Производители автокомпонентов смогут подписать соглашения о промышленной сборке до 31 декабря 2013 г. (+комментарий эксперта)

Как отмечается в докладе Рабочей группы по присоединению Российской Федерации ко Всемирной торговой организации, в конце февраля 2011 178 производителей комплектующих подписали меморандумы о взаимопонимании с Министерством экономического развития России о своем намерении заключить соглашение (см. таблицу, pdf, 146 Кб>>). Меморандум дает компании право подписать соглашение о промышленной сборке комплектующих и воспользоваться импортными льготами.

38 компаний уже это сделали, рассказал "Ведомостям" директор департамента Минэкономразвития Дмитрий Левченков. Среди них канадская Magna, французская Faurecia, южнокорейская Hyundai Mobis, японская Toyota Boshoku. Пришедшие в Россию иностранные производители комплектующих инвестировали в создание производств около $1 млрд, эта сумма может значительно вырасти, если компании подпишут соглашения по промсборке и создадут здесь новые предприятия, отметил Левченков. Он рассчитывает, что около 80-90% меморандумов в течение двух лет будут конвертированы в соглашения.

В списке Минэкономразвития есть и российские производители автокомпонентов. Это компании, собирающие узлы автомобилей с использованием импортных деталей, многие из них намерены создавать СП с иностранными партнерами, сказал Левченков.

Ю. Сирота, АСКОНАСКОН



Юрий Сирота, руководитель Центра компетенций АСКОН по решениям для производства автокомпонентов,
прокомментировал ситуацию для Портала машиностроения:



Сейчас подписывают соглашения компании, которые или уже построили свои производства в России, или приняли такое решение раньше, не дожидаясь новых правил промсборки. Это глобальные игроки, которые присутствуют на всех крупных рынках. Для компаний поменьше существуют серьезные экономические, политические риски в России. Чтобы вернуть инвестиции, им нужны большие объемы, которые пока автопроизводители в РФ гарантировать не могут. С другой стороны, Россия остается крайне привлекательным рынком с точки зрения потенциала роста.

В ближайшие 2-3 года с производства будут сняты почти все отечественные автомобили, останутся либо западные модели, либо спроектированные на платформах иностранных автопроизводителей. Скорее всего, на рынке поставщиков компонентов 1-го уровня доля российских предприятий будет совсем небольшой. У наших поставщиков очень мало собственных разработок, а качество по-прежнему заметно отстает от требований западных компаний.

Остается рынок поставщиков компонентов 2-3 уровня. Если российские предприятия сумеют в ближайшие годы перестроиться, то найдут место на этом рынке. Если будут откладывать реальные изменения – их место займут как раз многие из числа 400 подписавших меморандум. И дело не в таможенных льготах – возить комплектующие из Европы или Азии все равно дороже, чем производить на месте. Автомобильная отрасль одна из самых конкурентных. Потребитель требует безупречного качества автомобиля.

Если поставщик не обеспечивает необходимого качества, цена его комплектующих роли не играет. Поэтому реальное внедрение систем менеджмента качества во все процессы предприятия – это главная задача менеджмента российских поставщиков автокомпонентов.


См. также: 

- Д.Левченков в "Ведомостях": http://www.vedomosti.ru/auto/news/1482051/bolshe_detalej

- Текст доклада Рабочей группы по присоединению Российской Федерации ко Всемирной торговой организации: http://www.economy.gov.ru

Опубликовано 24.01.2012