Опубликовано: 05 ноября 2011 г.

О дефиците инженерных кадров в России

  комментариев: 18   просмотров: 6284

Елизавета Раубе (best-staff.ru)

Сейчас вопрос преодоления дефицита инженерных кадров встает особенно остро: нужно признать – настал момент, когда Россия стала испытывать ощутимую потребность в квалифицированных инженерах и технологах, которые были и остаются опорой отечественного производства.

Дефицит инженерных кадров начал формироваться в 90-е годы, когда диплом о высшем инженерном образовании потерял свою ценность – инженеры не нужны были вовсе. Появились новые и, как казалось, более интересные и нужные профессии, и подавляющее большинство вчерашних инженеров, технологов и конструкторов стали менеджерами по продажам, специалистами по логистике, по маркетингу и связям с общественностью. Те же, кто остался верен профессии, на себе испытали многомесячные, а иногда и многолетние задержки зарплат и пережили явное падение престижа технических специальностей. Высшее техническое образование перестало быть почетным и престижным, и на долгие годы снизился приток абитуриентов в соответствующие университеты.

Явные примеры халатного отношения к производству говорят сами за себя: "Флагман отечественного станкостроения" завод им. Орджоникидзе теперь наполовину рынок, наполовину выставочный центр; завод "Москвич" − руины, завод "Зил" − будущий офисный центр, Ярославский ХолодМаш − бездействует. Те же заводы, что все еще продолжают работать, нуждаются в совершенствовании технологической базы и оснащения.

К началу 2000-го года ситуация на рынке труда начала меняться – теперь уже отечественное производство почувствовало себя ущербным из-за недостатка квалифицированных кадров. Окончательно же сформировался спрос на инженерные специальности в сфере производства и технического обслуживания еще до кризиса конца 2008 года, а в настоящее время на рынке труда образовался явный дефицит. Как специалист по подбору персонала, хочу отметить, что в 2009-2010 годах спрос на инженерные кадры уже не так просто было удовлетворить. В условиях растущих рынков и появления большого количества иностранных компаний на российском рынке изменились требования, предъявляемые к потенциальным сотрудникам – кроме высшего технического образования стало необходимо хорошее знание иностранных языков, умение работать с различными компьютерными программами, по большей части не изучаемыми в вузах. И эти знания уже никак не получить непосредственно во время работы – так что реформы требуются на уровне образовательной программы учебных заведений.

А в чем проблема?

Побеседовав со студентами и преподавателями различных технических вузов, я выяснила, что независимо от специфики учебного заведения – проблемы одни и те же.

Преподаватели в первую очередь негодуют по поводу халатного подхода к конкурсному отбору абитуриентов. Интересная получается закономерность: чем сложнее и уже направленность инженерной специальности – тем ниже проходной балл для поступления на соответствующий факультет. Например, для того, чтобы по итогам вступительных экзаменов, или, как их называют члены приемной комиссии, "вступительных испытаний" поступить на экономический факультет Московского авиационного института, из 20 возможных баллов нужно набрать 16, для поступления на факультет информационных технологий – 17-18 баллов, 15-16 для факультета иностранных языков. Проходной балл для факультета "Двигатели летательных аппаратов" составляет 11-12. При таком низком проходном балле туда идет те, кому не удалось добрать достаточное количество баллов для поступления на другие специальности, идут от безысходности, а не от желания изучать, дорабатывать и создавать двигатели ЛА. Правда за первые же три-четыре семестра количество студентов на этом факультете заметно сокращается, а до диплома доходят буквально два-три человека. И тут дело даже не в том, что учиться сложно или неинтересно, а в том, что, доучившись до второго-третьего курса, человек начинает ясно осознавать, что, посвятив себя этой профессии, он вряд ли получит достойную отдачу в будущем.

В результате проведенного мною опроса студентов московских технических вузов выяснилось, что у них просто нет возможности практически приложить полученные знания. Зачастую не получается поработать на приборе или станке, потому что он сломан и от этого бесполезен, сломан и поэтому опасен в использовании, устарел настолько, что проводить на нем опыты абсолютно нецелесообразно. При этом по части теории претензий нет – спасибо преподавательскому составу. Но пожаловаться на то, что приборов вообще нет нельзя, – у нас в стране все существует номинально. К сожалению, инженерам одних теоретических знаний "а как оно должно быть в идеале" − не хватает.

В Сибирь больше не пошлют

Раньше выпускники переживали, а куда же их пошлют по распределению трудиться на благо Отечества и насколько это будет далеко от дома, теперь переживают, потому что их не посылают вообще никуда.

Распределения нет – это факт, а практика, которую предлагается пройти в течение учебы в девяти случаях из десяти – профанация. У вуза может быть договор с одним-двумя производственными центрами, заводами, предприятиями, по которому один-два человека ежегодно могут пройти производственную практику. При этом среднее количество студентов на потоке – это 100 человек. По большому счету, у нас столько предприятий и не функционирует сейчас, чтобы ежегодно принимать на работу такое количество кадров, и, соответственно, ни у кого нет столько денег, чтобы обеспечить всем выпускникам заработную плату. А преподаватели только разводят руками – не в их силах вытянуть из кармана распределение для всех ежегодно выпускающихся студентов. И здесь речь идет только о послевузовском распределении, а про период подготовки к диплому, который тоже нужно обязательно проходить на предприятии, я не говорю. Здесь доходит до смешного: студентов авиационного института на практику посылают на колбасный завод, например.

Что касается учебы в вузе – все более или менее понятно, но что происходит, когда молодой специалист делает первые попытки устроиться на работу?

С одной стороны, я как сотрудник кадрового агентства, консультант по подбору персонала, могу отметить недостаточный опыт работы, а точнее в большинстве случаев – его полное отсутствие. А работодатель хочет получить более или менее готового специалиста, хотя и начального уровня. Здесь нет ничего удивительного – во время обучения у рядового студента довольно мало возможностей устроиться на работу, к любой деятельности, напрямую связанной с его специальностью, студента просто не допустят опять же за неимением опыта, а перспектива перекладывать с места на место бумажки и точить карандаши для "старших товарищей", да еще за смешную зарплату в пять тысяч рублей, прельщает далеко не всех . Те же, кто поактивнее и попрозорливее, устраиваются работать лаборантами, что зачастую существенно снижает посещаемость занятий, средний балл, а опыт и знания, полученные в процессе работы, не всегда тождественны знаниям, которые студенты могли бы получить во время учебы. Но зато по окончании вуза у молодого специалиста будет иметься трудовая книжка, открытый трудовой стаж и, например, рекомендательное письмо, что по большом счету не очень-то влияет на решение о приеме "специалиста с опытом работы" на работу.

Какие перспективы появляются перед молодыми специалистами?

Если отбросить возникающие все реже и реже патриотические порывы трудиться во благо Отечества, то первый и наиболее очевидный путь – переехать за рубеж, где отношение к инженерам более трепетное и инженерно-промышленный комплекс развит и оснащен на несколько порядков лучше.

Недавно в очередном письме моей бывшей однокласснице, которая уже более шести лет проживает в США, я спросила ее, как же живется там инженеру. Хотелось бы процитировать ее ответ:

"Инженером здесь быть очень престижно. На инженерных факультетах жутко сложная программа и нужен проходной балл выше среднего, чтобы поступить или перевестись. Это хорошо оплачиваемая работа и главное – очень интересная. А система посещаемости в университете построена так, что можно учиться и работать сразу. В Техасе, например, очень много промышленных предприятий и исследовательских центров, и студенты участвуют в испытаниях и уже с первых курсов работают вместе с настоящими учеными, проектировщиками, конструкторами, а потом, когда оканчивают институт, поступают сразу в тот же самый исследовательский центр, но уже полноценными специалистами. А иногда и раньше. Главное, что одного бакалавриата в отличие от других специальностей достаточно, то есть всего четыре года высшего образования".

А потом наши ученые получают нобелевские премии, но за достижения, сделанные за океаном и во славу Запада.

Но эмигрируют в страны Европы, Азию и Америку единицы по сравнению с тем количеством ценных инженерных кадров, которые в поисках реальных живых денег на скорую руку переучиваются на менеджеров по продажам, операторов call-центров, продавцов страховых полисов и книг. Подбирая людей без специальной подготовки на должность "переплетчик архивных документов", я заметила, что каждый третий соискатель имеет высшее техническое образование. И на мой вопрос "а почему не работаете по специальности?" отвечают просто "А нет работы для меня. Языка не знаю, а учить уже поздно, КБ наше не финансируется, разогнали всех. А есть-то хочется" . Так и утекают наши инженеры не за границу, а в другие сферы деятельности, на территории нашей же страны, где шесть лет высшего технического образования не являются ни необходимым, ни достаточным условием.

Первое, что мы можем сделать на пути преодоления дефицита кадров-инженеров – серьезно взяться за наше производство и его материально-техническую базу. Привожу слова Андрея Гейма, русского ученого, а ныне гражданина Нидерландов, покинувшего советский союз в 1990-м году: "Я работал в течение шести месяцев в Ноттингеме и понял, что за эти шесть месяцев я смог сделать больше интересной работы, чем в течение двадцати-тридцати лет в бывшем Советском Союзе, учитывая количество оборудования и поддержки, которые я мог там получить". При этом сейчас Андрей планирует покинуть Великобританию из-за того, что бюджет на научные исследования урезан на какие-то 10%. При этом господин Гейм очень тепло отзывается о нашем отечественном образовании и говорит его превосходстве над западным.

Действительно, единственное, что в России было и остается неименным – достойный, высокий уровень образования в вузах, а особенно в ведущих технических, таких как МГУ, МФТИ, МИФИ, МАИ, способных научить и воспитать отличных специалистов, которые бы могли привести нашу страну к почетным научным вершинам. Но только им негде прикладывать свои знания в современных условиях, негде реализовываться, нет средств, чтобы проводить эксперименты и научные разработки. Вот это катастрофа для нашей науки.

Безусловно, нужна социальная реклама, презентации для школьников и абитуриентов.

Нужно искать пути и возможности для проведения практик в производственных центрах для студентов. И это задача не преподавателей, не студентов, это задача для государства – организовать контракты с предприятиями, заводами, по которым студенты смогут проводить занятия в реальных условиях производства, потому что многие вещи нельзя учить исключительно по книжкам.

Наука и производство сами собой совершенствоваться и развиваться не будут – здесь нужны очень крупные денежные вливания. Все-таки работа ведется, как пример – Техноград Сколково, наша Кремниевая долина.

Сколково вполне может помочь отечественной науке реабилитироваться. Но – постараемся быть оптимистами – только тогда, когда государство всерьез озадачится вопросом финансирования научно-технического комплекса, когда у инженера появятся реальные возможности для работы и самореализации, возможность использовать современные технологи, технику и иметь доступ к интернету, к международным банкам информации. И главное, когда весь этот труд будет достойно и вовремя оплачиваться. И я очень надеюсь, что это время для России настанет и жить в эту пору прекрасную нам с вами, нет то, что придется, а посчастливится.

             
         Добавить в Google Reader  Читать в Яндекс Ленте
См. также:

Комментарии читателей


Инженер конструктор
сообщение оставлено 06.11.2011 в 17:41
 

Спасибо за статью! Очень правдиво!


РСП ЭКСПЕРТ
сообщение оставлено 07.11.2011 в 15:18
 

наконец-то обратили внимание на эту проблему,спасибо авторам. Эту тему активно развивать просто необходимо.


Карташов игорь
сообщение оставлено 07.11.2011 в 15:22
 

Правильная статья. Нужно платить людям достойную зарплату и люди сами пойдут. Но как это сделать ?
Чтобы платить,нужны заказы. далее сегодня цены на рссийскую машиностроительную продукцию выше китайских и на уровне европейских.
Но наш потенциальный потребитель предпочитает покупать импорт но не нашу продукцию.далее цепная реакция.


Просто главный инженер
сообщение оставлено 07.11.2011 в 15:37
 

А может быть и не нужно столько недоучек, сколько их выпускали в союзе и потом в РФ. Так например, я заканчивал учиться в 1990 году, 6 лет, из них 2 года армии (отдельное спасибо мИХАИЛУ сЕРГЕЕВИЧУ), и в результате из 50 человек выпуска я один дошел до завода, так что проблема воовсе не нова и решения ее лежат в наличии или отсутствии внутренней политики государства. Если она будет, то от лозунгов нужно перейти к делу, еще лучше посмотреть в историю становления советской индустриализации, там все было предельно понятно "Кадры - решают все". А сейчас зачем? Лозунги про модернизацию который год, нам простым людям можно и про нано и про нуно, вот с металлом такие фокусы не проходят, наступила эпоха "усталости" несущих металлоконструкций. Все - советских заделов больше нет. Нужно проектировать все заново и все как обычно сразу. Что бы было понятно о чем речь - в проектирование и подготовку производства придется вложить суммы сопостовимые с планируемым военным бюджетом. А кто нибудь слышал о таких затратах? А статьи про Сколково, ну это из серии нуно.


Ледогоров Иван
сообщение оставлено 07.11.2011 в 15:40
 

В дефиците инженерных кадров виновата прежде всего власть. Предприятия России за последние 20 лет сокращали свою деятельность за счёт увеличивающегося импорта и уменьшения экспорта. А основная причина ухудшения положений предприятий на рынке - отсутствие реконструкций и модернизаций таких предприятий.
Востребованность продукции российских заводов снижалась из года в год. Налоговый прессинг никогда не уменьшался, а только возрастал. В результате многие предприятия либо закрылись, либо сократили свои мощности. А ВУЗы продолжают выпускать кадры не самого лучшего качества, которые к тому же никому не были нужны. ВУЗы сами по себе, а заводы сами по себе. А власть сама по себе. Если предприятие и заинтересовано в кадрах, то ещё не значит, что оно их получит. Но всё-таки главной причиной отсутствия кадровой политики в стране - является незаинтересованность хозяев-нуворишей в развитии их предприятий. Эти горе-хозяева мечтают как можно больше выжать из этих предприятий, а что там будет в будущем их мало интересует. Но государство также не принимало участие в судьбе этих предприятий и также смотрело сквозь пальцы. И вот результат. Государство должно обратить внимание на предприятия и вузы России с точки зрения развития кадровой политики и общей тенденции на сближение поставщиков кадров и их потребителей. Уже все заводы схватились за голову, но поезду ушёл. Нужно срочно браться правительству за решение вопросов молодых кадров на предприятиях и обратить внимание на подготовку кадров вузами. А главное нужно обратить внимание на миллиардеров, которые владеют предприятиями, но при этом не вкладывают в развитие предприятий соответствующих средств.


андреев николай
сообщение оставлено 07.11.2011 в 16:54
 

Елизавете-респект,эта статья и статья"Инженеры:почему их нет и не будет" в "E-XECUTIVE", наконец,помогут "разрулить" положение с инженерами.Вперед,Россия!"


Турта Виктор Григорьевич
сообщение оставлено 07.11.2011 в 17:33
 

То что машиностроительный комплекс работает, это результат протекционисткой политики
правительства. Здесь много уже публиковалось
материалов о чудовищной не эффективности машиностроения в РФ.
Экономисты уже довели до Путина, что машиностроение в РФ должно было умереть в 2008г.
во время кризиса в подавляющем своем большинстве,
но его "спасение" только продлило агонию. Вступление в ВТО этот процесс
ускорит. Не сможет конкурировать машиностроение страны с высокотехнологичной,
высококачественной продукцией запада, Японии, Ю.Кореи и тем более сверх дешевой,
но уже во многом и более качественной Китая.
А значит потребность в технологах здесь, это явление временное.

Кроме того в развитии ИТ, САПР в частности происходит революция,
вызванная появлением интеллектуальных систем, предоставлением САПР как услуги,
расположенной на удаленном сервере фирмы, мобильными устройствами.
Идеальный шторм! Ничего такого раньше не было. Сменялись аппаратные средства,
ОС, но так вот в комплексе... Перекройка рынка будет капитальной в этом десятилетии.
Сейчас видятся 3-и центра силы:

1) Японо-британский альянс. Где свои усилия объединили лидер мирового станкостроения
из Японии и лидер рынка технологических систем (САМ) из Великобритании в создании
интеллектуальных систем, ориентированных на конкретные станки. Уже 5 лет работают.
Все остальные просто опоздали, даже из развитых стран и могут расслабиться и не дергаться.

2) Французсская Dassault, потратившая тоже 5 лет и 2 миллиарда долларов на перевод своей мощнейшей
САПР в "облака", т.е. превратив ее из дорогого товара в доступную услугу. Все знают, что
американская Google одна из самых дорогих компаний мира с капитализацией раза в 2-3 больше
нашего национального достояния: ГазПрома, предлагающая свои услуги и доступ к сервисам по
Сети бесплатно пользователям. Теперь подобное будет и в САПР. Представьте последствия.

3) TurtaKBM проект создания интеллектуальных систем, реализованных как веб-сервисы для
мобильных устройств. Впервые в мире прототип такой системы был представлен еще в 2006г.
После этого уже пошли разговоры от известных фирм об облаках и мобильных.
Возможность создания таких систем доводилась до сведенния инженерной общественности страны
значительно раньше, но вызывала яростную критику. В результате машиностроительный комплекс
страны упустил возможность технологического рывка. Многократно писалось и Путину:
http://turta.narod.ru/president.htm, и Медведеву, и в ведомства Христенко, Набиулиной,
Щеголева, Фурсенко и др. БЕСПОЛЕЗНО! Теперь получите!
У автора TurtaKBM конечно нет таких ресурсов, но есть превосходство в знаниях, за счет
научного открытия. На этом форуме уже предлагалось государству купить долю в проекте СПИ,
в 2008г., когда капитализация CAD\CAM фирм на западе рухнула и можно было бы купить одну
из них, а лучше и станкостроительную фирму и на базе этого создать комплекс аналогичный
упомянутому японо-британскому альянсу. НО... Интересы людей распределяющих нефтебаксы
распространяются только на технологии пиллинга и откатинга.

Возможны так же сюрпризы от американских фирм AutoDESK, разработчиков ESPRIT и др.
Но в меньшей степени.

Все эти усилия фирм на западе и автора этих строк скоро многократно снизят потребность в
технологах, как беспилотники снизили потребность в летчиках. Это тоже учитывайте.
На одном из заводов Урала, такая технология сейчас реализуется.

На Сколково надеяться не надо. Об этом хорошо сказал академик Петраков Н., что там нет
условий для рождения русских Гейтсов и Джобсов. Что Кремнивая долина - это прежде всего
изменения прав собственника. Когда генетически предрасположенному к такого рода
деятельности, (уже сложно найти, как бриллиант на пляже), дают все в бессрочную аренду,
заказ от DARPA, или грант, да еще и говорят, что все то, что тебе удастся создать
БУДЕТ ТВОЕЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ!
Здесь никто таких условий не предложит.
Директора предприятий страны, люди конкретные и покупают то, что
уже себя зарекоментдовало на рынке, гарантируя хроническое отставание своим предприятиям.
Решающим аргументом зачастую является величина отката. Как японцы, никто и никогда не вложится
в перспективный проект
с надеждой получить в последствии стратегическое превосходство на рынке.
Отечественный разработчики САПР, тоже люди конкретные и просто реализуют в своих системах то,
что уже прошло апробацию на мировом рынке. И тоже гарантируют своим клиентам хроническое
отставание.

Александру Гейму конечно повезло, что он смог уехать в Англию и реализовать там свои планы.
Мне не повезло. Пришлось здесь заплатить всем чем можно, за реализацию своей цели.
Но я на пути создания интеллектуальных систем-автоматов сделал больше всех:
1) Первую в мире экспертную систему технолога в 1987г. НА НПО "ЭНЕРГИЯ" им. академика С.П.
КОРОЛЕВА "ЭКСПЕРТ-Т"
2) Научное открытие в том же году.
3) Первый в мире прототип интеллектуальной системы-автомата, реализованный как веб-сервис
в 2006г., названный видным ученым "важнейшим открытием-изобретением современности" и доказывающий
наличие вышеупомянутого открытия.
4) Интеллектуальный токарный веб-сервис-автомат, генерирующий моментально обработку
с эл.чертежа. И который послужил основанием для альтернативного проекта для специалистов
из других стран.
Даже это думаю, дает мне право надеяться на ПРЕМИЮ АЛАНА ТЬЮРИНГА в области ИИ,
(нобелевская для программистов) где нет ни одного россиянина и статуса
ОТЦА ПРОМЫШЛЕННОГО ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА.
Во всяком случае мой русскоязычный форум http://cadcam.3bb.ru читает больше американцев сейчас,
чем россиян. Иногда в разы, даже на порядок больше.
После создания на заводе действующей системы промышленного ИИ, я буду обращаться
к правительствам и компаниям развитых стран с целью признания моих достижений здесь на западе.

Я позаботился о будущем страны и закодировал свое открытие. И как здесь все разворуют, распилят
и провалят окончательно, то его можно будет купить правительству страны, даже если я уйду
к этому времени к праотцам. Капитализм! Цена будет прогрессирующей и соотвествующей важности
этих знаний для выживаемости страны.

ВЫВОДЫ:
1) Спрос на технологов в стране явление временное и продлится не долго.
2) Для возрождения машиностроения в РФ, нет никаких абсолютно предпосылок. Все это
популизм и коньюнктура политиков, пытающихся шапкозакидательством решить свои провалы.
3) Разговоры об инновациях, сколь либо значимых для развития экономики в стране,
не более чем разговоры. Их нет! И в обозримой перспективе они не появятся. Единственная инновация,
способная переломить ситуацию, была здесь благополучно провалена.


Аналитик пром
сообщение оставлено 07.11.2011 в 18:09
 

Опрос действующих предприятий показавает, что дефицита инженерных кадров в стране нет. Численность, в т.ч. и ИТР на предприятиях сокращалась с 2008 года и в 2011 году эта тенденция осталась. Если мы войдём в ВТО, то для достижения примерно их производительности в промышленности нужно будет снижать численность в 2-4 раза или закрывать предприятия. Сокращение притока специалистов в 2012-13 годы будетнеобходимым.

Есть временные проблемы по комплектации вновь создаваемых предприятий и там возникает дефицит в основном не молодых специалистов, а уже квалифицированных кадров. Это решается за счёт зарабтной платы или специальных наборах в вузы с софинансированием предпритиями обучения.


андреев николай николаевич
сообщение оставлено 08.11.2011 в 7:53
 

Решить "временные проблемы " квалифицированными кадрами путем "специальных наборов" не возможно в масштабе страны.Если мы войдем в ВТО, предприятия будут принимать на работу только сертифицированных инженеров,ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ инженеров.Ассоциация инженерного образования России подготовила материалы и проводит сертификацию инженеров,к сожалению,об этом мало кто знает и реально Правительство не обращает на это внимания.ВУЗ считает,что его функции " всунуть" диплом,а молодой специалист сам должен "сертифицироваться".Сертификационные требования :опыт работы (в Японии 7 лет).Где набраться опыта и при этом получать зарплату? Эту проблему без участия государства не решить,понятно,что это не Сколково! Необходимо вернуться к организации (реанимации) отраслевых,бюджетных НИТИ,ОКБ и КБ.


Турта Виктор Григорьевич
сообщение оставлено 13.11.2011 в 14:54
 

ЦИТАТА: "Действительно, единственное, что в России было и остается неименным –достойный, высокий уровень образования в вузах, а особенно в ведущих технических, таких как МГУ, МФТИ, МИФИ, МАИ, способных научить и воспитать отличных специалистов, которые бы могли привести нашу страну к почетным научным вершинам" Наберите в гугле рейтинг вузов мира и вы увидите, что там нет российских. МГУ на 112 месте. Остальных перечисленных вообще не видно! Я закончил вечерний нефтяной и попав в 80-х на ЭНЕРГИЮ, заставил всех бауманцев, маевцев, половина которых была с красным дипломом заглядывать мне в рот. Потому что имел практический опыт работы на производстве в качестве станочника, оператора и технолога СЧПУ, конструктора и вовсю интересовался ИТ. Образование может быть только там качественное, где вкладывают в науку. В РФ давно уже нет никаких научных достижений. Нет сколь либо серьезных реализованных проектов, как в СССР. Только я один реализую проект планетарного массштаба на энтузиазме, платя за это всем, чем можно. Так что все эти сказки про образование бред в чистом виде. Почитайте на isicad.ru историю создания SOLIDWORKS посмотрите какие инвестиции и в какие сроки они получали ... ЭТО МИЛЛИОНЫ! А ЗДЕСЬ ОДНИ РАСПИЛЫ РАСПРЕДЕЛЯЮЩИХ ВСЕХ МАСТЕЙ. Ситуация хуже чем после ВОВ!


Букатый Станислав Алексеевич
сообщение оставлено 14.11.2011 в 0:46
 

Армия и полиция - вот что требуется нашим правителям (видимо, для самосохранения), поэтому и повышают им зарплату в 2 и более раза. Модернизация, наука и образование не нужны - молодой преподаватель, защитив кандидтскую диссертацию, получает около 12 тыс.руб. Даже доктор технических наук, профессор после сентябрьского "повышения" зарплат имеет всего около 18 тыс. руб. (оклад 8735 руб.!, надбавки: за степень -7000, за учёное звание - 4764 рубля, вычтем подоходный налог 2665 руб, в итоге - 17834руб). Что уж говорить о зарплатах обслуживающего персонала. Деятельные, Уважающие себя - уходят из образования, остаются пенсионеры. Скоро и они вымрут. Правит бездарность и посредственность. Страна, по сути, уже превратилась в сырьевой придаток развитых стран.


Инженер авиапрома
сообщение оставлено 18.11.2011 в 11:59
 

согласен с одним из предыдущих коментов, и хочу дополнить следующим, в авиапроме например последние десятилетия не создавалось ничего конкурентноспособного, да и раньше продукт был ориентирован исключительно на внутренний рынок(соцлагерь в лучшем случае), поэтому даже теория, что дается в институте по книжкам прошлых лет, далека от современных производственных процессов и стандартов качества. Соответственно и практика в каком-нибудь КБ не даст представления о современном ходе вещей. Считаю, надо правдой-неправдой получать опыт за рубежом, потом как вариант реализовывать потенциал здесь..


Файрузова Алина
сообщение оставлено 21.11.2011 в 15:13
 

у каждого своя правда,но в целом согласна. государство губит машиностроение всеми возможными способами.оно активно поддерживает малый и средний бизнес,как будто он может поднять нашу экономику. сама я закончила вуз по инженерной специальности.и это было целенаправленно,а не по причине того,что там низкий проходной балл)). и работать я начала уже на втором курсе,и работодатели рады дешевым сотрудникам,которые работают не для зп,а для опыта. очень многие инженеры хотят сидеть в кабинете,не "мараясь" о железки. мне же не претило работать в цехе,за станком.это бесценный опыт,который необходим каждому инженеру. и молодежь готова защищать кандидатские,докторские. только наука не является их основным доходом.это скорее хобби,развивающее мозг,приносящее небольшой доход и возможность донести свои идеи и мысли до студентов.
на нашем предприятии всегда готовы принять на работу студентов,у нас всегда есть потребность в инженерных кадрах,так как "костяк" устаревает,необходимо дать дорогу молодым. и у нас это неплохо получается. к сожалению,политика "пожизненного найма" не работает в РФ.другой менталитет.а это было бы очень актуально для машиностроения.так как только специалист,взрощенный на конкретном предприятии,будет приносить максимальную пользу и будет заинтересован в росте,развитии и успешности предприятия.
По поводу опыта работы зарубежом: он действительно необходим. но по возвращению в Россию появляется безумное желание все поменять. Была н азаводе Тойота. Бесспорно,сравнивать ни с одним российким предприятием не имеет смысла. но ведь и у них не было изначально такого высокого уровня автоматизации,роботизации. оттточеная технология. но у нас есть огромное поле для работы)) сейчас у меня миллион идей,много возможностей,огромное желание заниматься оптимизацией,и проблема не в нехватке инженерных кадров,а в малом количестве людей,которые хотят что-либо менять. это не зависит от образование,не так ли? все сидят на своих рабочих местах и выполняют ту работу,которую им дают. и даже если у них есть идеи и мысли,у них не хватает желания все это воплотить в жизнь.
менталитет менятьь надо,а не отношение к инженерам.


Санников Евгений
сообщение оставлено 24.11.2011 в 11:29
 

Читаю и такая тоска... Поступал в Бауманку на Технологию Машиностроения целенаправленно, было интересно в основном. Но работать в течение учёбы не получалось. А по выпуску получилось , что зп технолога ужасна, пришлось идти в торгующую организацию - здесь занимаюсь подбором инструмента, разработкой технологии... А что дальше - неизвестно ! все советуют валить зарубеж. Есть в России хоть где-то нормальные предприятия ? может посоветуете ? :)


Инженер Надежда
сообщение оставлено 04.02.2012 в 13:18
 

Дефицит?! Я инженер, которая получила 2 диплома с отличием! И никто не хочет брать "студента" на работу!!! т.к. опыта работы нет! Я целенаправленно поступала на машиностроительный факультет! На очень интересную и нужную специальность - инженер по стандартизации и сертификации. Хожу на собеседования, отправляю резюме на все предприятия России! но никто, НИКТО не хочет брать на работу студента! вот вам и дефицит!


Наумов Георгий
сообщение оставлено 04.02.2012 в 15:19
 

Надежда, дефицит кадров действительно есть. И я это говорю с полной уверенностью. Т.к. еще практически вчера был студентом, а сегодня уже сам ищу себе людей на работу.

Совет первый - сопоставьте свои желания и возможности. Отсутствие опыта это действительно недостаток, с которым необходимо смириться и постараться как можно скорее исправить. Не стоит рассчитывать получать много и сразу. Мое мнение - любая инженерная специальность начинается с малого (я начинал инженером кафедры с окладом 2200 :-).
Совет второй - забудьте о своем втором дипломе, если он получен по экономической специальности (по крайней мере, не нужно приподносить его как ваше основное преимущество). Институт второго высшего образования себя полностью дискредитировал. Делайте основной упор на свои достижения во время обучения по основной специальности (победы на конкурсах, олимпиадах; участие в научно-исследовательской работе на кафедре).
Совет третий и главный - не распыляйтесь, не уходите "в сторону" от инженерной деятельности, если она вам действительно интересна. Проработав после диплома 2-3 года в сфере торговли вы полностью потеряете интерес к себе в глазах работодателя как ИТР.
Совет последний - занимайтесь самообразованием. Любой ВУЗ, вне зависимости от его статуса, дает в лучшем случае очень крепкую базу. Не более. Все, что кроме - только практика, практика и еще раз практика. Читайте профильные журналы, общайтесь на форумах, ни в коем случае не зацикливайтесь только на тех лекциях, которые вам читали в университете.


Инженер Надежда
сообщение оставлено 04.02.2012 в 18:59
 

Георгий, у меня оба диплома инженерных (бакалавриат и специалист). Я согласна с вами, что нужно соглашаться и на маленький оклад. Но дело в том, что когда узнают, что студент - даже дальше беседовать не хотят... Опыта нет - нет и работы. Даже за очень маленький оклад =(((


Наумов Георгий
сообщение оставлено 04.02.2012 в 19:50
 

Цитата:"у меня оба диплома инженерных (бакалавриат и специалист)"

Надежда, у вас ОДИН диплом - диплом специалиста. Советую забыть про диплом бакалавра, по крайней мере, до тех пор пока не закончите магистратуру. Не воспринимайте как упрек, я сам все это буквально только что прошел. Попробуйте поискать помощи в трудоустройстве на кафедре. В любом случае, стоит обратить внимание на смежные специальности - МСС очень широкое направление подготовки.


Опубликуйте свой комментарий

Фамилия:*
Имя:*
Отчество:
E-mail:
Ваш комментарий:
Отправить >>
Подписка на новости машиностроения
Для подписки на почтовую рассылку Вам необходимо войти или зарегистрироваться.

Последний выпуск
 Машиностроение в России   |   Машиностроение в мире   |   Технологии и методики   |   Программные и технические решения   |   Технологии будущего   |   Интервью   |   Опросы    |   Мнения пользователей 
© 2020 Портал машиностроения