ГАЗ уедет в страны третьего мира

Андрей Сердечнов


Не имея возможности наращивать продажи в России, ГАЗ делает ставку на реализацию автомобилей в странах третьего мира

ОАО "ГАЗ" подвело предварительные итоги работы в первом полугодии 2005 г. Как рассказали RBC daily на предприятии, с января по июнь было реализовано более 100 тыс. автомобилей ГАЗ, из которых 23 тыс. машин были проданы на экспорт. А всего в 2005 г. автозавод намерен поставить за рубеж 50,8 тыс. автомобилей. Таким образом, на экспорт придется примерно четверть всех произведенных предприятием автомобилей. ГАЗ не собирается останавливаться на достигнутом и к 2010 г. планирует продавать за рубеж уже минимум треть выпускаемых машин при предполагаемом годовом объеме производства в 300-350 тыс. автомобилей. По прогнозам, через несколько лет экспортные продажи станут одним из основных источников дохода предприятия, поскольку реализация газовских автомобилей внутри страны практически не будет увеличиваться.

На долю ОАО "ГАЗ" (входит в холдинг "РусПромАвто") приходится 6,5% легковых автомобилей, 55,6% грузовиков и 47,9% автобусов, выпускаемых в России. В 2004 г. ГАЗ выпустил и реализовал 231 тыс. 336 автомобилей и машинокомплектов. Доля экспорта в общем объеме продаж составила 19,3%. География экспортных продаж автозавода в 2004 г. выглядела следующим образом: 43% от общего их объема пришлось на Украину, 20% – на страны Ближнего Востока, 17% – на Казахстан, 8% – на Азербайджан, 5% – на Армению, по 2% – на Узбекистан и европейские страны, по 1% – на Таджикистан и страны СНГ и прочие страны дальнего зарубежья. В 2005 г. ГАЗ планирует произвести и продать 232 тыс. автомобилей и машинокомплектов. Из них 181,2 тыс. – на внутреннем рынке, 37,5 тыс. – в странах СНГ, 13,3 тыс. – на рынках дальнего зарубежья. В качестве наиболее перспективных рынков для продукции ГАЗа называются Турция, Ирак, ЮАР, Афганистан и Восточная Европа.

На самом предприятии говорят, что его продукция имеет ряд конкурентных преимуществ для зарубежных потребителей. "Во-первых, это простые автомобили, которые не требуют большой сервисной базы, в них меньше электроники, требования к их сервисному обслуживанию довольно скромные. Во-вторых, это, конечно, цена. Те же микроавтобусы "Газель" стоят на порядок меньше продукции зарубежных автоконцернов. Еще одно достоинство автомобилей ГАЗ – в том, что мы адаптируем их под требования заказчиков, оборудуя их в зависимости от ситуации двигателями Евро-3, заменяя некоторые комплектующие на импортные, устанавливая дополнительные системы охлаждения двигателя или оборудуя автомобили правым рулем, как это требует заказчик в ЮАР", – сказал RBC daily пресс-секретарь ОАО "ГАЗ" Сергей Луговой.

Потребность или хотя бы интерес к газовской продукции в ряде небогатых стран также существует. "Больше всего экспортируются "Газели", которые поставляются в основном в Турцию и ЮАР. На втором месте – грузовики ГАЗ-3307 и ГАЗ-3308, которые мы отправляем в Ирак. Затем идут "Волги", которые также главным образом поставляются в эту страну. Очень большой интерес проявляется сегодня к автомобилю "Тигр" (по предложению индийской стороны ГАЗ примет участие в тендере по поставкам автомобилей для индийской армии. На тендер ГАЗ представит армейский внедорожник "Тигр" с правым рулем" – RBC daily)", – говорит Сергей Луговой. По его словам, потребность стран СНГ в автомобилях ГАЗ сегодня также удовлетворена лишь частично. "Если рынки Украины и Белоруссии близки к тому уровню автомобилей, который мы реально сможем поставить им за год, то рынки азиатских стран, например Азербайджана, очень емки и перспективны, поэтому с этими государствами мы сейчас ведем активные переговоры об увеличении поставок, – говорит представитель автозавода. – Таким образом, к 2010 г. ГАЗ планирует выйти на уровень производства 300-350 автомобилей в год, и как минимум треть произведенных автомобилей продавать за рубеж".

Таким образом, предприятие практически признает, что ежегодный объем продаж его автомобилей в России за 5 ближайших лет существенно не увеличится. И если сегодня в России продается около 180 тыс. автомобилей в год, то к 2010 г. будет продано около 200 тыс. Причина такого положения вещей в том, что российский рынок полностью насытился газовскими автомобилями.

Поэтому аналитики с пониманием относятся к инициативе ГАЗа наращивать экспорт, добавляя впрочем, что принятие такого решения связано не только с насыщением рынка. "Очевидно, что в России спрос все больше смещается в сторону иномарок – импортных и произведенных здесь. Поэтому перед предприятиями, выпускающими отечественные автомобили, встала серьезная проблема – удержать объемы производства и иметь гарантированный объем сбыта в будущем. Намерение ГАЗа серьезно наращивать экспортные продажи – симптом того, что он с этой проблемой уже столкнулся, – комментирует RBC daily ситуацию Евгений Шаго, аналитик ГК "Регион". – А востребованность автомобилей ГАЗ странах третьего мира вполне объяснима. Та же "Волга" продается по 7 тыс. долл., то есть по цене, которую сложно представить себе у зарубежных производителей автомобилей такого класса. К тому же, на мой взгляд, она является самой надежной легковой машиной из разработанных в нашей стране. Неплохое соотношение "цена-качество" и у "Газели", поэтому на рынках небогатых стран она также имеет хорошие перспективы".

Солидарен с ним и представитель "АСМ-Холдинга". "ГАЗ в этом году практически не раскрывает информации об объеме производства и продаж вообще и с разбивкой по модельному ряду в частности. Поэтому судить о деятельности предприятия, в том числе и об объемах его продаж на экспорт, без достоверных цифр довольно сложно. Но если ГАЗу в условиях нынешнего роста продаж иномарок в России действительно удастся упрочить свои позиции на новых рынках сбыта, то за него можно будет только порадоваться", – сказал RBC daily Виктор Пашков, начальник аналитического отдела "АСМ-Холдинга".

Источник информации
Опубликовано 08.07.2005