Более 50% контрактов на поставку энергооборудования сроком действия до 2013 года заключаются преимущественно с зарубежными производителями

При дальнейшем увеличении закупок энергетического оборудования за рубежом к 2020 году около 27% энергетических комплексов РФ будут функционировать за счет иностранной техники. Такая тенденция может поставить под удар энергетическую безопасность страны.

Сегодня на российском рынке энергетики более 50% контрактов на поставку энергооборудования сроком действия до 2013 года заключаются преимущественно с зарубежными производителями. Зарубежные машины отличаются высоким качеством при более низкой стоимости по сравнению с отечественным оборудованием. Помимо этого большинство новых проектов в отрасли реализуется при участии иностранного капитала.

На большинстве энергомашиностроительных заводов уровень износа машин и оборудования составляет более 75%, а износ испытательного и стендового оборудования достигает 90%.

Такие показатели говорят и о том, что российские производители основного энергетического оборудования работают только на удовлетворение внутренних потребностей страны и не имеют возможности составить серьезную конкуренцию иностранным изготовителям.

На долю России приходится всего 2% (около 1,5 млрд. долл) мирового рынка энергетического машиностроения. Экспорт отечественного оборудования за рубеж осуществляется в основном в страны "третьего мира", а также в Восточную Европу. При этом ровно половину мировой индустрии контролируют три машиностроительных гиганта: General Electric занимает 24% глобального рынка энергетического оборудования, Alstom — 16%, Siemens — 10. А как утверждают некоторые аналитики, за последние десять лет на мировом рынке сформировалась новая конкурентная сила в лице энергомашиностроительных компаний Китая и Индии. Выручка каждой из китайских компаний (Dong Fang, Harbin, SEC) превышает миллиард долларов. В сравнении, выручка крупнейшей российской компании энергомашиностроительного сектора "Силовые машины" исчисляется только сотнями миллионами долларов.

Как утверждают эксперты КредИнформ, ситуацию, сложившуюся в исследованной отрасли, усугубляют и неопределенные последствия вступления России в ВТО. Сможет ли государство грамотно выстроить систему поддержки отрасли, смогут ли предприятия найти средства и возможности для модернизации и выхода на европейский уровень качества в данных условиях, сможет ли система образования снабдить отрасли новыми кадрами, покажет время. Пока видится очевидным, что положение отечественного машиностроения в первый период членства в ВТО может существенно осложниться.

Справка 

Информационное агентство ЗАО "КредИнформ" работает в России с 1994 года. "КредИнформ" готовит маркетинговые обзоры по различным отраслям, оказывает информационные услуги, а также осуществляет инкассовые операции (досудебное взыскание задолженностей) по России и за рубежом. Агентство является партнёром Администрации Санкт-Петербурга и Ленинградской области в сфере информационной поддержки инвестиционных проектов, является членом Ленинградской областной Торгово-Промышленной палаты.
Источник информации
Опубликовано 01.03.2012