Опубликовано: 21 июля 2005 г.

Какой боевой вертолет нам нужен

  комментариев: 38   просмотров: 23360

Источник информации: "Красная Звезда"

Константин Ращепкин


Если на небе зажигаются звезды, говорил писатель-летчик Сент-Экзюпери, значит, это кому-нибудь нужно. Если в разгар государственных испытаний Ми-28Н, которому предстоит стать основным боевым вертолетом Российской армии, на нескольких интернет-сайтах вдруг появились порочащие милевские машины материалы, как не предположить, что за этим что-то, а точнее, кто-то стоит?

Скорее всего исчезнувшие уже через несколько дней статьи – начало очередной PR-атаки на милевские боевые вертолеты. Предыдущая, когда в течение недели в ряде авторитетных газет и на телевидении появились подобные материалы, пришлась на осень прошлого года. Как раз на то время, когда в Минобороны решался вопрос, в каких объемах кого из производителей вертолетов финансировать. Газеты обвиняли военных в том, что из-за приоритетного финансирования Ми-28Н они по сути "ставят крест" на уникальных боевых вертолетах Ка-50 и Ка-52 , превосходящих милевские машины по всем показателям. Министерству обороны, говорилось в одной из публикаций, пора определиться, "с кем в ближайшие годы будет воевать Россия: с террористами в горах, для чего больше подходит "Черная акула", или с регулярными армиями противника на равнине, для чего предназначен Ми-28Н". Безусловное превосходство камовских вертолетов в горах якобы проявилось еще в Афганистане, где хорошо показали себя созданные для ВМФ Ка-29. Не закончись война, утверждалось во второй статье, камовская машина еще тогда заменила бы "страдавшую от разреженного воздуха и жары" никудышную двадцатьчетверку. Незамеченными, читаем дальше, остались и успехи "Черной акулы" в Чечне. И в итоге "побеждающий в горах вертолет, - цитирую, - проиграл в чиновничьих коридорах".

Начало нового наката на милевские вертолеты, о боевых возможностях которых после Чечни знаю не понаслышке, заставило вернуться к тем (актуальным и поныне, потому что ничего нового критики не придумали) публикациям и обстоятельно во всем разобраться. Так ли уж на самом деле плох созданный 40 лет назад Ми-24, в чем и насколько превосходят его камовские вертолеты и почему наконец "ярко показавшая себя на войне" "Черная акула" действительно оказалась в итоге невостребованной?

"Только лопасти звенели…"

Что такое боевой вертолет Ми-24, я понял в первый же день на войне. 15 октября 1999-го. Войска Западной группировки генерала Владимира Шаманова вошли в Чечню со стороны Ингушетии. Доклад о попавшей в засаду группе спецназа застал командующего на КП одного из соединений. Нельзя было терять ни секунды…

Тот бой на Сунженском хребте бойцы Сибирского спецназа, наверное, будут помнить всю жизнь. Подбив БТР, боевики открыли шквальный огонь с соседей горы. Пять "двухсотых" - после первых же минут боя, в котором у наших не было шансов выжить. Сидя в "зеленке" и выше, боевики с пятисот метров расстреливали лежащих в высокой траве, но на открытом месте разведчиков. Дальнейший бой при таком раскладе становился лишь героическим принятием смерти. Отсчет времени, которое они могли продержаться, пошел на минуты и оставшиеся в магазинах патроны. Но спасение вдруг пришло так же внезапно, как и беда. Вынырнувшие из-за горы боевые вертолеты ударили ракетами по "зеленке", а затем, зайдя на второй круг, - из пушек. Отстрелявшуюся пару тут же сменила вторая, а за подбитым БТРом сел Ми-8. Высыпавшие из него бойцы, разбежавшись в стороны, залегли и открыли огонь. А прилетевший с ними генерал, стоя в рост и не пряча погон, начал руководить боем. Конечно, это мог быть только Шаманов! Но был у того боя и еще один герой – начальник авиации Западной группировки полковник Риф Сахабутдинов, который, стоя рядом с командующим, руководил действиями заходивших с разных сторон вертолетов. "Спасибо, Риф", - скажет после боя Шаманов. По-другому, объяснит потом генерал, спецназ было не спасти. Хорошо зная по первой войне возможности Ми-24, он был уверен: не подведут летчики с Сахабутдиновым - все получится. И получилось! "Вытащили" спецназ, вывезли с поля боя тяжело раненного солдата, да еще, судя по разведданным, положили в той "зеленке" 74 "душка".

Скажу честно, с того дня не переставал восхищаться профессионализмом наших летчиков и боевыми возможностями вертолетов, без которых не обходилась ни одна боевая операция. Двадцатьчетверки решали задачи, которые не могли выполнить ни артиллерия, ни фронтовая авиация. Надо нанести огневое поражение противнику на обратных скатах высот или с тыла, подавить огневые точки в домах, но так, чтобы не разнести полсела, — в воздух поднимали "вертушки".

Известный бой за высоту 513,0 на Терском хребте, когда боевики выстрелом в затылок убили своего не позволявшего отступать командира, тоже начали вертолетчики, уничтожив спешившие к передовой машины с боевиками.

- Сегодня уже девятый, - делает пометку в блокноте офицер-оператор, - скоро у них джипов не останется, на ослах ездить будут…

Взломать укрепрайон на окраине Алхан-Юрта опять помогают неожиданно для боевиков ударившие им в тыл вертолеты. А при окружении центра ваххабизма - Урус-Мартана — Шаманов применяет свой излюбленный прием: пара Ми-24 подсаживается в пятистах метрах за его командно-наблюдательным пунктом, на котором он сам ставит летчикам задачи, показывая цели на местности. БТР мчит их к вертолетам - и через считанные минуты огневые точки боевиков замолкают. Отстрелявшиеся "вертушки" уходят на перезарядку и дозаправку, а за КНП уже садится другая пара.

Неоценимую роль сыграла армейская авиация и в разгроме вырвавшихся из Грозного банд. Прорываясь к горам, ночью боевики идут от села к селу, а днем принимают бой в населенных пунктах. Пережидая артналеты в подвалах, "душки" вновь на позициях, едва пехота идет в атаку. Снова выручают Ми-24. Завораживающую картину их боевой работы наблюдаю 5 февраля под Катыр-Юртом. Один за другим заходя на село на небольшой высоте, вертолеты давят огневые точки противника прямо во время контактного боя. Подлетая почти вплотную, работают очень эффективно. Благо, ситуация позволяет: у вырвавшихся из Грозного боевиков — только стрелковое оружие.

В остальных же случаях летчикам требуется немалое мастерство, чтобы не быть сбитыми. "Духи" бьют по ним из гранатометов, ДШК, 23-мм зенитных установок - "зушек", пускают ПТУРы, "Стрелы" и "Стингеры". Капитан по имени Олег (фамилию не вспомню, потому что в то время по соображениям безопасности мы не называли в газете фамилии летчиков) делится секретами мастерства:

- Чтобы не быть сбитым, идешь всегда на предельно малых высотах - не выше 50 метров. Выходя на цель, делаешь горку, быстро стреляешь — и тут же резко вниз носом, только лопасти звенят...

Летчик вспоминает, как под Серноводском едва не подбили ведущего их пары. Тот уже выходил из атаки, когда Олег увидел летящую ему вдогонку белую точку.

- Уходи, по тебе пустили, - на одном дыхании передал он по рации.

Тот – благо вертолет маневренный - резко бросил машину в сторону, начав отстреливать тепловые ловушки. Все решили секунды - ракета прошла мимо. А летевший следом Олег испепелил демаскированные позиции "духов".

Но от пулеметов и "зушек" не спрячешься. Олег с его летчиком-оператором были единственным в полку экипажем, которому за три месяца боев посчастливилось не привезти ни одной дырки. Наверное, шутил Олег, приносит удачу шлем, в котором еще в Афгане на таком же Ми-24 летал его отец.

Живучесть этих вертолетов просто поражала. Помню, как 5 марта два Ми-24 были буквально изрешечены боевиками над Комсомольским, когда туда вошла двухтысячная банда Гелаева. В итоге один вертолет сумел дотянуть до КП "Запад" под Урус-Мартаном, а второй — даже до Гизели, аэродрома под Владикавказом. Рухнул, правда, из-за отказа обеих гидросистем метров с пятидесяти уже при посадке, но все живы! После таких-то повреждений.

Словом, не понаслышке зная, что такое Ми-24, я был очень удивлен, прочитав о его ненадежности. Ну как было пройти мимо такой темы?

РR-атака "Черной акулы"

Статья "Останется ли в Российской армии "Черная акула"?" в одной из ведущих российских газет рассказывала, как тяжело приходилось нашим летчикам на Ми-24 в афганских горах: "Особенности аэродинамики вертолетов классической схемы (т.е. с несущим и хвостовым винтами. - Прим. авт.) накладывают ограничения на скорость бокового ветра". От этих боковых ветров вертолеты Ми-24, оказывается, даже "бросало на скалы", не говоря уже о том, что "скороподъемность и маневренность вертолетов такого типа на высотах более 2.500 метров оставляют желать лучшего". Поэтому командование ВВС решает направить в Афганистан морской вертолет соосной схемы (т.е. с двумя несущими винтами) – Ка-29, который "прекрасно подходил для горных условий". В итоге, считает автор, не закончись война - быть бы камовской машине достойной заменой двадцатьчетверке. Ну а новый камовский вертолет Ка-50, читаем дальше, "как и предполагали конструкторы", оказался "почти идеальной машиной для разгоревшейся на постсоветском пространстве горной войны". В Чечне Ми-24 опять "бросает на скалы", но Ка-50, именуемый автором не иначе как "легендарный", увы, отправляют туда лишь зимой 2001 года. Однако паре "Черных акул" хватило и двух месяцев, чтобы подтвердить их "высокие боевые характеристики и уникальную пригодность для применения в горах". Но "Черная акула" "вновь проигрывает… в чиновничьих коридорах".

Статья, появившаяся на следующий день в другой московской газете – "На "Черной акуле" поставили крест?", поднимает те же проблемы. "Большие претензии по результатам операций в "горячих точках", - читаем в ней, - к Ми-24 были уже в середине 70-х годов". Но "главком ВВС Владимир Михайлов и начальник Генерального штаба вместо закупки "Черных акул" в ноябре 99-го заявляют об увеличении госзаказа на модернизацию Ми-24". "Горячих точек" в середине 70-х, правда, еще не было - Афганистан начался в декабре 79-го, да и Михайлов в ноябре 99-го еще не был главкомом, но это, как говорится, детали, смысл-то понятен.

Словом, обе статьи позиционируют Ка-50 как "уникальный", проверенный войной "горный" боевой вертолет, успехи которого (между строк читайте, почему) упорно не замечаются руководством ВВС, и просто требуют от военных финансирования камовских вертолетов. Один из авторов, угрожающе заявив, что в "в борьбу за жизнь "Черной акулы" уже включились депутаты Госдумы", даже припугнул главкома ВВС, что они инициируют проверку его действий Генпрокуратурой!

Ну что тут скажешь?

"Нет, ребята, все не так"

Однако раз командование ВВС обвинили в пристрастности, я попросил прокомментировать ситуацию профессионалов, от которых точно не зависит покупка того или иного вертолета, но чей авторитет, а значит, и компетентность не вызывают сомнений. Сначала о каждом из них.

Герой Советского Союза генерал-полковник Виталий Павлов — с 1990 по 2002 г. командующий армейской авиацией. Виталий Егорович, без преувеличения, – живая легенда армейской авиации. В Афганистане, будучи командиром полка, лично осуществил порядка 400 боевых вылетов на Ми-24, а на Ми-8 совершил, казалось, невозможное – на высоте три с половиной тысячи метров на внешней подвеске сумел вывезти с гор подбитый и совершивший вынужденную посадку другой Ми-8. В Чечне солдаты и офицеры не раз видели, как этот генерал-полковник уже в ранге командующего сам загружал в вертолет раненых.

Генерал-майор Казак Петр Николаевич — с 1991 по 2003 г. начальник авиации Московского военного округа. Летчик-снайпер, заслуженный военный летчик, имеющий на счету более 400 боевых вылетов на Ми-24 в Чечне и Афганистане.

Ну и тот самый полковник, летавший с Шамановым на Сунженский хребет выручать спецназ. Только теперь он генерал. Герой России генерал-майор Сахабутдинов Риф Раисович - начальник авиации - заместитель командующего армией ВВС по авиации. С октября 1999-го по май 2000-го — начальник авиации Западной группировки войск в Чечне, затем по май 2002-го — начальник авиации ОГВ(с).

Генерал-полковник Виталий Павлов: В Афганистане Ми-24 показал себя надежным, эффективным и очень живучим боевым вертолетом. Утверждение, что у этих машин были какие-то проблемы в горах, что их "бросало ветрами на скалы", вызывает улыбку. Как, интересно, автор это себе представляет? Впрочем, судя по направленности этих пропагандирующих камовский вертолет публикаций, нетрудно предположить, кто рассказал журналистам такую байку. Ми-24 с полной боевой нагрузкой уверенно маневрировали на высотах 3.000—3.500 м, а на 2.500 м даже доставляли в грузовом отсеке 3—4 десантника. Мой полк, кстати, базировался на горном аэродроме на высоте 2.000 м.

Запредельная скорость бокового ветра имеет значение лишь на режиме висения, при вертикальном взлете и такой же посадке. В этом случае просто взлетали и садились по-самолетному, проезжая вперед. Учитывая, что базировались на стационарных аэродромах, а, прикрывая высадку десанта, не висели "мишенями", а летали по кругу, никакой проблемы в этом не было.

Генерал-майор Петр Казак: К главным достоинствам Ми-24 отнес бы его неприхотливость, простоту в эксплуатации и живучесть. В Африке, например, муссонные дожди льют много суток подряд, а вертолет запускается и летит. В Афганистане и Чечне его расстреливали из стрелкового оружия и даже "зушек", а он продолжал не только летать, но и вести бой. Самый яркий пример - из первой кампании: подполковник Олег Верещинский получил на своем Ми-24 больше 50 пробоин, но даже с такими повреждениями дотянул до аэродрома. Что касается полетов в высокогорье, в Афганистане, то летчики первое время действительно попадали в так называемый подхват – упрощенно говоря, испытывали сложности при резком маневрировании на больших высотах, но потом их научили управлять машиной в таких условиях, и все стало нормально".

Тему живучести продолжает генерал-полковник Павлов: В январе 1981-го по инициативе генерального конструктора фирмы Миля академика Марата Николаевича Тищенко из Кабула в Союз была вывезена обрубленная на полтора метра и пробитая в двадцати местах лопасть несущего винта Ми-24. Представляете, вертолет с такой лопастью выполнил боевую задачу и вернулся на аэродром. Сейчас она хранится в музее учебного центра в Торжке.

Генерал-майор Риф Сахабутдинов: В Афганистане Ми-24 великолепно чувствовали себя на высотах и 3.000, и 4.000 метров. Более свежие примеры их успешных действий в горах – дагестанские события августа 1999-го. В боях за ключевую высоту Ослиное ухо (1662) и высокогорное село Тандо, когда двадцатьчетвертые работали на высоте 2.000 метров, без их поддержки пехоте пришлось бы туго.

В Афганистане был случай, когда Сахабутдинову на Ми-24 пришлось подсесть в горах, чтобы спасти раненых. В грузовую кабину вертолета набились 12(!) человек. Взлететь шансов не было – перегруз немыслимый. Но кого высадишь – все тяжелые. Тогда Сахабутдинов принимает решение взлетать по-самолетному, съехав на скорости со скалы в пропасть. Или спасти всех, или вместе с ними погибнуть. Разогнались, нырнули с обрыва и… полетели. Хороший пример в плане "оставляющей желать лучшего маневренности Ми-24 в горах", правда?

А что же Ка-29, который, по утверждению одного из авторов, если бы не закончилась война, стал достойной заменой Ми-24? А вот что. "Идея облетать Ка-29 в горах действительно была, - рассказывает генерал-полковник Павлов, – правда, использовать его планировалось в качестве спасательного, а не боевого вертолета, но дальше Чирчика – горного учебного центра подготовки летчиков в Узбекистане, он не пошел. Вовремя поняли, что крупногабаритный Ка-29 с небронированной кабиной станет там летающей мишенью".

Комментарии, как говорится, излишни. Ну да Бог с ним, с этим пиаром. Куда интереснее, что думают наши герои о самой "Черной акуле".

"Вертолет не для войны…"

Генерал-майор Риф Сахабутдинов: Даже при том, что Ка-50 — вертолет следующего поколения, он, думаю, проигрывает Ми-24 во многих отношениях, и уж точно – по живучести. Реальные возможности боевого вертолета, конечно, можно оценить только в реальном бою. Но нетрудно предположить, что повреждение лопастей вертолета с двойным винтом в результате огневого воздействия может привести к их соударению – так называемому схлестыванию, а значит, к катастрофе. Да и сложная электроника "Черной акулы" из-за ее компоновки снаружи фюзеляжа, боюсь, может быть выведена из строя одной пулей. Навигационное оборудование Ка-50 требует порядка 8 минут на подготовку к полету. У оснащенного более простой, мгновенно запускаемой системой Ми-24 подобной проблемы нет. А между тем в Чечне вертолеты часто применялись по такой схеме: пара Ми-24 подсаживалась у КНП, на котором летчикам ставили задачи, показывая цели прямо на поле боя. Вертолеты быстро поражали огневые точки не успевающих менять позиции боевиков, сохраняя сотни солдатских жизней. Простота же навигационного оборудования Ми-24 не делает его менее эффективным – помню, как в Афганистане оно безупречно служило нам при ночных полетах вдоль пакистанской границы.

В отличие от Ка-50, в предполетной подготовке которого задействован десяток специалистов, Ми-24 могут обслужить и подготовить к полету два его летчика, что в боевых условиях делает возможным их кратковременное базирование непосредственно в боевых порядках. Еще один важнейший недостаток Ка-50: один летчик просто физически не в состоянии пилотировать машину на предельно малых высотах или в горах и при этом находить и поражать цели.

- В апреле 1986-го на Гороховецком полигоне проводились совместные полеты Ми-28 и Ка-50 по программе государственных испытаний, – продолжает генерал-полковник Виталий Павлов. – Задача - обнаружить на поле боя 25 целей. Ми-28 с двумя летчиками, идя на предельно малой высоте – 5 –10 метров, отыскал все цели, не будучи обнаруженным, а значит, сбитым средствами ПВО. А вот летчик Ка-50, летая значительно выше, сумел найти лишь две цели, зато сам был обнаружен, едва взлетев. Выводы делайте сами. Труднее, чем Ми-24, пилотировать этот вертолет в сложных метеоусловиях. Из-за того что Ка-50, как мы говорим, очень чуток по ручке, он требует более точного пилотирования. И, наконец, вопрос, на который до сих пор нет ответа: как поведет себя вертолет соосной схемы в бою? Дело в том, что при резком маневрировании, без которого не обойтись в боевых условиях, у вертолета с двумя расположенными на одной оси винтами может произойти схлестывание лопастей этих самых винтов. Именно это так называемое схлестывание стало причиной двух катастроф Ка-50. В 1985 г., выполняя накануне приезда главкома ВВС тренировочные полеты, разбился заслуженный летчик-испытатель Герой Советского Союза Евгений Ларюшин. А 17 июня 1998 г., выполняя на Ка-50 фигуры высшего пилотажа, разбился начальник центра боевого применения армейской авиации Герой России генерал-майор Борис Воробьев. При этом нетрудно предположить, что повреждение лопастей несущих винтов в результате огневого воздействия противника на порядок повысит вероятность их схлестывания, а значит, и катастрофы. Будучи командующим армейской авиацией, я настойчиво предлагал генеральному конструктору фирмы "Камов" Сергею Викторовичу Михееву хотя бы из пулемета обстрелять на стендовых испытаниях лопасти несущего винта при работающем двигателе, чтобы посмотреть, как они себя поведут, но понимания так и не встретил.

Еще более категоричен в отношении "Черной акулы" генерал-майор Петр Казак: Разве может быть боевой вертолет двухэтажным (Ка-50 значительно выше боевых милевских вертолетов. – Прим. авт.)? Сырая, не доведенная до ума автоматика, которая часто отказывает. Плюс значительное время на подготовку к полету. Словом, Ка-50, считаю, боевым быть не может. Возможно, он хорош как вертолет для показательных полетов на полигонах, но никак не для боевых действий.

Вот так. И в оценке "Черной акулы" никаких разногласий.

Но это летчики. А что считают те, кого авиация, недаром именуемая армейской, прикрывает и в чьих интересах работает?

Страница 1: Часть 1
Страница 2: Часть 2 >>
             
         Добавить в Google Reader  Читать в Яндекс Ленте

Комментарии читателей


Михайлов Андрей
сообщение оставлено 18.10.2005 в 17:06
 

Очень хорошая статья. Респект :)


Беляев Александр Игоревич
сообщение оставлено 11.02.2007 в 17:04
 

Очень интересная статья, весьма полезна для ознакомления с ситуацией в вертолётной промышленности. Высказываю свою благодарность составителям материала.


мингазин рустам
сообщение оставлено 24.03.2007 в 10:30
 

я в замешательстве: всегда думал, что черная акула уникальный вертолет


Михаил Андреев
сообщение оставлено 11.04.2007 в 11:52
 

Ох уж эти разборки ВПКшников...
" бесперспективность концепции одноместного вертолета – одному летчику сложно пилотировать машину, выявлять и уничтожать цели" - в штурмовиках Су одного летчика почему-то хватает на всё, притом что самолет зависнуть на месте не может.

"До сих пор неизвестно, как поведет себя в бою вертолет соосной схемы, а значит, насколько живучим окажется "Аллигатор""
Железный аргумент. До сих пор неизвестно, как поведет себя в бою танк, поэтому давайте дальше ездить на тачанках.

"бронированная кабина, защищающая экипаж от осколков и даже прямого попадания из натовской 20-мм пушки "Вулкан""
Штой-то слабо верится. Ми-24 сбивали из пулеметов в Афгане, а многоствольная 20-милиметровка бронебойными одолеть неможет? Вообще в Афгане настреляли как минимум три сотни вертолетов, в т.ч. и Ми-24, и это при том, что у партизан небыло никаких Шилок, стационарных комплексов и прочих подобных серъезных средств ПВО - только то, что можно унести на себе. Назвать это полноценным боевым опытом... Ладно бы еще ближневосточные разборки, но там слишком много от уровня подготовки летчиков зависело.


Михаил Андреев
сообщение оставлено 11.04.2007 в 12:02
 

з.ы. Вулкан значит неодолеет.. ну-ну. http://www.avia.ru/forum/8/9/3879436105475222466671175536989_1.shtml?topiccount=11

" ..в 1985 году до 25% всех потерь Ми-24 приходилось как раз на огонь с применением оружия калибра 7,62 и 5,45 мм, наиболее уязвимы от него - экипаж (39:41%), топливная система (28:30%) и управление (29:31%). Пуля - дура, она авторитетов не признает и бъет, куда хочет - есть пара случаев, когда одной пули хватало, чтобы кирдык настал."


Козлов Андрей
сообщение оставлено 11.04.2007 в 20:27
 

Почитайте, сравните http://www.aviaport.ru/news/2006/06/20/106400.html Моё мнение: понятное дело, Ми-24 заслуженый боевой вертолёт и при модернизации ещё долго прослужит, но тупо твердить, что проверенное старое по определению лучше нового...


Козлов Андрей
сообщение оставлено 11.04.2007 в 20:42
 

Вот ещё: http://www.svvaul.ru/index.php?name=News&op=Article&sid=32 Вы "Апач-Лонгбоу" видели? Как у него насчёт электроники, а? Прогресс не стоит на месте!


Козлов Андрей
сообщение оставлено 11.04.2007 в 20:45
 

А Т-34 вообще признан лучшим танком Второй Мировой! Сравним его с Т-84?!


Крюков Сергей
сообщение оставлено 02.05.2007 в 3:37
 

Ми, Ка... Не будет ни того, ни другого - все бабки в Стабфонде. Так что догниют 24е и перейдёт армия на тактику "китайских атак".


Козлов Андрей
сообщение оставлено 08.05.2007 в 21:54
 

Нет, не всее. В 2007 году планируется закупить аж 4 (ЧЕТЫРЕ!!!!!) Ка-50. И это на всю Россию! Про Ми-28 тишина!


Бондарчук Антон Васильевич
сообщение оставлено 25.12.2007 в 12:20
 

Помойму тут пиарство как раз в сторону миля.Ка-50 очень хороший вертолёт, а что касается решения задач для любых метео условий, так для этого есть ка-52.Он кстати в составе нескольких ка-50 ведёт себя как командирская машина. И Пилотам ка-50 просто не прийдётся искать цели.


Силко Алексей
сообщение оставлено 08.02.2008 в 20:55
 

Всякий раз, когда приходится читать статьи промилевских "независимых"специалистов, обвиняющих камовцев в пиаре, невольно вспоминается детская шутка , герой которой, совершил неприличный поступок в общественном транспорте и при этом больше всех возмущается.
Почему авторы указанных статей умалчивают о том, что с 1984г. Ка-50 и Ми-28 прошли 3 этапа полномасштабных жесточайших госиспытаний, по итогам которых несомненным лидером был признан Ка-50!
При этом утверждение о неиффективности одноместного вертолета было предметом исследования и после многократных комплексных испытаний не нашло своего подтверждения.
А пиар действительно был применен в самой агрессивной форме, но не камовцами, а представителями МВЗ, которые не смогли смириться с поражением.
Тот факт, что в настоящее время по решению кучки высокопоставленных чиновников, вопреки очевидным фактам основным боевым вертолетом РФ признан Ми-28 говорит только о том, что в кабинетных сражениях милевцы по прежнему не имеют себе равных.
Ми-28 это тупик, предел модернизации Ми-8, позорно содранный с американского Апача, а Ка-50 - прорыв в 21 век с огромным резервом развития.
Для подтверждения этих выводов следует обратиться к фактам.
Согласно данным полученным еще на кафедре тактики армейской авиации,известно,что в Афганском конфликте было потеряно около 330 вертолетов, при этом до 50% потерь в той или иной степени имели место не от поражающих средств противника, а в связи с недостаточным опытом полетов в условиях Афганистана. Это означает, что милевские вертолеты не прощали пилотам ошибок в условиях высоких температур, разряженного воздуха и максимальной боевой нагрузки. Низкий КПД несущей системы одновинтового вертолета(особенно перетяжеленного, к которым относятся Ми-24 и Ми-28) влечет "хроническую" нехватку располагаемой мощности и как следствие повышенную аварийность.
Любой курсант вертолетного училища подтвердит, что при привышении температуры воздуха выше 30 гр. учебные полеты на Ми-24 и Ми-8 отбивают. Причина та-же. недостаток располагаемой мощности.
Вывод: боевой вертолет, на высотах 200м над уровнем моря, с неполной заправкой, без боевой нагрузки, при температуре выше 30 гр. становится опасным для курсанта. Что-же говорить о полетах в более сложных условиях.
Авторы статьи предположительно высказываются о якобы повышенной опасности соосного винта при боевом повреждении, при этом умалчивают о том, что в Чечне один из Ка-50 получив боевые повреждения не двигателя, а несущего винта благополучно вернулся на базу и 21 день простоял ожидая новый комплект лопастей.
При этом авторы расписывая геройские боевые будни Ми-24 упорно забывают перечислить ограничения одновинтовых вертолетов, привышение которых много раз приводили к тяжелым последствиям.
Например:
1. Ограничение по скорости взятия ручки управления на себя не более 5 гр/сек, - превышение данного ограничения влечет возникновение "ПОДХВАТА" - неуправляемого увеличения тангажа.
Действительно, при наличии достаточной высоты и грамотных действиях пилота режим подхвата не опасен, однако при отсутствии указанных условий или в боевой обстановке ( пример в воздушном бою) последствия могут быть крайне неприятными.
2. Ограничение угловой скорости педального разворота на висении и малых скоростях - не более 18 гр/сек, продиктовано угрозой попадания вертолета в режим "вихревого кольца" рулевого винта - крайне опасный режим, когда рулевой винт сохраняя обороты и угол установки практически не создает тягу, в результате чего вертолет начинает неуправляемое вращение влево с потерей высоты.
Все перечисленные ограничения абсолютно неактуальны для Ка-50.
Одним из наиболее распространенных аргументов противников Ка-50 является сомнение в надежности соосной несущей системы по условиям схлестывания лопастей, однако статистика свидетельствует о том, что практически все случаи схлестывания лопастей имели место в результате многократных (в 2.5 и более раз) превышений ограничений и как правело нескольких одновременно.
При этом необходимо отметить, что реальная статистика аварий одновинтовых вертолетов в мирное время, вызванных перерубанием хвостовой балки, частичным или полным оказом рулевого управления по иным причинам привела бы в шок любого неангажированного сторонника Ми-28, а в боевых условиях тем более.
По маневренности, Ми-28 не конкурент "Черной Акуле".
Достаточно сравнить вертолеты по скороподьемности :
на высоте 2000 м Ми-28 - 6 м/сек.
Ка- 50 - свыше 10 м/сек. в Чечне при выполнении боевой задачи Ка-50 показал скороподьемность 30 м/сек.
По запасу модернизации:
Редуктор Ка-50 (ВР-80) заранее расчитан на установку более мощного двигателя.
Трансмиссия Ми-28 по условиям прочности не расчитана на повышение мощности двигателей.
По эффективности неуправляемого оружия:
Предельная прицельная дальность неуправляемых ракет С-8 и пушки 2А42 на Ми-28 не превышает 2000м.
При этом прицельная дальность тех же видов вооружений на Ка-50 составляет соответственно 3500 м и 4000 м.
Имеет смысл отметить, что в критиканском запале Авторы договорились до того, что в одной из порочащих Ка-50 статей в качестве недостатка указали наличие у Ка-50 катапультной системы, при этом в красках расписывая реализованный на Ми-28 комплекс мер по защите экипажа при падении вертолета, который кстати реализован и на Ка-50.
Однако уважаемые "независимые" специалисты в который раз забыли упомянуть, что в большинстве случаев, сбитый в бою вертолет, особенно если повреждено рулевое управление не сможет сохранить углы тангажа и крена,необходимые для проявления защитного эффекта, указанных мер.
Поэтому в большинстве случаев боевого поражения вертолетов единственственным шансом на спасение экипажа является катапультироемое кпесло.
Приведенные выше аргументы в подтверждение значительного превосходства Ка-50 над Ми-28 не являются исчерпывающими, на самом деле их значительно больше.

P.S. Можно понять позицию летчиков испытателей МВЗ, МКБ, для которых Ми-28 больше чем просто машина, но как понять боевых генералов, которые благодаря своему опыту не могут не знать истинного положения вещей.


Иванов Виктор
сообщение оставлено 24.02.2008 в 0:18
 

Ми-24 благодаря грузовому можно также использовать как десантный вертолет, и для эвакуации раненых, и проч., что расширяет спектр его задач и позволяет более тесно использовать его во взаимодействии с пехотой/десантом/спецназом на поле боя. Ка-50 (52) получается более ограниченным в этом отношении, однако он, кажется и не является вертолетом непосредственной огневой поддержки войск на поле боя. Его электроника, возможность группового взаимодействия и проч. по идее должны позволять ему выступать в роли ударного вертолета, охотника за танками и т. п.


Иванов Иван Иваныч
сообщение оставлено 08.03.2008 в 11:17
 

Ми-28Н Лучший ударный вертолет из имеющихся в наличии, по ЛТХ существенно превосходит Ка-52 и не имеет ограничений по пилотированию как широко распеаренный в ельцинские годы Ка-50.


Горохов Сергей Александрович
сообщение оставлено 12.03.2008 в 15:23
 

Летать на одноместном боевом вертолете примерно тоже самое,что управлять мотоциклом на горной дороге и одновременно вести прицельную стрельбу.Считаю существенным недостатком Ка-50 ,это расположение 30-и мм пушки по правому борту вертолета.Для поражения целей слева приходится разворачивать весь вертолет.На Ми-28 пушка расположена на днище и имеет возможность менять угол обстрела независимо от направления полета.И ещё много существенных отличий в пользу Ми-28. А катапульту на вертолете в КБ Миля испытывал ещё Гарнаев и уже тогда пришли к мнению,что катапульта на вертолете нецелесообразна.Ми-28 нужен был еще вчера.Кому то очень выгодно ,что бы эта машина небыла на вооружении.


Кульмашев Данил
сообщение оставлено 14.03.2008 в 15:01
 

Главкомы "рубили" и самолеты, и тут попахивает интересами из вне..... а жить то хотят красиво (корупция рулит)


Ильевич Денис
сообщение оставлено 09.04.2008 в 12:54
 

Генералам ветеранам респект, но Ми-24 и 28 проиграли в 80-ых соревнования с 50-ым. При том за "Акулу" выступили сам Кутахов и Павлов. Потом эти генералы сами-то не летали на Ка-50, кстати если 28-ой такой хороший почему он на равне с "Акулой" не проходил испытаний в Чечне. А вообще скажу, что Милевские машины это "утюги" расчитанные на на несение ударов на равнинной местности. У 28-го маневренность никакая, шасси не убираются, хвостовая балка уязвима, пушка в носовой самой вибрирующей части вертолета, аэродинамические формы полный отстой. Какая нафиг маневренность в горных условиях. Короче ужас! Но вопрос с поставками вертолетов Ми или Ка это действительно бизнес вопрос нежели беспокойство о военных. Хочу сказать, что летчики ветераны врут в наглую. На высотных аэродромах Афгана выше 2300 над уровнем моря работали только Ми-8. Тот же Ка-29 в Афганистане был. Свидетельства очевидцев. Применялся как транспортник и как ударный. 4-6 блоков НАР при высоте зависания 4.000 и 4,5 тыс. метров. Камов рулит. Кстати те же 8, 24 и 28 из-за ограниченности в маневренности после нанесения удара проскакивают над целью и возвращаются обратно очень долго, а вопрос времени возврата для нового поражения цели это вопрос солдатских жизней.


Егор Ермилов
сообщение оставлено 11.04.2008 в 10:01
 

Сравнительные испытания проведенные в 80-х, однозначно показали преимущества Ми-28. По их итогам Ми-28 имел выполненных 24 зачетных пуска, Ка-50 только 9. Суть испытаний было подтверждений заявленных характеристик, причем в рамках ограниченной по срокам программе сравнительных испытаний. Сроки эти несколько раз, по просьбе Камовцев переносились, но даже к концу программы Ка-50 не выполнил и не подтвердил заявленного диапазона боевого применения. Да решение было принято в пользу Ка-50, но это было решение именно лобби Камовской фирмы. Достаточно было иметь руководителем испытаний на полигоне своего человека, ставшего впоследствии замом Генерального КБ и тщательно выполнить заказ маршала-истребителя, который, цитирую почти дословно в свое время изрек: "А на хрена там два члена экипажа. Я всю войну провоевал один на истребителе, и скорость у меня в два раза больше, чем у вертолета была, и ничего, живой". При Ельцине же в 90-х было много всего и дирижирование пьяным оркестром, мочеиспускание на трап самолета, принятие на вооружение Ка-50 и т.д. С момента окончания конкурса в 1986 году до развала страны прошло 5 лет, за это время далее экспериментальной серии у Ка-50 дело не пошло, хотя деньги под это были выделены. Единственный Ка-52, представляющий по сути летающую лабораторию с небронированной кабиной и невыразительными ЛТХ по состоянию и по необходимым затратам на доведении до серии с учетом требований военных - значительно хуже Ми-28, для проведения только летных испытаний необходимо иметь 3-4 машины.

А все проблемы Ми-28 в основном существуют только в легендах интернета и не имеют никакого реального обоснования, за исключением желания раздуть из мухи слона. Например, говорить о якобы недостаточной маневренность 28, приводя в пример Ми-24 могут только полные профаны, т.к. угловая скорость вращения на висении Ми-28 в пять раз выше Ми-24 (90 гр/сек, 18 гр/сек) Неплохо бы знать что в отличие от Ка-50, который не может делать прямую петлю и бочку, для Ми-28 нет подобных ограничений по крену и тангажу, поэтому он их с легкостью выполняет. Нелишне будет также напомнить ламерам, что динамический потолок у Ми-28 выше, чем у конкурента, так что проблем в горах для Ми-28 просто не существует.


Селезнев Олег Борсович
сообщение оставлено 25.04.2008 в 18:03
 

Всё это прекрасно и замечательно. Лично я считаю, что нельзя путать флотскую и армейскую авиацию, т.к. решаемые ими задачи разнятся очень сильно.

Армейская фронтовая авиация всегда выполняла только одну задачу - поддержку пехоты и уничтожение боевой техники противника на ровной местности в прямой видимости. Для этой задачи вполне могут подходить вертолёты "Миля" Ми-8, Ми-24 и Ми-28. Для высадки небольших групп деверсантов - только Ми-8 и Ми-24.

Морская авиация выполняла и выполняет много задач - поиск и уничтожение кораблей, дозорно-патрульные и сторожевые функции, спасение на воде, поддержка морской пехоты при высадке на различные виды побережий и уничтожение линий береговой обороны с дальних дестанций. Для таких сложных задач могут подходить только вертолёты "Камова" - Ка-29, Ка-32, Ка-37 и Ка-50/52. Кроме того, для высадки малых групп диверсантов - только Ка-32 и Ка 37.

При ретираде с места боя на корабль легко могут сесть только Ка-50/52, для Ми-24/28 - это сложно, особенно при волнении.

Моё личное мнение: для ВВС нужны и Ми-28, и Ка-50/52, а для ВМФ - Ка-50/52.


Пупкин Василий
сообщение оставлено 22.05.2008 в 3:45
 

Интересно, что критика на к-50 исходит от военных которые лично этот к-50 не пилотировали

Отзывы летчиков летавших на к-50
http://www.rosprom.gov.ru/news.php?id=2063

История создания
http://www.rossija.ca/topic.aspx?tid=1521

Если вспомнить историю авиации, то переход на новое вооружение и тактику всегда давался с большим трудом. Причина тому закостенелость и неприятие нового как летчиками так и летным командованием.

Так например на довоенном стребителе И16 (лучшем в мире на момент серийного выпуска и устаревший через 4 года) летчики сначала боялись летать. Были созданы специальные группы из опытных летчиков которые разезжали по частям и показывали возможности этого самолета.

А сколько пришлось преодолеть Покрышкину, чтобы его тактика ведения боя на вертикалях была признана командованием? С каким рвением командиры разных уровней защищали устаревший способ ведения боя на виражах расчитаный еще на старые медленные но маневренные бипланы?

Но все это было тогда, в советском союзе, где небыло как сейчас экономического интереса отдельных личностей и больших корпораций. Иначе как объснить то, что ми28 проигравший комплексные испытания к 95 году был принят на вооружение, а в наше время уже сильно переработаный ми28Н принимают на вооружение даже без проведения комплексных соревновательных испытаний.


Кузнецов Григорий
сообщение оставлено 27.05.2008 в 12:34
 

В своё время в ВВС я имел звание полковника и руководил сравнительными испытаниями двух боевых вертолетов, проведённых в 80-х годах на Гороховецком Полигоне и я, используя служебное положение, неоднократно фальсифицировал отчёты Генералитету в пользу ОКБ Камова, это выражалось и в стрельбах и в полётах по обнаружению и распознаванию главных целей, поскольку мне была обещана должность Заместителя Генерального Конструктора фирмы Камов. Которую я в последствии и получил. Да-да, сейчас это многим известно и проверяемо. Но в то время, даже при моём участие было сложновато, так как тогда (и сейчас, увы) к сожалению для военных-заказчиков (а для нас тогда именно к счастью) было заранее понятно, что без второго члена экипажа, даже самая совершенная боевая единица будет несоответствать реальным заявленным характеристикам и неспособна вследствии этого, решать все необходимые для ударного вертолета задачи, и наша проблема значительно осложнялась.) Главным плюсом для нас была позиция Маршала-истребителя П.Кутахова, которому очень понравилось изделие КБ Камова - одноместный вертолет, изделие 800., но, говоря откровенно, позиция Главкома это было далеко не всё. Это было недостаточно для абсолютной и безаговорочной победы. Абсолютной же победой будущего Ка-50 стала женитьба между сыном Главного Конструктора Камовской фирмы С.В.Михеева и дочерью в то время действующего Министра Авиационной Промышленности г-на А.С. Сысцова! Железные факты, которые никто и ничто не может оспорить. Именно это было асбсолютной Победой Вервольфа для западных специалистов и Чёрной Акулы впоследствии для наших. Про позорный натовский Hokum никто и знать незнал. А главный его конкурент с почему-то чересчур для "проигравшего" громким именем Havoc( Опустошитель, это очень пародоксально, но натовские ребята не смотря на все уловки видать сразу поняли ху из ху!!!) Но он почему-то продолжал жить... Это конкурент "лучшего в мире". Как ненавистный покойник, которого изничтожали всеми доступными способами, но не тем не менее как будто какая-то последняя жилка продолжала функционировать... Впрочем имело ли это значение, когда рухнувшая страна начала погребать и Победителя, со всеми обеспечившими триумф функционерами, неговоря уже про закопанного всем правдами и неправдами злосчастного конкурента?!


Кузнецов Григорий
сообщение оставлено 27.05.2008 в 12:46
 

Впрочем не будем о печальном, о "победах" как техники пусть и красивой и удачно распиаренной во времена Б.Н. Ельцина неплохого всё-таки человека, принёсшего как звание Героя России с золотой Звездой руководителю нашей фирмы, но кому-то увы, не принёсшей ничего совсем. Будем говорить об практических делах.

Итак, во время практических испытаний, для обнаружения потенциальной вражеской техники на Полигоне, а мы не забываем, что вертолеты Ка-50 и Ми-28 создавались в СССР именно как противотанковые. Была выделена необходимая бронетехника, а именно танки, которые нужно было обнаружить Ситуация было прямо так скажем непростая, как при большой войне между Европой и Советским Союзом , ну во всяком случае имитировалась подобным образом военными специалистами. Заходы на директриссу обнаружения выполнялись с различных направлений либо по прямой, либо с разворотом до 90 градусов, вдоль границы полигона. На каждой высоте выполнялось по 10 заходов, после чего высота полета уменьшалась и выполнялись следующие 10 заходов. Предполагалось определить минимальную высоту, на которой экипаж в состоянии обнаружить цель. Летали летчики с Чкаловской, так что врядли, у кого-либо могут возникнуть сомнения в их уровне подготовки.

По результатам, на высоте тридцати метров пилот Ка-50 смог обнаружить только 3 цели из 10. Экипаж из двух человек на Ми-28 на этой же высоте обнаружил 10 целей из 10, выполняя далее полёты на высоте 20 и 15 м. На высоте в пятнадцать метров удалось обнаружить 8 из 10 целей. В общем цель этих всех действий была направлена на обнаружение военных целей- бронетехники противника в в условиях активных помех в виде взрывов, задымлённости, ложных целей при воздействия ПВО.

В 1986 году была проведена коплексная оценка противотанкового вооружения Ми-28: произведено 39 пусков ПТУР (28 - "Атака" и 11 - "Штурм"). Из 25 зачётных на точность пусков получено 23 попадания в цель. Максимальная - 6000 метров. Хотя я в докладе существенно принизил оценки конкурирующего вертолета Ми-28 на 700 метров, надеясь на лучшее в нашу пользу.

Однако в докладе Руководителя Камовского КБ, констатировалось выполнение на Ка-50 всего 20 полетов, из них только 9 оказались зачётными. Да, мне казалось что это был конец. Из 12 пусков УР получено не более 6 прямых попаданий в цель на дальностях от 800 до 6000 метров как-то требовало ТТЗ. Но к счастью, мне удалось успешно объяснить наши минусы отказами опытных ПТУР, ошибками пилотирования и сбоем в работ бортового электронного оборудования. К тому же лояльный нам Министр Авиационной промышленности хорошо помогал нам всё время на развитие проекта. И все подписи влиятельных чиновников были за нас. Мы выиграли.

Сейчас, когда наибольшее развитие получил совсем другой вертолётный проект Ми-28Н, это хоть справедливо и правильно, но может быть не совсем разумно, я всё-равно вынужден раскаяться по причине того, что кроме нищенской пенсии я ничего в конце-концов со своих деяний не получил, хотя были огромные надежды на запуск в серию, развитие и массовую эксплуатацию нашего образца...


тайченачев владимир дмитриевич
сообщение оставлено 30.10.2008 в 7:32
 

вот и поди разберись кто прав и кто виноват. Это сильно напоминает ситуацию "Наши образцы не уступают мировым аналогам" Проблема только в том, чт о аналога мало кто видел. Миром правят деньги и это печально. Видимо порядочные люди в этом мире скоро вымрут как мамонты. Им жить противопоказано имхо


Смирнов Андрей
сообщение оставлено 24.12.2008 в 3:22
 

Пиар старого Ми-24!!!! С каких это пор, он вертолёт огневой поддержки - да за отсутствием таковых! Ми -28 и Ка -50, после Афгана сделали, да и в Чечне Ми - 28 не применялся, а Ка -50 испытания (в бою) проходил, вот "по старинке" дрались Ми- 24. Ми - 24 десантный и сравнивать его с ударным- что БТР с танком! С таким успехом, автор статьи мог написать, что разведчиков спасли пара БТРов - нам ненужны танки. И ещё добавлю, вертолет поддержки должен стрелять по врагам, а не круги наматывать и на врагов любоваться! Двух пилотный Ка- 52 (улучшенная версия Ка -50). по боевым характеристикам, Ми -28 за пояс заткнет. Просто Ми -28 стоят дешевле. По испытания на полионе, что то заврался сосем.


Смирнов Андрей
сообщение оставлено 24.12.2008 в 3:29
 

Чуть не забыл! Собственно Ми- 28 и создавали, чтоб Ми-24 сделать чисто десантным, а не десантнобоевым.


Дмитрий Паршин
сообщение оставлено 06.01.2009 в 16:40
 

По летным характеристикам нынешние Ми-28Н и Ка-52 очень похожи, но по боевой нагрузке и особенно бронированию Ми-28 гораздо лучше.


глядя со стороны
сообщение оставлено 26.06.2009 в 22:00
 

я лично думаю, что ето умело манипулируемый извне саботаж.
ка-50 практически превосходит американский апач и снимает с повестки дня американское превосходство в воздухе (для вертолетов).
амеры заинтересованы в торпедировании етого проекта.
то что в МО есть предатели наглядно показала чеченская война. да просто продажных дубов достаточно..
ми28 ето папьемаше склееное на скорую руку пока саботировали ка-50.
ни по каким показателям ми28 даже не приближается к апачу... разумеется ми пошел в серию, а ка50 зарублен..
ка52 ето тоже шаг назад.
ка52 создавался как тренировочный, а не как боевой.
уже поетому его характеристики хуже апача.

мое мнение - саботаж.



тоже со стороны
сообщение оставлено 26.07.2009 в 13:49
 

Вот откель у нас в стране столько идиотов? В этом и корень всех наших бед. В кои-то веки возобладал наконец здравый смысл выпускать двухместные современные ночные вертолеты вместо морально устаревшего дневного Ка-50, созданного по провальной концепции, который амерскому Апачу даже двадцатилетней давности и в подметки не годился. Так нет же, - ночные и всепогодные Ка-52 и Ми-28 не душе, подавай дурачкам одноместный полтинник, который мало того что без внешнего целеуказания полный нуль так еще и в Чечне обосрался. Вот PRовcкий мыльный пузырь под названием Ка-50 в качестве основного вертолета при подонке и предателе Ельцине и был опасный для Родины саботаж, а сейчас порядок потихоньку пытаются восстановить.


в догонку к сказаному
сообщение оставлено 23.08.2009 в 23:12
 

То что, Ка-50 в Чечне обосрался - это точно. Если бы это было иначе, не сопровождался бы каждый его полет (и только днем) там парой Ми-24 в качестве прикрытия. "Отцы-командиры" боялись как бы с ним ничего не случилось и с облегчением вздохнули, когда эти "испытания" закончились. Любой летчик находившийся там в это время подтвердит! А наградили - так положено за испытания награждать)))


Долгов Дмитрий Игоревич
сообщение оставлено 05.12.2009 в 20:26
 

Здраствуйте люди добрые!!! Прошу простить если мои слова кого то обидят!!! В данное статье как и во многих стотьях я просто увидел пиар Ми 24. Не спорю для своего времени он был достойным вертолет но увы время идет и сейчас век электроники и кибернетики. Почему не достичь автомотизма и сохранить человеческие жизни. Я не противник вертолет 2 местной системы но я за то что уменьшить количество потерь. Ка 50 и его дальнейшие развитие Ка 52 проекты будущего и надежная замена Ми 24. Да согласен дорогие проекты но они этого стоят!!! Странно что у нас привыкли жить по системе зачем новое если есть старое но ведь любая вещь старая имеет свой ресурс и как ты ее не пичкай она старая. Я удивляюсь тому что Россия богатая страна а привыкли жить по системе то что стоит 5 руб и на это спишут 20 руб и еще скажут что это копейки. У нас всегда были люди каторые смотрели на запад и призывали копировать проекты так было и с Миг 15. Пытались копировать его конкурента и даже постоили КБ для этого. Ми 28 и его дальнейшие развитие Ми 28Н это копия Американского проекта Apach AH 64. На это я скажу что надо жить своей головой и не смотреть не куда а насчет принятие и выделение средств на проекты Ка 50 Ка 52 Ми 28Н просто надо устроить реальную проверку им. Просто кинуть в бой реальный как Ми 24 и все будет понятно. Так что будем ждать что будет в будущем с нашей армией.


Aleksandr XIII
сообщение оставлено 07.09.2010 в 15:52
 

Почему автор статьи не приводит доводы противоположной стороны, где имеются не менее авторитетные личности? (например: http://www.redstar.ru/2006/06/20_06/3_01.html) К тому же амеры (к стати далеко не дураки в области разработок ВПК) уже вовсю тестируют свой новый СООСНЫЙ вертолет Sikorsky Х2 (за счет "толкающего" винта уже достигли скорости 416 км\ч и планирую достич 460 км\ч), который в будущем будет также как и Ка-50 обладать сверхманевренностью. (Вопрос: почему амеры, имея за последние 15 лет колоссальный БОЕВОЙ опыт применения вертолетов, вдруг обратили внимание на "ненадежную" и "неперспективную" соосную схему). P.S.: лично мое мнение - проблемы имеют обе схемы винтокрылых машин, но право на дальнейшее развитие и жизнь в ВС России имеют обе машины (Ми-28Н и Ка-50Ш/Ка-52), а проблемы необходимо решать.


петряев иван
сообщение оставлено 20.09.2010 в 19:46
 

бессовестный пиар ми-24 с вставками спорных по достоверности моментов. Мой товарищ, будучи военнослужащим 67-й бригады спецназ, принимал участие в том бою на Сунженском хребте. Что-то Шаманова и К. он там не помнит. А подбитый БТР - БТР группы подкрепления, которая смогла пробиться к основной группе[основная разведгруппа в количестве 11-ти человек вела разведку местности на подходах к Грозному, обнаружила укрепрайон духов, при его обследовании была обнаружена и практически сразу окружена] приблизительно часа через четыре - пять. Каким же маршрутом командование добиралось на вертушках в течении 4-5 часов если учесть, что размеры чечни примерно 100 на 170 км.


чайников профан
сообщение оставлено 13.11.2010 в 18:54
 

Зачем все эти разборки и взаимные обвинения?
Пусть будут обе марки вертолетов, если есть в них потребность.
Я в вертолетах не разбираюсь, но в войнах (Афган и Чечня) они многих российских ребят спасли.
Просто хотелось бы, чтобы они были не военные, а мирные - например, использовались в сельском хозяйстве, туризме, геологии, медицине (в смысле скорой помощи). Хватит воевать, надо жизнь налаживать.


Беляев Виталий Николаевич
сообщение оставлено 10.12.2010 в 22:19
 

А.Н.Туполев говорил: «Красивый самолет и летать будет красиво». Ми-28 напоминает мне кошёлку, а сзади вместо сказочной метлы - хвостовая балка с винтом. Ка-50: вертолет – красавец! «Не ночной охотник » - предельно устаревший и сточки зрения маневренности, и главное, по противотанковому вооружению: «Боевые возможности вертолета Ми-28Н преувеличены. Главные недостатки – устаревшее вооружение и отсталая электроника
2009-03-13 / Михаил Растопшин - кандидат технических наук» и «АвиаПорт.Ru / Дайджест / Машина для камикадзе»:«К сожалению, складывается впечатление, что в настоящее время в КБМ и МВЗ имени М.Л.Миля исчерпали потенциал советского наследия. Недопустимо создавать малоэффективное оружие и прикрывать его недостатки».
Кстати, с вооружения «Черную Акулу» снял сам Верховный В.В.Путин: «АвиаПорт.Ru Опубликовано: 05.04.2010, 10:22. УВЕРЕННОСТЬ В БУДУЩЕМ. «Личное участие президента Российской Федерации Владимира Путина вывело и МВЗ, и все отечественное вертолетостроение на сегодняшние позиции. Путин дал поручение помочь МВЗ (нас пытались обанкротить, если вы помните), причем помочь не какими-то денежными вливаниями, нам просто был дан гособоронзаказ Ген.конструктор Алексей Самусенко» Они сами себя стараются. «обанкротить»:
Пора вспомнить о судах над вредителями
Вот что нам поведал генеральный директор ОАО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев:
«И вот опять – по техническому заданию фирмы «Миль» мы сделали уникальный вертолетный двигатель ТВ3-117ВМА-СБМ1В. Была куча проблем! Мы их решили.
Но вдруг в России все изменилось. Руководители-милевцы от своих подписей стали отказываться. Я решил спасать этот двигатель на украинской территории. Поставили его на вертолет МИ-8 МТВ. Под Конотоп посмотреть на рекордный полет примчались даже польские специалисты. Но россияне приехать наотрез отказались. Профессионалам, конечно, было бы интересно, но, видно, «сверху» не разрешили.

Было видно, как вертолет поднимается, причем вертикально! На высоту 8100 метров за 13 минут. Это в два раза перекрывает нормативную скорость подъема. Выше, быстрее – было девизом еще советской авиации. Что очень важно для военных – быстро поднять вертолет с ранеными, бойцами, военной техникой. В разработке техзадания на этот двигатель принимал участие Герой Советского Союза, генерал-полковник Виталий Павлов (с 1990 по 2002 г. – командующий армейской авиацией РФ), летчик, прошедший Афганистан. Он тогда мне говорил: основная проблема в Афганистане заключалось в том, что наши вертолеты не могут преодолеть за один заход афганские горы. А там они относительно невысокие – до 5 км. Поднимается вертолет на 1200 м и делает паузу, охлаждает турбину минут десять. Тут его душманы и сбивают из гранатомета. И сегодня все вертолеты ВВС России имеют такую же особенность. Военным этот новый двигатель до зарезу нужен».
Аргументы Недели, 19 сентября 2010 года
Новое не востребовано


Беляев Виталий Николаевич
сообщение оставлено 10.12.2010 в 22:29
 

К сожалению, уже устарел и выдающийся Ка-50. Американцы испытывают высокоскоростной "Сикорский Х2". Фирма Сикорского эти работы ведет на свои деньги. У нашего советского С.В.Михеева таких денег нет и должно помогать государство, тогда высокоскоростной Ка-92 выйдет на трассы быстрее "Х2", но россиянские Правители помогают Боингам, Фалькомам, Агустам, Еврокоптерам, а для Российского Авиапрома - увы?


Силко Алексей
сообщение оставлено 13.05.2011 в 17:17
 

Не устарел Ка-50. Американские проекты это только проекты и уже не чистого вертолета, а своеобразного гибрида. Что касается генерала Павлова, то при всем уважении, генерал Советской и Российской Армии превратился в заместителя генерального директора Росвертол, именно этим вероятно и объясняется такое резкое изменение позиции. Не правильно, когда узко коммерческие интересы перевешивают общегосударственные.


Беляев Виталий Николаевич
сообщение оставлено 12.10.2011 в 13:29
 

Вы правы и по Ка-50? и по генералу. Мне, как вертолетчику, стыдно за враньё, которое исходит от коммерсанта Павлова. Надо полагать, что ему специально предложили красивую должность на Роствертоле, потому как он по специальности - летчик, но не строитель вертолетов.


k d i
сообщение оставлено 18.12.2011 в 12:28
 

По мне сравнивать эти вертолёты это примерно так: Ми-28 как навороченный калькулятор, Ка-52(или 50) как простой компьютер. У всего свои недостатки и плюсы. Ми-28 устаревший морально вертолёт, похожий вертолёт свой американцы уже на списание, есть более новые и навароченные. Посмотрим Ка-50 одноместный верталёт, нового покаления, и мне кажется он больше подходит для высокоточного поражения всего и вся на растоянии, или нанесения внезапных ударов. гдето читал что конструкция рамы вертолёта вполне может себе позволить и второго пилота за спиной первого, да и если электронику подновить то вообще может полностью сам вертолёт гойцать без участия пилота, даже как опять же читал что в ка есть в автопилоте такой прикол что может сам вернутся на базу или докуда сможет дотянуть. В общем после модернизации вполне сможет себя показать. сейчас лучшие технологии и после доработки будет плясать. А Ка 52 может сделать так что второй пилот не надобен будет да и он не как боевой, а как командный и просто оружие повесили. Вертолёт Ми уже достиг поталка в своём развитии. Дальше надо полностью конструкцию переделывать в общем создовать новый вертолёт. Во всех и Ми-28 и Ка-50 и Ка-52, имеются свои плюсы и минусы. так что сказать что лучше что хуже трудно. проще сказать они дополняют друг друга.


Опубликуйте свой комментарий

Фамилия:*
Имя:*
Отчество:
E-mail:
Ваш комментарий:
Отправить >>
Подписка на новости машиностроения
Для подписки на почтовую рассылку Вам необходимо войти или зарегистрироваться.

Последний выпуск
 Машиностроение в России   |   Машиностроение в мире   |   Технологии и методики   |   Программные и технические решения   |   Технологии будущего   |   Интервью   |   Опросы    |   Мнения пользователей 
© 2018 Портал машиностроения