КАМАЗ схватился с иномарками

Андрей Сердечнов


Предприятие заявило о намерении укрепить свою дилерскую сеть для того, чтобы противостоять подержанным импортным грузовикам


КАМАЗ будет ужесточать требования к дилерам. Об этом было заявлено в пятницу на совещании руководства КАМАЗа с главами предприятий дилерской сети компании. Цель предстоящих изменений – сделать бизнес по реализации машин максимально эффективным. Дело в том, что хотя производство и продажи компании в последние три года растут на 20%, предприятие опасается уменьшения своей рыночной доли из-за больших объемов продаж подержанных иномарок. Однако согласно прогнозам конкурентов предприятия, повышение качества работы дилерской сети поможет сохранить позиции на рынке лишь отчасти. Самым главным для КАМАЗа будет то, удастся ли ему убедить российское правительство радикально поднять пошлины на ввоз новых и подержанных иномарок или нет.

На 1 сентября 2005 г. дилерскую сеть КАМАЗа составляли 102 субъекта, из которых 94 дилера и 8 агентов. По итогам восьми месяцев года через них реализовано продукции на 14 млрд. руб. Главными темами совещания с дилерами, прошедшего в пятницу на ОАО "КАМАЗ", стали политика в области продаж, новая система скидок, утверждение СТП и стандартов дилерского центра. Поскольку потребители продукции КАМАЗа предъявляют к ней сегодня весьма высокие требования, было решено сосредоточиться на сроках доставки: в частности, предприятие взяло на себя обязательства по централизованной доставке дилерам своей продукции. Кроме того, отмечалось, что сегодня есть еще ряд причин, которые делают работу дилерской сети недостаточно эффективной. В частности, далеко не все возможности использованы в развитии лизинга. И пока не каждый дилер предприятия умеет пользоваться этой схемой реализации машин. Сами дилеры призвали к более жестким действиям относительно территориального закрепления торговых компаний, говорили, что в плане создания сервисных центров должен возобладать системный подход, для того чтобы пресечь существующую внутреннюю конкуренцию. Кроме того, по их мнению, предприятию не помешает ужесточить штрафные санкции внутри дилерской сети за неправильно организованную работу. Документы, определяющие параметры деятельности дилерской сети, могут быть окончательно приняты в ближайшее время после некоторой доработки.

Стратегическая задача, которую ставит перед собой КАМАЗ, повысив качество работы своих дилерских компаний, заключается в успешном противостоянии подержанным импортным грузовикам, которые по-прежнему остаются основным конкурентом продукции предприятия на российском рынке. "Да, мы намерены противостоять именно подержанным иномаркам, – сказала RBC daily глава пресс-службы КАМАЗа Ирина Быстрова. – Конкуренция с ними в первую очередь ценовая – новый "КАМАЗ" с двигателем "Евро-2" (а другие мы не производим) стоит дороже подержанной иномарки".

По данным компании, 83% от всех ввезенных в 2004 г. в Россию грузовых автомобилей составляли именно "сэконд-хенд". А из 19 тыс. 111 грузовиков, ввезенных в нашу страну в январе-июле текущего года, 19,7% не соответствуют национальным стандартам по габаритам, светотехнике, тормозным системам. На КАМАЗе отмечают, что в этих условиях сложно не только отечественным, но другим производителям в России. Например, "Вольво-Зеленоград" выпускает значительно меньше грузовиков, чем импортируется грузовиков "Вольво" (как новых, так и подержанных). И приводят слова главы "ДаймлерКрайслер" в России Герхарда Хильгерта, который в своем выступлении на конференции "Автомобильная промышленность" в марте 2005 г. задал риторический вопрос: "Надо ли организовывать производство в России?" (имеется в виду при существующих ввозных пошлинах).

По мнению конкурентов КАМАЗа, его действия вполне адекватны ситуации и отчасти помогут ему бороться за клиента с продавцами старых импортных грузовиков. Однако победить основного конкурента в условиях нынешней пошлинной политики по отношению к ввозимым машинам у предприятия не получится. "КАМАЗу может помочь улучшение качества услуг своей дилерской сети в борьбе с импортными грузовиками. Но эффект от этих мер не будет существенным, – комментирует RBC daily ситуацию пресс-секретарь МАЗа Валентин Лопан. – Сегодняшняя открытость российского рынка для зарубежных производителей ставит крест на отечественном автомобилестроении. Еще пару лет назад в России ухмылялись при словосочетании "китайский автопром". А сейчас российские автопроизводители не на шутку напуганы приближающейся экспансией китайцев на рынок страны. В России при существующей пошлинной политике вообще нет смысла производить грузовики".

Пошлины на ввоз грузовиков из-за рубежа в Россию минимальны. За ввоз нового автомобиля (от 0 до 3 лет) нужно заплатить лишь 5% его стоимости. На машины старше 7 лет – 1 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя. В результате двух-трехлетний тягач Mercedes, который ввозится из-за рубежа, сегодня стоит столько же, сколько новый КАМАЗ. При этом понятно, какой автомобиль в этой ситуации предпочтет покупатель. Кроме того, в России действует Постановление Правительства №147, предусматривающее режим "временного ввоза". "Согласно ему, иностранные грузовики могут импортироваться без уплаты таможенных пошлин и продаваться без НДС. Оно принято усилиями российских перевозчиков, работающих на международном рынке. По их словам, из-за низкого качества российской техники они проигрывают в конкурентной борьбе перевозчикам из Литвы, Польши и других стран, которые располагают более современным подвижным составом. АСМАП (Ассоциация международных автомобильных перевозчиков) имеет сильное лобби в Минтрансе РФ", – говорит Валентин Лопан.

При этом сегодня есть примеры защиты разными странами собственных производств грузовиков от конкуренции с импортируемой техникой. "Во второй половине 1990-х годов китайцы закрыли свой рынок высокими ввозными пошлинами и тем самым стимулировали приход в страну зарубежных инвесторов, – отмечает представитель МАЗа. – В Европе, где новым считается грузовик в возрасте до 1 года, пошлина на его ввоз составляет 22%. Практика повышения пошлин дает ощутимые результаты. Например, в Белоруссии начиная с 2003 г. за грузовики старше 3 лет пошлина повышена до 2,2 евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя. В том же году у МАЗа продажи тягачей уровня "Евро-3" увеличились на 176%, у СП "МАЗ-MAN" продажи удвоились". А Ирина Быстрова приводит пример ЕС, где действуют технические регламенты, ограничивающие ввоз американских подержанных машин, рассчитанных совсем на другие дороги.

Поэтому успех КАМАЗа, как, впрочем, и других российских производителей грузовиков, выступающих за резкое повышение ввозных пошлин, будет зависеть от его переговоров с профильными министерствами. "С 12 сентября в России вступает в силу постановление о новом порядке ввоза грузовых иномарок. В частности, там для некоторых видов машин старше 7 лет пошлина повышается до 2,2 евро, – говорит Валентин Лопан. – А 7 сентября в Минске в рамках белорусско-российского экономического форума состоится круглый стол на тему перспектив грузового автопрома. Но вряд ли там будут присутствовать руководители профильных российских министерств, принимающие решения. Генеральные директора практически всех автомобильных заводов России и Белоруссии рискуют опять поговорить сами с собой".

Источник информации
Опубликовано 06.09.2005