В российском автопроме "падеж" производства

Андрей Сердечнов


В январе-июне этого года отечественные автозаводы выпустили на 6,5% меньше машин, чем в прошлом году


По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), в первом полугодии 2005 г. практически все производители отечественных легковых автомобилей выпустили продукции меньше, чем в первом полугодии 2004 г. Общее снижение производства составило 6,5%. Эта информация во многом подтверждается данными "АСМ-Холдинга". Основными причинами снижения выпуска машин стали простои российских автозаводов в январе и экспансия иномарок, главным образом импортных. На основе итогов полугодия можно сделать вывод, что прогнозы главы Минпромэнерго РФ Виктора Христенко об объеме производства российских легковушек, данные им в мае этого года, могут не оправдаться. Отечественные заводы почти наверняка "не впишутся" в 1 млн. 100 автомобилей, производство которых министр спрогнозировал на 2005 г., и выпустят на несколько десятков машин меньше. Более того, далеко не факт, что ситуация выправится в последующие годы и российскому автопрому удастся удерживать ежегодное производство на уровне "миллион сто" до 2010 г., как это опять же прогнозировало ведомство г-на Христенко. Дело в том, что спрос в нашей стране слишком быстро сдвигается в сторону автомобилей иностранных марок, и предпосылок для наращивания производства у отечественных автозаводов почти нет. Вместе с тем понятно, что резко производство российских машин не упадет. Если качество отечественных автомобилей как конкурентное преимущество – вопрос пока спорный, то разница в цене между российскими и иностранными автомобилями станет тем фактором, который не даст нашему автопрому умереть.

По информации Росстата, в первом полугодии 2005 г. в России была произведена 501 тыс. легковых автомобилей. ОАО "АвтоВАЗ" снизило объем производства на 4,6%, ЗМА и СеАЗ – на 16%, ГАЗ и УАЗ потеряли примерно по 30% от прошлогодних цифр, "Иж-Авто" сократил объемы производства почти наполовину. "Основные причины – январские праздники, когда конвейеры автопроизводителей останавливались, и снижение сбыта автомобилей, связанное с усилением конкуренции со стороны иномарок. Показательным моментом здесь является то, что за полгода рыночная доля иномарок увеличилась на 10% за счет доли отечественных машин", – комментирует RBC daily ситуацию начальник аналитического отдела "АСМ-Холдинга" Виктор Пашков.

Во многом согласен с называемыми причинами представитель российских автозаводов. "В первом полугодии предприятия много "гуляли". Затем на объеме выпуска автомобилей сказалась долгая раскачка в начале года плюс сезонные колебания спроса. Однако снижение производства наблюдалось в основном в первые месяцы года, во втором квартале и в настоящее время ситуация в этом смысле улучшилась. Конечно, на спад производства повлиял большой импорт новых и подержанных автомобилей иностранного производства. Это говорим не только мы. Например, по мнению консультационной компании Ernst & Young, в нашей стране действительно низкие пошлины на ввоз новых автомобилей из-за рубежа", – сказал RBC daily президент Объединения автопроизводителей России (ОАР) Евгений Левичев.

Интересно, что 19 мая Виктор Христенко заявил: до 2010 г. ежегодный объем выпуска "чисто" российских легковых автомобилей в целом будет держаться на одном и том же уровне. Имеется в виду, что если в 2004 г. российские заводы произвели 1 млн. 106 тыс. легковушек, то в 2005-2010 гг., по ожиданиям Минпромэнерго, будет производиться хоть и чуть меньше, но стабильно 1 млн. 100 автомобилей каждый год. В ОАР склонны считать прогнозы министерства справедливыми. "Думаю, что в 2005 г. будет произведено примерно столько же автомобилей, сколько и в 2004 г. А в дальнейшем производство российских легковых автомобилей даже может немного нарастать – за счет введения новых мощностей по производству "Калины". Дело в том, что АвтоВАЗ начал ее производство в плюс к уже имеющимся производственным мощностям. Однако "Калиной" пока, к сожалению, все и ограничивается", – говорит Евгений Левичев.

Но, судя по всему, в этом году российским автопредприятиям не удастся повторить результат 2004 г. "То, что объем выпуска отечественных машин будет держаться примерно на одном и том же уровне до 2010 г., итогами первого полугодия пока не подтверждается. В настоящее время активно продолжается уже упомянутый процесс замещения спроса. Говорить о какой-то тенденции, сложившейся в 2005 г., пока рано, для того чтобы делать выводы, надо дождаться осени. Но по нашим прогнозам, в 2005 г. совершенно точно будет произведено меньше отечественных легковых автомобилей, чем в 2004 г., то есть примерно 1 млн. 55 тыс. штук", – считают в "АСМ-Холдинге".

Тем не менее неплохой спрос на российские автомобили все равно будет сохраняться. "Отечественные автомобили будут пользоваться спросом из-за конкурентоспособной цены и улучшающегося качества. Несмотря на то что часто говорят, что российские машины плохие, они реально становятся лучше: 85% производится с двигателями, соответствующими "Евро-2", значительное количество – с "Евро-3", АвтоВАЗ – речь идет, правда, пока только о части экспортных машин – начал оборудовать их двигателями, отвечающими требованиям "Евро-4", – говорит президент ОАР Евгений Левичев. – Я сам много лет езжу на вазовских автомобилях и могу сказать, что, хотя совсем без проблем не обходится, прогресс в отношении качества у них очень большой. Ну и естественно, спрос на российские легковые автомобили будет держаться на хорошем уровне потому, что по своей цене они ориентированы на массового покупателя: в подавляющем большинстве это диапазон 4-8 тыс. долл., который будет сохраняться и далее". В "АСМ-Холдинге", однако, считают, что отечественные автомобили будут продаваться только из-за привлекательной цены. "Спрос на российские автомобили будет сохраняться в первую очередь из-за ценовой разницы, которая все еще есть", – полагает Виктор Пашков.

Источник информации
Опубликовано 26.07.2005