Начало 2010г. на рынке строительной техники


Объемы рынка строительной техники напрямую связаны с объемами строительных работ. В течение вот уже почти двух лет наблюдаются негативные тенденции, связанные с экономическим кризисом  во всем мире и в нашей стране. Так, во втором полугодии 2008г. объемы покупок строительной техники существенно упали, по причине снижения объемов работ. В течение всего 2009г. наблюдались отрицательные показатели по объемам строительных работ и инвестициям в основные средства.

Строительство в I квартале 2010г.

В I квартале 2010г. отрицательные тенденции продолжают сохраняться, но уже сходят "на нет". В целом Росстат рапортует о 8-ми процентном снижении объемов строительных работ в I квартале 2010г по России в целом, в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года.

Темпы прироста /снижения/ инвестиции в основной капитал и объемов работ по виду деятельности "Строительство" (в % к соответствующему периоду прошлого года)

Однако некоторый оптимизм вызывают мартовские показатели инвестиций в основные средства. Их рост составил +0,7%, к марту 2009г. Показатель роста низкий, но тем не менее, знаковый! В марте 2010г. денег в основные средства вложили больше чем в марте 2009г. (в сопоставимых ценах).

Улучшения, незначительные, особенно учитывая низкую прошлогоднюю базу, относительно которой проводится сравнение, но в первые за много месяцев, в марте 2010 года отмечается увеличение объема работ по виду деятельности "Строительство" относительно предыдущего месяца.

Что касается отдельных регионов в России, то необходимо отметить, что по итогам I квартала 2010г. существенно выросли объемы работ по отношению к I кв. 2009г.: в Ингушетии (более чем в 3 раза), в Чеченской Республике (в 2 раза), в Хабаровском крае (в 2 раза);  в Ивановской и Рязанской областях,  Еврейской авт. области, Республике Карелия  - в 1,5 раза.

В отдельных крупных регионах также наблюдается рост объемов выполняемых работ.  Так в I квартале 2010г. в Краснодарском крае рост объемов строительных работ составляет 25% - основная причина тому подготовка к Олимпиаде "Сочи2014"; Татарстан -4% - подготовка к "Универсиаде в Казани". Но "локальные точки роста" не способны компенсировать падение в большинстве остальных регионов.

Что же происходит на рынке строительной техники?

I квартал 2010г. на рынке строительной техники

Большинство российских производителей и представителей зарубежных производителей в России строительной техники позитивно оценивают начало 2010г., в сравнении с 2009г. Результаты проведенных агентством "Пром-Маркетинг" интервью  показали однозначный рост спроса на строительную технику, который был отмечен продавцами строительной техники, как отечественного производства, так и зарубежного (вне зависимости от страны происхождения – с дешевой рабочей силой или дорогой). Прогнозы основных игроков на российском рынке строительных машин в целом по 2010 году положительны, однако количественный рост ожидается несущественным.

Импорт                                                                                                Производство
строительной техники в I квартале 2010г. (относительно 1 квартала 2009г.), %




Российское производство строительных машин показывает сравнительно большие показатели роста в сравнении с импортом. Тому есть ряд причин.

В первую очередь это связано со значительным затовариванием техники на площадках производителей в I кв.2009г., оставшейся еще с конца 2008г. В результате необходимость в производстве техники в I кв.2009г. отсутствовала. Показатели по отгрузке продукции отечественными производителями имеет менее резкую динамику.

Немаловажной причиной большего роста спроса на отечественную технику является государственная поддержка отечественных производителей: в виде субсидий субъектам РФ на приобретение отечественной коммунальной, дорожной и прочей техники; выделение государственных  средств для приобретения отечественной техники в лизинг через "Государственную транспортную лизинговую компанию", указания правительства РФ крупным государственным компаниями приобретать технику отечественного производства.

Правда, последнее реализуется в меньшей степени. Реализацией значительной части инфраструктурных проектов ОАО "Газпром" и АК "Транснефть" занимаются подрядчики, которым не вменяются нормы участия российской промышленности при реализации данных проектов.

Таким образом, в инфраструктурных проектах подрядчиками совершаются масштабные закупки иностранной продукции, а, именно, приобретаются значительные объемы самосвалов, трубоукладчиков, бульдозеров, автокранов, экскаваторов, погрузчиков иностранного производства. 
 
Стоит отметить, что и от программы субсидирования закупок коммунальной и строительной техники Минрегионразвития, отечественные производители ожидали большего. По оценкам многих машиностроительных предприятий, в 2010 году поддержка государства пока ощущается гораздо слабее, чем в прошлом. Более, того, даже представители "привилегированного" перечня производителей, продукция которых может приобретаться гос. заказчиками на "безтендерной основе", говорят о стабильно тяжелом положении со сбытом строительной техники.

Сам по себе, "этот привилегированный перечень предприятий" вызывает массу споров в среде российских машиностроителей. Нет ясных критериев, по которым стала бы понятна логика чиновников, подготовивших Распоряжение №201-р от 24 февраля 2010 с перечнем производителей, среди которых находятся не только государственные, но и частные компании, являясь при этом не единственными крупными производителями отдельных видов строительных машин.

По оценке строителей и производителей строительных материалов и техники, только стимулирование притока инвестиций в строительную отрасль и масштабное государственное финансирование инфраструктурных проектов способно стать локомотивом роста большинства секторов экономики России.

В качестве примера можно привести ситуацию, наблюдаемую с созданной "Государственной транспортной лизинговой компанией" (ГТЛК). Т.е. создан привлекательный механизм финансирования приобретения техники, однако целевые лизингополучатели – дорожные организации, просто не имеют серьезных объемов работ, под которые было бы целесообразно приобретение новых дорожных машин. В результате, имеющиеся в распоряжении "ГТЛК" достаточно серьезные финансы, просто не могут быть использованы потенциальными пользователями – дорожниками, работающими по федеральным подрядам.

По отдельным сегментам рынка строительных машин:

В 2009г. ввоз на территорию России строительных машин, как и поставка отечественной техники внутри страны, "рухнули" в разы. Что касается показателей производства в России экскаваторов, то практически все производители экскаваторов остановили производство в 2009г. В первом квартале 2009 года выпуск экскаваторов практически отсутствовал.  Этим объясняется более чем 10-тикратный рост объемов производства экскаваторов в I квартале 2010г.

Основные производители гусеничных бульдозеров и погрузчиков с бортовым поворотом в первом квартале 2009г. работали на склад, т.е. продолжали выпускать технику, в объеме большем, чем продавали. Этим объясняются отрицательные показатели в Iкв. 2010г. по сравнению с Iкв. 2009г.

В 2009г. импорт строительных машин не просто упал, но и существенно изменил структуру. Поменялась структура поставщиков (торговых марок). Однако особенно следует отметить, что резко выросла доля бывших в употреблении строительных машин в общем объеме импорта.

Сегмент колесных фронтальных погрузчиков в начале 2010 года показывает уверенный рост, как в потреблении импортных машин, так и в отечественном производстве. Интересно отметить, что в этом сегменте традиционно в последние годы сильны китайские производители. Доля китайских брендов в импорте погрузчиков росла и в 2008 году достигла 70% от общего объема импорта. Однако по результатам 2009 и начала 2010 года доля "китайцев" уменьшилась до 50%. 

В импорте I квартала 2010г. прослеживается бoльший рост техники, использующейся в основном в коммунальном хозяйстве: экскаваторов-погрузчиков и погрузчиков с бортовым поворотом.
В I квартале 2010г. импорт дорожных машин, автогрейдеров и дорожных катков имеет отрицательные показатели. Среди этих дорожных машин, российские производители демонстрируют неплохие показатели роста, замещая импорт.

В I квартале 2010г.  зафиксирован рост производства и импорта башенных кранов. Отметим, что в абсолютных числах, объемы поставок из-за рубежа башенных кранов превышают объемы производства внутри страны.  Такая тенденция продолжается уже второй год.

Рынок автокранов классически формируют в основном российские производители.  До недавнего времени, единственной видимой угрозой могли быть китайские производители, которые увеличивали объемы поставок на российский рынок. Но пока, в новых условиях, об этой угрозе говорить рано…импорт китайских автокранов в начале 2010 года практически отсутствует.

Будем надеяться, что небольшая, но позитивная нота, появившаяся в начале 2010г. как на всем фронте строительных работ, так и на рынке строительной техники, будет маленьким началом долгожданного, стабильного и продолжительного роста.


Маркетинговое агентство "ПРОМ-МАРКЕТИНГ"
www.prom-marketing.ru

Опубликовано 04.06.2010