Опубликовано: 09 апреля 2012 г.

Завод Gildemeister AG в Ульяновске: станет ли проект одним из первых шагов к возрождению станкостроительной промышленности России?

  комментариев: 10   просмотров: 14280

Источник информации: Портал машиностроения

Немецкий концерн Гильдемайстер АГ 3 апреля провел в Ульяновске конференцию по случаю запуска строительства завода по производству токарных и фрезерных станков с использованием передовых немецких технологий.

Данный проект уникален для отечественной станкостроительной отрасли, так как основан на прямых инвестициях зарубежного инвестора. Новый завод будет выпускать станки конструктивного ряда ECOLINE для аэрокосмических и автомобильных предприятий.

Активная фаза строительства предприятия начнется летом этого года на территории промышленной зоны "Заволжье" (участок площадью 20 га). Выпуск первых единиц продукции ожидается в конце 2013 г. Проектная мощность – до 1000 станков в год, общая сумма инвестиций – более 20 млн евро.



Самый подходящий момент начать этот проект…


Компания очень плотно исследовала российский рынок: меньше чем за два года Россия из первых 15 государств вошла в первую десятку потребителей станков.

Общемировой рынок сбыта станкостроительного оборудования по данным Гильдемайстер АГ в 2011 – 60,7 млрд. евро. Рынок вырос по сравнению с 2010 г. на 28,7%. Крупнейшие потребители (Top5) – Китай (35%), Япония (9%), Германия (8%) и США (8%), Южная Корея (6%).

Россия замыкает десятку крупнейших потребителей (Top10) станочного оборудования по итогам 2011 г. – 2% (1,257 млрд. евро), после Италии (4%), Индии (3%), Бразилии и Тайваня (2%).

Др. Рюдигер Капица, председатель правления Гильдемайстер АГ, отметил долгую совместную историю России и концерна.

Первые станки концерна были поставлены в Россию в 1899 г., с этого времени в Россию продано порядка 4200 станков.

Объем сбыта ДМГ Русланд с 2005 по 2010 г. составил 823 станка. Относительно рынка Европы количество проданных ДМГ Россия в 2011 году станков -  10,5%
(228). Цель на 2012 г. – продажа более 400 станков (16,7% от европейского рынка).

"Сейчас самый подходящий момент начать этот проект, поскольку в предыдущие годы был большой спад на станки в России. В прошлом Россия была на одном из первых мест по потреблению станков. Потом случился провал, и в течение 10 лет Россия закупала очень мало станков. Сейчас возникла такая политическая ситуация, когда Россия хочет проводить масштабную политику по индустриализацию. Если программа по индустриализации будет претворена в жизнь (я уверен в наличии подобной политической воли), то в течение двух лет спрос на станки вырастет вдвое. И можно реалистично исходить из 2-3 млрд. евро. В России огромные резервы на развитие. Далеко не все будет импортироваться. Находящиеся здесь станки, предприятия будут выводиться на новый уровень. И мы будем искать возможности для кооперации с местными производителями станков".

Одной из трудностей по производству станков является проблема продукции двойного назначения. Р. Капица отметил помощь российского правительства в разрешении этого вопроса: "Были выдвинуты ясные требования немецкому правительству по осуществлению полного производства в России станков серии ECOLINE. Аргументом послужило подобное разрешение Китаю". В итоге Россия стала второй после Китая страной, получившей эту возможность в таком объеме.

Р. Капица считает, что модернизация российской промышленности России с использованием немецких технологий имеет хорошие перспективы. На встрече с председателем Правительства России В. Путиным в ноябре 2011 г. было озвучено пожелание по инвестированию со стороны немецких компаний в российскую промышленность. "Станки, оборудование – это база для промышленности. И это очень хорошая идея сказать крупной международной фирме "Придите в Россию".


Три года мы занимались вопросами: где, когда и с кем мы будем сотрудничать…


На вопрос Портала машиностроения в рамках пресс-конференции 3 апреля о критериях выбора российского региона ответил Гюнтер Бахман, член правления Гильдемайстер АГ, три года занимавшийся этим вопросом.

Представители концерна посетили в России практически все регионы. Изучали возможности производства на местах. С одной стороны цеха заводов были огромные (до 500-1000 м в длину), и на этой огромной территории можно было найти уголок и для данного производства. Но те деньги, которые концерну необходимо было бы затратить на демонтаж старых производственных площадей, превзошли бы расходы на строительство завода на новом месте.

Еще один момент – проблема продукции двойного назначения. Все станки, которые будут производиться в России, необходимо в Германии провести через Комитет по трансферу технологий. Большая часть предприятий, посещенных представителями концерна, сотрудничает с российской оборонной промышленностью. Часть из них интегрирована в огромную корпорацию Ростехнологии. Получение разрешения от комитета по трансферу технологий в этом случае было бы невозможным.

После анализа "за и против", Гильдемайстер АГ принял решение строить завод на совершенно новой площадке. Г. Бахман перечислил следующие преимущества Ульяновской области: индустриальную направленность региона, прекрасно работающую инфраструктуру, хорошие транспортные возможности (железная дорога, аэропорты). Одним из важных моментов явилось качественное образование студентов технических вузов региона.



В Гильдемайстер АГ отмечают: из всех ответственных лиц, с которыми происходило общение по реализации проекта, господин Морозов, губернатор Ульяновской области, вел себя наиболее "агрессивно", он "воевал" за то, чтобы получить этот проект и оказывал всемерную поддержку.

  Р. Капица: "Мы долго дискутировали в Москве, в российском правительстве, где мы будем строить. Нам назвали несколько хороших контактов, в числе которых был и господин Морозов. Все эти люди отреагировали очень позитивно и профессионально".


"Для нашей области это будет приоритетный проект"

"Для нашей области проект будет главным. Мы будем уделять ему повышенное внимание", – сказал в своем выступлении губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. Он подчеркнул готовность правительства области субсидировать затраты, направляемые предприятиями на обновление станочного оборудования. С 1 января 2012 г. возобновлена областная программа технического перевооружения и модернизации.

Александр Смекалин, министр стратегического развития и инноваций правительства Ульяновской области, представил участникам конференции преимущества региона для инвесторов. Основной вклад в валовый региональный продукт вносят промышленное производство, металлообработка и машиностроение – около 30%. В структуре промышленности: авиастроение, автомобилестроение, приборостроение. Крупнейшим потребителем станков производства Гильдемайстер АГ является "Авиастар-СП". В области действует целый ряд приборостроительных предприятий и предприятий по производству комплектующих для авиации. В этом году будет открыт современный завод по производству композитных материалов для авиации – потенциальный потребитель продукции станкостроения.

Более 90 компаний производят автокомпоненты на территории Ульяновской области – они также являются потенциальными потребителями станков.

Любые виды транспорта доступны для отправки продукции в регионе:
- 2 аэропорта класса "А";
- две автомобильные трассы федерального значения;
- линии трех отделений РЖД: "Куйбышевская РЖД", "Горьковская РЖД", "Поволжская РЖД".
- Глубоководный речной грузовой порт (самый северный порт Волги) с навигационным периодом 200 дней.

В области сохранена система подготовки рабочих кадров для предприятий ВПК, автомобилестроения, авиастроения: 16 ВУЗов, 5 госуниверситетов, 45 средних специальных учебных заведений. Сейчас также создаются ресурсные центры практической подготовки кадров (при СП "АВИАСТАР", УАЗ). В станкостроении подобным центром станет центр концерна Гильдемайстер АГ.

Смекалин с оттенком горечи отметил относительно невысокую стоимость рабочей силы в регионе – средняя заработная плата составляет 13 700 руб., но для инвесторов это может выступать положительным фактором.

В области развита административная поддержка реализации инвестиционных проектов. Каждый проект курируется одним из заместителей Председателя Правительства Ульяновской области. Создается проектная группа специалистов под каждый проект. Она решает все вопросы предпроектной подготовки, вопросы на стадии строительства и ввода в эксплуатацию предприятия. Период действия налоговых льгот для инвестора составляет 8 лет с момента ввода предприятия в эксплуатацию независимо от наступления срока окупаемости. В первые 8 лет реализации проекта инвестор фактически не платит налоги в региональный бюджет.


Достаточно ли энергии солнца и ветра для завода?

На заводе будут использоваться инновационные технологии производства и ноу-хау с применением альтернативных источников энергии — солнечной энергии и энергии ветра. В рамках данного проекта запланированы строительство производственного корпуса и организация парка солнечных батарей.

Комплексные решения GILDEMEISTER energy solutions:
Энергия солнца – система SunCarrier. Постоянная корректировка расположения поверхности модулей в зависимости от инсоляции. До 40% прироста производительности по сравнению с фиксированными системами.
Энергия ветра – система WindCarrier. Высокотехнологичные малые ветрогенераторы.
Накопитель электроэнергии – система CellCube: проточный редокс-аккумулятор на ванадиевой основе.

Пример использования: машиностроительный завод в Бюрене (Германия) полностью перешел на использование возобновляемых источников энергии солнца и ветра. Выработка, накапливание и использование – 250000 кВт•ч автономной электроэнергии ежегодно.

По словам Р.Капицы для завода в Ульяновске достаточно солнца и достаточно ветра. "В будущем вопрос использования энергии будет очень острым, и мы хотим стать конкурентоспособными в том, что касается уровня расходов". В настоящий момент 18% производимой в Германии энергии – энергия возобновляемых источников. "Переход Германии на возобновляемые источники полностью был бы дешевле работы по устранению последствий аварии на атомной станции", ─ отметил Р.Капица.

Он также привел пример завода концерна в Китае, где половина сотрудников обладает электромобилями: "Мы дарим энергию нашим сотрудникам – они могут заряжать свои электромобили и электроциклы с помощью накопленной в аккумуляторах энергии".


На одно рабочее место на нашем заводе будет создано четыре в радиусе 100 км


Р. Капица:
"В качестве первого шага мы создадим здесь 200 рабочих мест. Это будут высококвалифицированные рабочие места, и они будут соответствующим образом оплачиваться. Мы инвестируем большие средства в обучение наших рабочих. В ближайшие недели мы привлечем к себе в штат 20-30 квалифицированных сотрудников. Они пройдут тренинг на наших немецких заводах и познакомятся с культурой предприятия. Изготовление и обработку деталей для наших станков мы передадим на другие предприятия Ульяновской области. И это значит, что на одно рабочее место на нашем заводе будет создано четыре в радиусе 100 км. Также будут задействованы фирмы, продукция которых относится к нашим изделиям (инструменты, зажимы для инструментов). Они будут очень плотно распределены вокруг того предприятия, которое мы создадим.

Для top-продукции нам нужны top-специалисты: люди, которые много вкладывают в свою работу. И таких людей мы найдем и в Ульяновске тоже".

В международном концерне Gildemeister AG около 50% сотрудников не является немцами. Среди требований к персоналу: хорошее базовое техническое образование и обладание знаниями в области электроники, т.к. управление станками осуществляется через компьютер и мобильные устройства.

Концерн также заинтересован в инженерах, способных настраивать станки, ─ "большинство российских фирм ищут решение для всех проблем".


Мы сможем обучать порядка 4000 молодых людей в год…

Отвечая на вопрос Портала машиностроения о сотрудничестве с российскими учебными заведениями, Р. Капица подчеркнул наличие больших планов по привлечению в тренинговый центр в Ульяновске студентов российских институтов, университетов, техникумов и профессиональных училищ. Есть контакты с учебными заведениями в Самаре, Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге. Однако в Ульяновской области будет создан центральный тренинговый центр концерна.

 "Мы научим молодых людей работать с современным оборудованием. Некоторые детали мы сможем производить в 20 раз быстрее, чем это делается сейчас. Все ресурсы для этого в России есть, – отметил Р. Капица, – Когда мы задавали вопрос членам российского правительства, что мы можем сделать для развития отрасли, то постоянно получали ответ: нужно современное оборудование для университетов. Мы будем обучать порядка 4000 молодых людей в год из университетов и училищ. И будем оснащать университеты современным оборудованием".


Какова же будет роль завода в общей структуре концерна?

Количество выпущенных станков в Гильдемайстер АГ составило за 2010 г. – 4435 шт. , в 2011 г. – 5870 шт. В 2012 г. планируется к выпуску более 7200 станков.

Обороты концерна: 2010 г. – 1376,8 млн. евро; 2011 г. – 1687,7 млн. евро; план на 2012 г. – более 1900 млн. евро.

 
Дмитрий Астафьев, генеральный директор ДМГ Русланд (представляет интересы концерна на территории РФ и СНГ), отметил децентрализацию представительства в России для нахождения в непосредственной близости от заказчика. К уже имеющимся 3 технологическим центрам (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург) прибавится центр в Ульяновске. Он станет крупнейшим центром компании в нашей стране. В дальнейших планах также открытие центров в Новосибирске и Киеве, улучшение московского.

26 менеджеров по продажам ДМГ Русланд находятся каждый в своем регионе. У компании более 400 постоянных активных заказчиков. Один из крупнейших заказчиков по станкам серии ECOLINE – ГКНПЦ имени М.В.Хруничева. На предприятие в 2009 году было поставлено 19 станков серии ECOLINE (18 токарные станки, 1 фрезерный); в 2011 году – 12 токарных станков данной серии.

Компания располагает 8 сервисными пунктами (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Минск, Киев, Ростов-на-Дону, Ульяновск, Новосибирск) Более 20 сервис-инженеров, работающих в сервисных пунктах, ежегодно проходят обучение. 95% всех запасных частей доставляются заказчикам в течение 4-5 дней. Доставка осуществляется только самолетом.

"Каково будет значение завода в общей структуре концерна?", – задали мы вопрос Гильдемайстер АГ. 

Р. Капица: "Этот завод будет самым современным, на абсолютно топовом, мировом стандарте. Концерн производит порядка 6-7 тысяч станков в год, и к этому прибавится 1000 станков серии ECOLINE, производимых в России".

"Риски просчитаны, а все остальное – это наша трудная работа", – сказал Р. Капица в заключение.


Комментирует участник конференции, В. Сметана, вице-президент по стратегическому развитию ГК ФИНВАЛ:

"Это первый станкостроительный завод на постсоветском пространстве в России. Можно сказать, что этот завод с производственной мощностью до 1000 станков в год послужит первым шагом на пути восстановления станкостроения в России и началом новой эпохи реиндустриализации российской промышленности.

2011 г . был успешен для всех дистрибьюторов станкоинструментальной отрасли. Мы оцениваем спрос на российском рынке мехобрабатывающего оборудования не менее 1,2 млрд. В тоже время, в 2012 г. спрос на станки не должен уменьшиться, а возможно и немного вырастет по отношению к 2011 г.

На российских предприятиях более 1 млн. станков, и большая часть их закуплена еще в советский период. Для полноценной модернизации нам необходимо построить сотни заводов в России по примеру концерна Гильдемайстер АГ. В противном случае остается только импортировать оборудование из-за рубежа.

На конференции присутствовали представители российских компаний из разных регионов России, которым не безразлично развитие станкостроение в нашей стране. И многие смотрели на открытие завода с надеждой на возрождение российской станкоинструментальной отрасли.

Стоит отметить, что на Российско-Германской встрече в Берлине в ноябре 2011 г. Г. Шредер сказал, что у Германии два стратегических партнера – это Россия и Турция! И теперь мы видим, что это не пустые слова, и в Россию идут немецкие партнеры с инвестициями! Поскольку эти инвестиции пришли в Ульяновск, то можно сказать с уверенностью, что успех этого проекта – правильная региональная политика властей Ульяновской области и в частности губернатора Сергея Морозова".


Елена Абашева (Портал машиностроения)

             
         Добавить в Google Reader  Читать в Яндекс Ленте
См. также:

Комментарии читателей


Турта Виктор Григорьевич
сообщение оставлено 10.04.2012 в 7:36
 

ЦИТАТА: "ЗАВОД GILDEMEISTER AG В УЛЬЯНОВСКЕ: СТАНЕТ ЛИ ПРОЕКТ ОДНИМ ИЗ ПЕРВЫХ ШАГОВ К ВОЗРОЖДЕНИЮ СТАНКОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ?" Нет не станет! И вот по каким причинам. 1) "Продавая новейшие технологические разработки, фирма-поставщик, как правило, стремится оставить за собой все сколько-нибудь сложные элементы обслуживания оборудования и технологических процессов. Покупатель, таким образом, попадает не только в технологическую, но и в экономическую зависимость от поставщика. Если какая-то страна оказывается аутсайдером в передовых технологических решениях, она несет постоянные экономические потери." Путин В.В. 30.01.2012 http://www.vedomosti.ru/politics/news/1488145/o_nashih_ekonomicheskih_zadachah 2) Что такое современный станок? Это механика, электроника и софт. Причем доля последнего постоянно увеличивается стоимости станка, за счет его непрерывного совершенствования. Сегодня на смену инструментальному софту, приходит интеллектуальный софт. И немцы здесь серьезно отстают от японцев. Лет на 5 минимум. Скоро ожидаем появление на рынке супер современных интеллектуальных комплексов CAD\KBM\CAM\CNC от японского мирового лидера в станкостроении и британской Planit. Так что на территории Ульяновска будет реализовываться вчерашний день станкостроения. Как всегда будут затрачены огромные средства. Получены откаты. Но поставленные цели достигнуты не будут.


Чапаев Василий
сообщение оставлено 10.04.2012 в 10:37
 

Нет,Турта. Вовсе не поэтому. А только лишь потому, что никакое производство чего-либо по западным технологиям не есть возрождение соответствующей отрасли. Ведь появление автомобильных производств буржуйских авто не возродило отечественное автомобилестроение.


Турта Виктор Григорьевич
сообщение оставлено 10.04.2012 в 11:48
 

ЦИТАТА: "А только лишь потому, что никакое производство чего-либо по западным технологиям не есть возрождение соответствующей отрасли. Ведь появление автомобильных производств буржуйских авто не возродило отечественное автомобилестроение" Конечно! Как оно может его возродить, если эти компании являются собственностью западных фирм на территории РФ? Это третий пункт.


д А
сообщение оставлено 11.04.2012 в 8:07
 

1. Вопрос в том, как будет
выпускали 0 и продолжаем столько выпускать,
или выпускали 0 стали выпускать 1000.
2. Если клиент хочет купить станок Гильдемайстер, то он его покупает то какой нужен, а не тот который в его стране изготавливается.
3. Такие заводы практически работают без складов, то есть комплектатор постовляет продукцию с колёс, то есть у него есть два пути:
- создание промежуточного склада;
- создание производства комплектующих.


Ман Ай
сообщение оставлено 05.09.2013 в 14:43
 

Хотелось бы знать, какие организации выполняют проектные работы, кто работы по комплектации не основным оборудованием и кто ответственный за остальные мероприятия по "воздвижению" пром. зоны Заволжье. Спасибо!


соколенко виталий
сообщение оставлено 17.11.2013 в 20:04
 

хотелось бы узнать,как найти кадровое агенство,по поводу трудоустройства.спасибо.(можно в личку)


Сухоруков Сергей Валентинович
сообщение оставлено 05.05.2015 в 11:50
 

хотелось бы узнать,как найти кадровое агенство,по поводу трудоустройства.спасибо.(можно на электронку)


Васильев Александр Фролович
сообщение оставлено 20.07.2015 в 13:33
 

хотелось бы узнать,как найти кадровое агенство, по поводу трудоустройству.спасибо.(можно на электронку)


Галиев Линар Раисович
сообщение оставлено 26.09.2015 в 19:36
 

Хотелось бы узнать по поводу кадрового агентства,, по поводу трудоустройства. Спасибо, ответ на электронку


Пахомчев Константин Сергеевич
сообщение оставлено 20.11.2015 в 19:05
 

Здравствуйте! Хотелось бы узнать, какое кадровое агенство занимается трудоустройством на это предприятие, и куда можно сбросить свое резюме. Ответ на электронную почту. Заранее спасибо.


Опубликуйте свой комментарий

Фамилия:*
Имя:*
Отчество:
E-mail:
Ваш комментарий:
Отправить >>
Подписка на новости машиностроения
Для подписки на почтовую рассылку Вам необходимо войти или зарегистрироваться.

Последний выпуск
 Машиностроение в России   |   Машиностроение в мире   |   Технологии и методики   |   Программные и технические решения   |   Технологии будущего   |   Интервью   |   Опросы    |   Мнения пользователей 
© 2018 Портал машиностроения