INFOLine: В 2012 году российские производители выпустят более 1 тыс. секций локомотивов

По прогнозам аналитиков ИА INFOLine, сформулированных в исследовании "Рынок локомотивов России и стран Пространства 1520. Итоги 2011 Прогноз до 2015 года", в 2012 году объем производства нового железнодорожного тягового состава российскими компаниями превысит 600 единиц магистральных и маневровых локомотивов, или 1000 секций локомотивов. Несмотря на снижение показателей производства единиц локомотивов в 2012 году относительно докризисного 2008 года на 9%, показатель выпуска секций локомотивов в 2012 году превысит показатели 2011 года на 13%, а показатели докризисного 2008 года – на 29%.

Рост показателей производства в секциях обусловлен увеличением выпуска предприятиями ЗАО "Трансмашхолдинг" и ЗАО "Группа Синара" мощных двух- и трехсекционных магистральных грузовых локомотивов (электровозов 2ЭС4К, 3ЭС5К, 2ЭС6, 2ЭС10, тепловозов 2ТЭ116У, 2ТЭ116УМ).



Увеличение выпуска обусловлено как повышением уровня загрузки и расширением ассортимента продукции существующих предприятий крупнейшего российского производителя ЗАО "Трансмашхолдинг" в России и Украине, так и запуском новых мощностей ЗАО "Группа Синара" в Верхней Пышме: в рамках стратегического партнерства c Siemens AG в конце 2011 года на ООО "Уральские локомотивы" запущен второй производственный комплекс мощностью 60 ед. (120 секций) грузовых электровозов в год.

Партнерство с международными лидерами железнодорожного машиностроения придает новый стимул развитию промышленности России по всем направлениям взаимодействия – разработке и производстве маневрового и магистрального состава, электровозов и тепловозов, грузовой и пассажирской техники. В первый день работы форума "Стратегическое партнерство 1520" в будущей столице зимней Олимпиады, состоялось, можно сказать, историческое событие – презентация электропоезда "Ласточка" производства компании Siemens, который будет обслуживать гостей и участников игр. Первые составы Desiro Rus начнут работу в 2013 году. В целях локализации производства "Ласточек" ООО "Уральские локомотивы" и Siemens AG фактически будет создан новый завод по выпуску электропоездов мощностью 100 вагонов в год: к августу 2012 планируется завершить строительные работы, начать оснащение оборудованием. В III квартале 2013 года запланирован старт производства, к 2017 году уровень локализации достигнет 80%.

В 2012 году ЗАО "Трансмашхолдинг" и Alstom Transport начнут серийный выпуск для ОАО "РЖД" пассажирских электровозов нового поколения ЭП20, а также партнеры готовят к внедрению на рынок также электровозы серий ЭП2, ЭП3 и 2ЭС4.

В рамках бизнес-форума "Стратегическое партнерство 1520" ОАО "РЖД" и ЗАО "Трансмашхолдинг" заключили договор на поставку 10 двухсекционных магистральных грузовых тепловозов 2ТЭ25АМ, которые будут оснащаться дизелями производства компании MTU Friedrichshafen GmbH (Германия). Данная сделка подтверждает дальнейшее расширение ассортимента выпускаемого на ЗАО "УК "Брянский машиностроительный завод" тягового состава, а также принятый курс на совершенствование эксплуатационных характеристик тепловозов в партнерстве с ведущими производителями комплектующих и локомотивов Европы – MTU и Alstom.

По состоянию на 2012 год ЗАО "УК "Брянский машиностроительный завод" является единственным в России производителем магистральных грузовых тепловозов. В перспективе не исключена возможность появления новой производственной площадки по выпуску магистральных тепловозов: Alstom и ЗАО "Трансмашхолдинг" обсуждают вопросы разработки и серийного выпуска в России новых магистральных и маневровых тепловозов. По мнению старшего вице-президента Alstom Transport Бернара Гоннэ (Bernard Gonnet), "с точки зрения философии Alstom, если у нас новый двигатель, то должен быть и новый локомотив. Мы считаем, что бесполезно устанавливать новый дизель в старый кузов".

Выпуск тягового состава растет и в других странах "Пространства 1520": так, в Казахстане АО "Локомотивосборочный завод" в партнерстве с компанией General Electric с 2009 года выпускает грузовые тепловозы ТЭ33А, причем в 2012 году предприятие планирует нарастить реализацию на 17% к уровню 2011 года. К росту производства и повышению его эффективности приведет в том числе вхождение в капитал АО "Локомотивосборочный завод" крупнейшего производителя тягового состава в "Пространстве 1520" – ЗАО "Трансмашхолдинг". Соглашение о выкупе ЗАО "Трансмашхолдинг" 50% пакета акций завода у АО "НК "Казахстан темир жолы" подписано 15 июня 2012 года. В перспективе планируется сертификация тепловозов General Electric для эксплуатации в России.

ГП "Укрзализныця" в 2011 году начала реализацию масштабной программы обновления локомотивного парка, что позволит АО "Электровозостроитель" в 2012 году загрузить мощности выпуском грузовых электровозов ВЛ-11/М6, ОАО "ПК "Новочеркасский электровозостроительный завод" – увеличить экспорт грузовых электровозов 2ЭС4К и 2ЭС5К, а ООО "Уральские локомотивы" впервые осуществить экспортные поставки грузовых электровозов 2ЭС10 "Гранит" за счет удвоения производственных мощностей.

Конкуренция с производителями локомотивов Китая за рынок стран СНГ стимулирует партнеров к консолидации усилий по развитию машиностроения за пределами России. Так, в июне 2010 года в основание нового электровозосборочного завода ЗАО "Трансмашхолдинг", ALSTOM Transport SA и АО "НК "Казахстан темир жолы" в Казахстане был заложен первый камень, и уже в октябре 2010 года ТОО "Электровоз курастыру зауыты" заключило соглашение на поставку в 2012-2021 гг. 200 ед. грузовых электровозов серии KZ8A и 95 пассажирских электровозов серии KZ4AT. Ранее аналоги таких электровозов АО "НК "Казахстан темир жолы" и АО "Локомотив" приходилось закупать в Китае.

Основная цель исследования "Рынок локомотивов России и стран Пространства 1520. Итоги 2011 Прогноз до 2015 года" – оценка текущего состояния и перспектив развития рынка железнодорожного тягового состава России, стран СНГ и Балтии, анализ ключевых операционных и финансовых показателей локомотивостроительных предприятий "Пространства 1520", международных производителей тягового состава, а также характеристика величины, состояния и структуры парка локомотивов железнодорожных администраций "Пространства 1520", проектов его модернизации и обновления.

В исследовании INFOLine "Рынок локомотивов России и стран Пространства 1520. Итоги 2011 Прогноз до 2015 года" проведен анализ производства и поставок новых локомотивов для колеи 1520 мм, инвестиционных проектов, стратегий и перспектив развития на рынке локомотивов СНГ и Балтии 25 крупнейших локомотивостроительных компаний мира, изучены тренды импорта и экспорта тягового состава в 17 странах "Пространства 1520" и сформирован прогноз поставок до 2015 года, представлены технические характеристики более 50 моделей тягового состава. При подготовке исследования использован комплекс информационных источников на 20 языках мира.
Источник информации
Опубликовано 03.07.2012