"Силовые машины" и Siemens разведут депутаты

Алексей Виноградов


Госдума вмешалась в спор о покупке машиностроительного гиганта


В судьбу сделки ОАО "Силовые машины" и Siemens активно вмешались депутаты Государственной Думы. В пятницу Совет Думы включил в повестку дня заседания нижней законодательной палаты проект обращения к правительству. Депутатам предлагалось выразить озабоченность "в связи с возможной передачей контрольного пакета акций ОАО "Силовые машины" иностранному юридическому лицу".

Постановление, подготовленное комитетом Госдумы по экономической политике (председатель – единоросс Валерий Драганов), предполагалось поставить на голосование еще накануне, однако по неизвестным причинам оно было снято с повестки дня. Но затем – по инициативе Николая Павлова ("Родина") – появилось в этой повестке вновь. "Считаю: нельзя допускать, чтобы президент РФ перед встречей с Герхардом Шредером оказался беззащитным перед аргументами немецкой стороны, – заявил RBC daily Николай Павлов. – А позиция российского общества, и левых, и правых, и т.д., выраженная в соответствующем постановлении Госдумы, является доказательством того, что это общество не хочет передачи иностранцам важного производства, связанного с национальной безопасностью".

"Силовые машины" выставлены на продажу стратегическому инвестору вот уже более двух лет. Сначала этим инвестором предполагалось ОАО "Объединенные машиностроительные заводы", и соответствующая сделка уже была одобрена почти во всех инстанциях, включая антимонопольное ведомство, но весной 2004 г. она была внезапно расторгнута. Вскоре основной бенефициар оффшорных структур, контролирующих "Силовые машины", – ХК "Интеррос" – заключил предварительную договоренность с немецкой компанией Siemens о поэтапной продаже машиностроительного объединения (сначала путем создания СП немцы фактически получают 50% -1 акция и управление предприятием, затем расширяют пакет до контрольного). Однако уже в августе отдельные министры, а затем и представители ФАС заговорили о том, что одобрить сделку можно будет только после тщательного изучения "аспекта национальной безопасности" (предприятия ОАО "Силовые машины" выпускают и продукцию оборонного значения, кроме того, тяжелое машиностроение само по себе имеет стратегическое значение). Наконец, в конце года еще одну заявку в ФАС на приобретение контрольного пакета ОАО "Силовые машины" подало ООО "Базовый элемент". Аналитики разошлись во мнениях, зачем структурам Олега Дерипаски российский машиностроительный гигант. По мнению одних, продукцию ОАО "Силовые машины" хотят использовать в программе обновления энергоактивов на постсоветском пространстве, в частности в достройке крупной Рогунской ГЭС в Таджикистане (что, в свою очередь, тесно связано с алюминиевым производством). По другой версии, "Базэл" лишь играл формальную роль "разогревающего" в сделке "Силовых машин" и немецкой компании, а реального интереса к машиностроительным активам у него нет. Эти вопросы не сняты и до сих пор, как не снят вопрос о том, будет ли одобрена сделка.

"Есть большие сомнения, что сделка будет одобрена, – сказал RBC daily эксперт ИК "ЦентрИнвест Секьюритис" Геннадий Суханов, – поскольку налицо явное нежелание людей во власти брать на себя ответственность в таких случаях. Что касается положительной позиции МЭРТ, то это ведомство на исход этой сделки влияет мало. Среди негативных последствий отказа от сделки – отставание в конкурентоспособности продукции "Силовых машин" от западных образцов. Сейчас даже в развивающихся странах задумываются не только о цене турбин, но и о КПД, экологии и т.д. А в будущем, после реформы РАО "ЕЭС", когда решения о покупке силовых установок будут приниматься частными лицами, вероятны трудности и на внутреннем рынке (Чубайс уже заявлял, что не стоит покупать неэффективные турбины)".

"Мы считаем, что сделка в итоге все-таки будет одобрена, – отмечает аналитик ФК "УРАЛСИБ" Кирилл Чуйко. – Не случайно ее детали оговаривались во время предыдущей встречи Владимира Путина и Герхарда Шредера. Вопрос в том, какими ограничениями обставит российская сторона контроль Siemens над нашим силовым гигантом и как быстро согласится с этими ограничениями немецкая сторона. В любом случае интрига сохраняется, и заявка "Базэла" подогревает интерес к сделке, причем, полагаю, заявка не носит формального характера, а может отражать реальные экономические интересы группы Олега Дерипаски".

Аналитики предполагают, что инициативы Госдумы могут сыграть роль "шумового фона", которая иногда становится довольно важной, особенно если решение "наверху" уже созрело и его надо подтвердить инициативой снизу. Вспоминается, что атаки Генпрокуратуры против ЮКОСа начались после одного из депутатских запросов.

"Думаю, судьба сделки Siemens с ОАО "Силовые машины" будет решаться не на уровне депутатов или министров, а несколько выше, – сказал RBC daily аналитик ГК "Регион" Евгений Шаго. – И похоже, определится эта судьба в последний момент. В принципе тут много аргументов "за" и "против", хотя аргумент, что "Силовые машины" не сможет обойтись без новых немецких технологий, я бы не ставил на первый план. Сейчас российская компания вполне конкурентоспособна и без этих самых технологий, а в будущем, если понадобится, "Силовые машины" могут рассчитывать на кооперацию с иностранцами, и совсем не обязательно с Siemens. Партнера можно поискать, например, в Азии, там достаточно современные производства и технологии. Что касается инвестиций, то их в принципе может предоставить "Силовым машинам" "Базэл", хотя сомнительно, что компания г-на Дерипаски действительно собирается осуществить свою заявку. Покупать "Силовые машины" из-за проекта ГЭС в Таджикистане – это все равно, что приобретать кондитерскую фабрику, если хочется съесть булочку".

Источник информации
Опубликовано 08.04.2005