

  комментариев: 2   просмотров: 2977

Источник информации: Портал машиностроения

Вступление в ВТО и перспективы модернизации российского машиностроения обсудили на "круглом столе" 29 июня в рамках форума "Технологии в машиностроении" (ТВМ 2012), прошедшего в подмосковном г. Жуковский. Организаторами "круглого стола" стали Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) и комитет АЕБ по машиностроению и инжинирингу. Модератором выступил Филипп Пегорье, президент Альстом Россия, член Правления АЕБ, председатель Комитета АЕБ по машиностроению и инжинирингу.

Последствия вступления Китая в ВТО (2001 г.) отразил в своем докладе представитель компании "Эрнст энд Янг". Схожесть темпов вступления в ВТО (15 лет) и большой внутренний рынок крупной страны, может служить интересным примером для России. Вступление в ВТО Китая стало
сигналом для инвесторов:  китайская экономика соответствует международным стандартам. Экспорт Китая вырос в 6 раз, импорт увеличился почти в 6 раз, ВВП вырос в 4 раза. После вступления в ВТО темп прироста ВВП вырос с 6,5-8% до 9-13% в год. В Китае наблюдается быстрый рост прямых иностранных инвестиций (до 116 млрд долл. В 2011 г.) Реформы, которые страна провела в процессе вступления в ВТО, повысили экономическую эффективность и смогли привести к существенному росту. При этом и российские и иностранные эксперты признают, что ВТО стало одним из значительных факторов подобного роста. Также Китай стал активно использовать ВТО для судебного разрешения торговых споров. С оценками вступления России в ВТО компании "Эрнст энд Янг" и Российской экономической школы можно ознакомиться по ссылке http://mashportal.ru/machinery_news-24137.aspx.

Михаил Аким, директор по стратегическому развитию ABB Russia, отметил, что  искусственное завышение ставок тарифов естественных монополий намного больше сказывается на конкурентоспособности российской промышленности, нежели возможные последствия от вступления в ВТО.

В России высока стоимость рабочей силы (она удвоилась за последние пять лет) и, вследствие этого, страна неконкурентоспособна по "синим воротничкам". Конкурентоспособность российских "белых воротничков" (о которой можно судить и по представленной на форуме продукции) говорит о необходимости развития наукоемких производств, требующих значительного количества ИТР.

Число патентов, поданных российской стороной за рубежом, крайне мало. Если в большинстве стран заявки на патенты подают компании, то в случае РФ значительно преобладают индивидуальные изобретатели. "Один из огромных бенефитов вступления России в ВТО – это снятие технологических барьеров и возможность увеличения интенсивности технологического обмена", – отметил М. Аким.

Неконкурентоспособность российских предприятий по мнению М.Акима также  связана с небольшими объемами производства, низкими уровнями производительности и автоматизации, отсутствием долгосрочных стратегий у корпораций и постоянной стратегии у государства, высокими расходами на инфраструктуру. Важным фактором выступает нацеленность российских производителей на российский же рынок. "ВТО может помочь снизить торговые барьеры, тогда не будет столь страшна динамика роста тарифов", – отметил докладчик.

Филипп Пегорье, президент Альстом Россия, выделил проблемы с которыми сталкивается его компании в России: "Первая проблема – вы слишком дорогие". Целям локализации производства Альстом в России мешает завышенная цена на комплектующие: "иногда в два раза дороже, чем мы покупаем во Франции и Швейцарии".

"Кто будет вашими конкурентами? Это будут не французы, не немцы – это будут ваши соседи – китайцы и корейцы, которые уже вступили в ВТО и имеют низкую конечную цену", – заметил президент Альстом Россия. Среди проблем он также отметил устаревание производств, низкое качество продукции, высокие кредитные ставки, затрудняющие финансирование.

Ф. Пегорье выразил надежду, что вступление России в ВТО позволит сместить акцент от производителя к потребителю.

Александр Идрисов, управляющий партнер, основатель Strategy Partners Group, обратил внимание, что вступление в ВТО не является "внезапной акцией", а происходит уже в течение 19 (!) лет: "Кто мешал за все это время увеличить производительность и конкурентоспособность собственных предприятий? Мы единственная страна в мире, в которой на протяжении 20 лет не менялся уровень производительности".

"Проблема не в стоимости рабочей силы, которая в том же Китае планомерно растет, а в том, что рабочая сила в Китае намного более компетентна, чем наша", – отметил А.Идрисов. Директора, увольняющего 1000 рабочих нужно награждать, по мнению докладчика. Он выпускает дефицитный трудовой ресурс на рынок. И государство должно взять социальную ответственность за этих людей и помочь промышленности, проводя переобучение специалистов. Это неизбежная задача, без решения которой российские предприятия останутся неконкурентоспособными: сегодня эти люди деградируют, оставаясь на предприятии и получая нищенскую заработную плату.

А. Идрисов выделил: "У нас очень серьезная проблема с тем, что мы как страна неконкурентоспособны. И в части управленческих, инженерных и рабочих кадров, и при отсутствии развитой транспортной инфраструктуры и доступа к ней. Ведь 20% в структуре себестоимости составляют транспортные издержки. С вступлением в ВТО мы получаем серьезный стимул. А стимулы нам нужны – мы без них никак не можем. ВТО открывает для нас новые возможности с двух сторон по крайней мере. Первая – прямые инвестиции в российской экономику. Вторая – для шустрых и активных компаний открывается на порядок больше возможностей, потому что они способны конкурировать открыто и честно".

О ситуации, складывающейся в с/х машиностроении, рассказал Дмитрий Конюшко, генеральный директор AGCO Machinery LLC. Производители сельхозтехники России и стран Таможенного союза видят во вступлении в ВТО большой риск и активно этому сопротивляются. Лобби со стороны производителей привело к тому, что заградительные пошлины создали такую техническую сферу, в которой с 2008 г. мало что изменилось. К сожалению, деньги потраченные на заградительные барьеры, не пошли на создание новых технологий и современных продуктов. Потребность в локализации остается большой и сложной задачей. 90% российского трактора произведено из западных компонентов, и нет даже отдаленных перспектив, чтобы эти компоненты становились российскими.

С вступлением в ВТО инвестиции в собственные производства на территории России западными компаниями приостановлены. Но инвестиционные проекты не заморожены, а отложены. Основа для инвестиций в с/х машиностроение в России – это понимание западными компаниями важности стратегического присутствия на большом российском рынке и необходимости локализации производств.

Подводя итог "круглого стола", докладчики отметили: экономический и трудовой потенциал России используется сейчас в очень небольшой доле. ВТО – это инструмент задействовать этот потенциал. За 3-5 лет российские компании должны увеличить свою производительность, иначе они просто перестанут существовать.

Материал подготовила Елена Абашева (Портал машиностроения)

             
         Добавить в Google Reader  Читать в Яндекс Ленте
См. также:

Комментарии читателей


Турта Виктор Григорьевич
сообщение оставлено 09.07.2012 в 16:47
 

ЦИТАТА: "В России высока стоимость рабочей силы (она удвоилась за последние пять лет) и, вследствие этого, страна неконкурентоспособна по "синим воротничкам". Конкурентоспособность российских "белых воротничков" говорит о необходимости развития наукоемких производств, требующих значительного количества ИТР. " Что значит конкурентоспособность белых воротничков. Что есть примеры доминирования какой то высокотехнологичной российской продукции на мировом рынке? Что российская наука делает одно открытие за другим? Что за российскими патентами и технологиями выстроились в очередь? Что в сотне лучших ВУЗов появился какой то российский? Все завалено на столько, что любое ЦРУ, или кто там еще отдыет. А где же "эффективные собственники", "эффективные менеджеры", вот пусть и напрягают свои мозги, если они есть, как им спасти свою собственность. ЦИТАТА: "За 3-5 лет российские компании должны увеличить свою производительность, иначе они просто перестанут существовать. " Если такое чудо есть, то оно стоит сотни миллиардов, т.к. на кону суверенитет страны. И армия в этот раз не спасет.


Турта Виктор
сообщение оставлено 25.07.2012 в 11:07
 

ЦИТАТА: "Александр Идрисов, управляющий партнер, основатель Strategy Partners Group, обратил внимание, что вступление в ВТО не является "внезапной акцией", а происходит уже в течение 19 (!) лет: "Кто мешал за все это время увеличить производительность и конкурентоспособность собственных предприятий? Мы единственная страна в мире, в которой на протяжении 20 лет не менялся уровень производительности"." Очень верные слова! Сейчас много пишется о катастрофическом положении в машиностроении страны. Но никто почему то не дает ответа, по какой причине это произошло. Это ж надо сильно потрудиться, чтобы так завалить страну. И никто не предлагает никакого выхода из сложившейся ситуации. Рогозин правильно говорит, что поздно догонять, надо реализовывать проекты ПОСЛЕЗАВТРАШНЕГО ДНЯ! Что это за проекты? Есть ли они в отставшей технологически уже навсегда в РФ? Ведь провалы и распилы везде: Роснано, Сколково, гранты различные и т.д. Результатов то нет! Кто их будет реализовывать? Есть ли вообще такие люди здесь? А если и найдется хотя бы один, чем его должны мотивировать на такой ударный труд? Не призывами же за светлое будущее олигархов и чиновников?


Опубликуйте свой комментарий

Фамилия:*
Имя:*
Отчество:
E-mail:
Ваш комментарий:
Отправить >>
Подписка на новости машиностроения
Для подписки на почтовую рассылку Вам необходимо войти или зарегистрироваться.

Последний выпуск
 Машиностроение в России   |   Машиностроение в мире   |   Технологии и методики   |   Программные и технические решения   |   Технологии будущего   |   Интервью   |   Опросы    |   Мнения пользователей 
© 2019 Портал машиностроения
Стройматериалы с доставкой дешево smesi-zdes.ru .