"Клипер" объединяет исследователей

Наталья Сависько


"Клипер"Космические агентства Европы и России готовы строить новый корабль

Предложение России Европейскому космическому агентству (ЕКА) об участии в создании многоразового космического корабля "Клипер" руководство ведущего российского предприятия, производящего пилотируемые аппараты - ракетно-космической корпорации "Энергия", - сделало около года назад. Все это время европейцы размышляли о целесообразности участия в проекте. И вот наконец руководители российского и европейского космических агентств на встрече в Москве предметно обсудили участие ЕКА в его реализации. "Мы намерены поддержать разработку "Клипера", а план нашего сотрудничества представим в декабре 2005 года", - сказал тогда руководитель директората пилотируемых программ, микрогравитации и исследований ЕКА Даниэль Сакотт. В свою очередь глава ЕКА Жан-Жак Дорден пообещал, что его объединение "привлечет к участию в этом крупномасштабном проекте космические агентства других стран".

Проектные работы по "Клиперу" начались в РКК "Энергия" в 2000 году. Это было продиктовано необходимостью создания космического корабля нового поколения для смены пилотируемого "Союза", который эксплуатируется уже 40 лет и сегодня является единственным российским средством доставки людей в космос. Хотя и по сей день "Союзы" вполне надежны, они технически устарели и нуждаются в достойной замене.

В "Энергии" утверждают: "Клипер" будет отвечать всем современным требованиям, а его создание займет не более пяти лет. "Клипер", который задумывался как международный проект, значительно превзойдет возможности "Союза": он сможет доставлять на орбитальную станцию экипажи из шести человек, при этом управлять кораблем будут два члена экипажа.

В "Клипере" будут заметно улучшены технические характеристики, увеличена масса доставляемых и возвращаемых грузов. При его создании учитываются современные жесткие требования к обеспечению спуска космонавтов на Землю. В первую очередь, это возможность более точной посадки и уменьшение перегрузок, которые испытывает экипаж при спуске. Разработчики обещают, что этот процесс станет более комфортным, чем на "Союзе".

При разработке "Клипера" будет использован опыт создания "Бурана" и "Союза".

В частности, при стыковке корабля с космической станцией предполагается использовать модернизированную российскую систему стыковки "Курс-Н", примерно такую же, как применяемая сейчас на "Союзах".

Многие агрегаты и системы жизнеобеспечения для "Клипера" также позаимствуют у корабля "Союз" и российского сегмента Международной космической станции (МКС). Кстати, допустимая продолжительность полета в составе орбитальной космической станции этого корабля составит около года, в то время как "Союз" может находиться в космосе лишь полгода. Следовательно, в два раза увеличивается срок его эксплуатации в качестве корабля-спасателя.

"Клипер" будет состоять из агрегатного отсека и возвращаемого аппарата, в котором разместится все дорогостоящее оборудование. "Клипер" рассчитан примерно на 25 пусков, на старте он весит около 13 тонн. В нем будет обеспечена максимальная безопасность на любом участке полета. Космонавты расположатся в кабине в креслах в два ряда: в первом ряду - командир корабля и бортинженер, во втором - остальные члены экипажа. Во время старта, стыковки, спуска и посадки члены экипажа облачатся в скафандры.

"Мы создаем корабль на несколько десятилетий, чтобы потом он не нуждался в серьезной переделке", - отмечают разработчики.

"Клипер" сможет доставлять на орбиту и возвращать около 500 кг грузов. Срок его эксплуатации составит 10 лет.

Вывод этого корабля на орбиту может быть осуществлен как новой ракетой-носителем среднего класса "Онега", создаваемой в "Энергии", так и европейской ракетой "Ариан". Недавно украинские конструкторы предложили выводить "Клипер" на их ракете "Зенит". Выбор носителя - за российскими специалистами.

Пока планируется, что запуски "Клипера" будут производиться с космодрома "Плесецк", однако рассматривается и возможность использования других космодромов, в том числе европейского в Куру во Французской Гвиане.

Проект включен в Федеральную космическую программу РФ 2006-2015 годов. В ближайшее время должно начаться эскизное проектирование корабля. Между тем мини-модели модуля кабины уже изготовлены и даже были представлены публике на выставке "ЭКСПО-2005" в Японии, а также на прошедшем в начале лета авиакосмическом салоне в Ле-Бурже.

В августе этого года полномасштабный макет "Клипера" был представлен на Международном авиакосмическом салоне "МАКС-2005" в подмосковном городе Жуковском.

По предварительной оценке, на конструирование, наземные испытания, а также изготовление первого летного корабля и его запуск потребуется около 360 миллионов долларов. Предполагается изготовить четыре летных корабля, и при наличии достаточного финансирования первый старт может состояться уже в 2011 году.

У Европы пока нет своего пилотируемого космического корабля, поэтому ЕКА, в которое входят 17 стран Европейского Союза, заинтересована в участии в этом проекте. Это позволит европейским астронавтам полномасштабно участвовать в длительных экспедициях на МКС и выполнять обширную научную программу в интересах Европы.

Источник информации
Опубликовано 18.10.2005