"АвтоВАЗ" получит свободу

Андрей Сердечнов


Для лидера отечественного автомобилестроения может быть создана свободная экономическая зона

В конце прошлой недели Правительство Самарской области выступило за создание свободной экономической зоны для ОАО "АвтоВАЗ". По словам вице-губернатора Самарской области Сергея Сычева, статус особой экономической зоны даст "АвтоВАЗу" "выравнивание условий в сравнении с иностранными автопроизводителями и поставщиками" в части налогообложения и таможенного регулирования, а также создаст благоприятные условия для внедрения новых технологий. В Объединении автопроизводителей России считают, что, воспользовавшись льготами, "АвтоВАЗ" сможет наладить производство современных автокомплектующих в непосредственной близости от своего главного конвейера.

В минувший четверг под председательством вице-губернатора Самарской области Сергея Сычева состоялось совещание "О поддержке производителей автомобилей и автокомпонентов". "На нем рассматривались вопросы, связанные с постановлением Правительства РФ №166, по которому в невыгодные экономические условия ставятся отечественные автопроизводители, а также определение основных параметров проекта создания промышленно-производственной зоны", – сообщила пресс-служба Правительства Самарской области.

Эта инициатива возникла не на ровном месте. Дело в том, что в середине апреля 2005 г. Минпромэнерго, МЭРТ и Минфин подписали совместный приказ, определяющий понятие "промышленной сборки" и устанавливающий порядок применения данного понятия на территории Российской Федерации. По сути, этот документ стал последним штрихом к Постановлению № 166 "О внесении изменений в таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки". Соответственно, новый режим прихода иностранных автопроизводителей со своими предприятиями в нашу страну вступил в силу 15 апреля. Постановление предусматривает снижение до 3-5% или полную отмену ввозных пошлин на 61 позицию автодеталей, предназначенных для сборки автомобилей в России. А понятие "промышленная сборка" подразумевает, что юридическое лицо, организовавшее в России сборку автомобилей, берет на себя обязательства постепенно сокращать ввоз в страну комплектующих иностранного производства и поэтапно замещать их отечественными компонентами. По прогнозам, благодаря новым условиям работы для зарубежных автомобилестроителей в нашу страну придут со своими заводами еще не менее десяти автоконцернов (после решения министерств это уже сделала Toyota). Российские же автопроизводители в ответ на данную меру продолжили настаивать на том, что они нуждаются в государственной поддержке не меньше иностранцев.

Союзниками автозаводов стали власти регионов. "АвтоВАЗ" является бюджетообразующим предприятием области, 40% регионального валового продукта производится там, 120 тыс. человек работает на ВАЗе только в Тольятти, еще больше работают на предприятиях смежных отраслей. Важно, чтобы каждый житель области осознал – то, что хорошо для "АвтоВАЗа", хорошо для всей Самарской области", – заявил Сергей Сычев на совещании. На мероприятии было решено, что "АвтоВАЗ" совместно с областным Министерством экономического развития инвестиций и торговли разработают проект предложений по изменению таможенных пошлин и в июле – августе 2005 г. направят его в Правительство РФ. Также было решено в кратчайшие сроки отослать в Правительство РФ предварительную заявку о создании на территории Тольятти или Ставропольского района промышленно-производственной особой экономической зоны, которая "уравняет в правах отечественных и импортных автопроизводителей". Спешка, с которой в Самаре собираются подготовить свои предложения по параметрам свободной экономической зоны для лидера российского автопрома, не случайна. Федеральный закон об особых экономических зонах будет утвержден президентом РФ уже в ближайшее время. На этот статус уже претендуют 30 российских регионов, однако в этом году предполагается оформить лишь от четырех до десяти таких зон.

Хотя в совещании принимал участие первый вице-президент – первый заместитель генерального директора ОАО "АвтоВАЗ" Юрий Степанов, на самом предприятии о создании свободной экономической зоны говорят осторожно. "Предложение создать особую экономическую зону для "АвтоВАЗа" – это инициатива правительства области и конкретно г-на Сычева. И "АвтоВАЗ" считает некорректным комментировать эту инициативу вместо самого Сергея Сычева", – сказали RBC daily в дирекции по связям с общественностью "АвтоВАЗа". А в Минэкономразвития РФ, куда, собственно, и будут направлены предложения Правительства Самарской области и заявка на создание свободной экономической зоны, RBC daily сообщили, что решения, принятые руководством области, пока являются, по сути, лишь заявлениями о намерениях, и пока в распоряжении министерства нет соответствующих документов, комментировать их содержание было бы преждевременно.

Между тем в Объединении автопроизводителей России (ОАР) полагают, что инициатива Правительства Самарской области – это желание реализовать давно анонсировавшийся "АвтоВАЗом" проект "Автомобильный индустриальный парк". "Его суть – в создании в Тольятти или в непосредственной близости от него предприятия, которое (в партнерстве с зарубежными компаниями, – RBC daily) занималось бы производством современных автокомпонентов и работало в режиме особой экономической зоны. Таким образом производство автокомпонентов будет действовать в режиме немедленной подачи запчастей на автопроизводство, – комментирует RBC daily ситуацию президент ОАР Евгений Левичев. – Это очень хорошая инициатива, которая, в случае ее одобрения российским правительством, будет реализовываться в рамках нового закона "Об особых экономических зонах в РФ". Хотя с подробностями последней редакции закона я пока не знаком, предположу, что предприятие, работающее в такой зоне, будет иметь налоговые послабления, сможет ввозить импортное оборудование без уплаты таможенных пошлин и т. д.".

Источник информации
Опубликовано 14.07.2005