Украина вторглась в российское небо

Сергей Стариков


Счет по продаже самолетов на МАКС-2005 10:39 в пользу украинского "Антонова"


Сразу несколько крупных сделок на поставку и производство украинской авиационной техники было подписано во второй день работы Международного авиакосмического салона МАКС-2005. В среду утром российская авиакомпания "Полет", лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК) и Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО) – производитель в России самолетов Ан-148 – подписали соглашение о намерениях, предусматривающее поставку пятнадцати пассажирских самолетов Ан-148. Днем стало известно, что представители группы компаний "Волга-Днепр", АНТК им. О. К. Антонова и ЗАО "Авиастар-СП" подписали учредительные документы по созданию филиала АНТК им. Антонова в ЗАО "Авиастар-СП" (г. Ульяновск). Вечером на пресс-конференции журналисты узнали, что компания "КрасЭйр" подписала соглашение о покупке в лизинг еще одного самолета Ан-148 с комплектацией VIP.

Проект российско-украинского регионального самолета Ан-148 уже обошелся его участникам более чем в 200 млн. долл. Дальность полета самолета составляет до 5,1 тыс. км при крейсерской скорости 820-870 км в час. Самолет отвечает требованиям главы IV ИКАО к уровню шумов, что позволяет эксплуатировать его на рейсах в Европу. Планируется, что самолет будет эксплуатироваться в южных районах России, государствах Средней Азии, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки. Сертификат летной годности на воздушное судно будет получен в 2006 г. При налаживании серийного производства базовая стоимость Ан-148 составит 20 млн. долл.

Все договора были подписаны во время визита на МАКС-2005 государственного секретаря Украины Александра Зинченко. В среду г-н Зинченко наблюдал за демонстрационным полетом нового украинско-российского регионального самолета Ан-148. После показательных полетов госсекретарь ознакомился с экспозициями ведущих украинских производителей авиационной техники – АНТК имени О. К. Антонова, Киевского авиационного завода "Авиант", ОАО "Мотор Сич", Харьковского государственного авиационного предприятия. Судя по вчерашним результатам, правительство Украины осталось довольно работой авиастроителей на МАКСе.

Первой сделкой стала состоявшаяся 17-го августа утром продажа украинской стороной двадцати региональных самолетов Ан-148. Авиакомпания "Полет", лизинговая компания ИФК и ВАСО подписали соглашение о приобретении двадцати самолетов Ан-148. Согласно подписанному документу, авиакомпания в течение 2007–2009 гг. получит в финансовый лизинг на 15 лет пятнадцать пассажирских Ан-148 вместимостью до 80 пассажиров и пять грузовых Ан-148 коммерческой нагрузкой 15 тонн. Как заявил на церемонии подписания соглашения генеральный директор "Полета" Анатолий Карпов, авиакомпания планирует использовать Ан-148 на рейсах из Воронежа в Турцию, Болгарию, на Кипр и в страны Европы. Как сказал RBC daily коммерческий директор авиакомпании "Волга-Днепр" Валерий Габриель, купленные грузовые региональные Ан-148 авиакомпания будет использовать как самолеты хабовой разгрузки. "Грузы, привезенные на Boeing-747 в Красноярск и Москву, будут перегружаться в небольшие региональные самолеты и уже после доставляться получателям в разные города России", – пояснил г-н Габриель. Интерес к украинско-российской разработке регионального грузового самолета не случаен. По мнению Виталия Кузьмина, разговоры о грузовой версии RRJ пока не ведутся. "Уже произведено два самолета Ан-148, их уже можно увидеть, чего не скажешь об отечественном его аналоге RRJ", – подчеркнул он в беседе с RBC daily. "По всем своим характеристикам пассажирский Ан-148 не хуже, а может быть, и лучше существующих мировых аналогов региональных самолетов", – заявил RBC daily представитель ИФК Андрей Липовецкий.

Второй сделкой стало публичное подписание договора о создании российского филиала АНТК имени Антонова. По мнению сторон, основной его целью является научно-техническое сопровождение производства и эксплуатации самолетов семейства Ан-124. В соответствии с соглашением, филиал будет осуществлять работы по внесению изменений в типовую конструкцию самолетов семейства Ан-124-100, производимых "Авиастар-СП", созданию модификаций самолетов этого семейства. "Интеллектуальная доля Украины – 100%. Участие России заключается в помощи при организации производства и обеспечении кадрами, – сказал RBC daily технический директор группы компаний "Волга-Днепр" Виктор Толмачев. – Филиал "Антонова" – это производство самолетов, предназначенных для перевозки уникальных крупногабаритных грузов. Ан-124 может перевозить монолитный груз весом 150 тонн. В этом отношении ему в мире нет равных. У ближайшего его конкурента Boeing-747 грузоподъемность составляет 110 тонн. Кучу коробок он перевезет, но в него не поместится буровой станок, цельная промышленная установка или строительная машина". Сейчас российские авиакомпании подписали соглашения с "Авиастар-СП" на поставку десяти самолетов Ан-124, – сообщила RBC daily координатор проекта восстановления производства Ан-124 Любовь Пономарева. – По расчетам бизнес-плана, на полное восстановление производства потребуется 400 млн. долл.".

Третьей украинско-российской сделкой стало предварительное соглашение о покупке в финансовый лизинг у ИФК авиакомпанией "КрасЭйр" самолета Ан-148 в комплектации VIP. Как было объявлено на церемонии подписания соглашения, самолет будет передан авиакомпании в 2006 г. Как сказали RBC daily в самой авиакомпании, этот самолет будет перевозить состоятельных бизнес-пассажиров. Однако маршруты, по которым он будет летать, и частота его рейсов пока не определены.

Конкурент Ан-148, российский самолет RRJ, за прошедшие два дня был оценен только одним клиентом – Финансовой лизинговой компанией. В среду ее представители подписали с корпорацией "Сухой" договор на поставку 10 региональных самолетов RRJ (сторона, в пользу которой происходила сделка, на подписании не присутствовала). Успех украинских авиастроителей на МАКСе аналитик UFG Елена Сахнова связывает с тем, что у российских авиакомпаний есть реальная необходимость в замене устаревшей модели Ту-134. "Украинский самолет уже существует и летает, а RRJ будет построен слишком поздно, минимум к 2008 году, – сказала RBC daily Елена Сахнова. – Давать какие-то обязательства и перечислять средства в счет будущих поставок на три года вперед – для авиакомпаний затея слишком рискованная. Тем более что законодателем мод в этом процессе остается "Аэрофлот". Если он сделает свой заказ, то проект обретет жизнь. Если нет, то он будет поставлен под вопрос". "Какой смысл авиакомпаниям покупать RRJ, когда есть реальный самолет, который уже летает", – считает Андрей Липовецкий.

Источник информации
Опубликовано 19.08.2005