Частные операторы на рынке железнодорожных грузовых перевозок


Михаил Бурмистров, руководитель отдела аналитики Информационно-консалтинговой компании "INFOLine"

Грузооборот железнодорожного транспорта России с 1995 года устойчиво растет, причем прирост оборота демонстрируют как частные операторы, так и ОАО "РЖД". При этом в последние годы наблюдается ускорение темпов прироста: так, в 2006 году прирост составил 5%, а в 2007 году – 7%.

Оценка и прогноз структуры рынка перевозок грузов в России (по грузообороту) на 2007-2010 гг.

  Участники рынка

Оценка

Прогноз

2007

2008

2009

2010

Холдинг ОАО "РЖД"

69,9

72,0

71,7

71,6

РЖД

63,6

57,8

51,0

47,4

Дочерние общества

6,3

14,2

20,7

24,6

в т.ч. Первая Грузовая компания (вагоны в оперировании)

1,0

8.8

14,9

18,4

Независимые компании (с учетом арендованных у ОАО "РЖД" вагонов)

30,1

28,0

28,3

28,4

Грузооборот всего

100,0

100,0

100,0

100,0

в т.ч. парка компаний-операторов

36,4

42,2

49,0

52,6

Источник: Проект финансового плана и инвестиционной программы ОАО "РЖД" до 2010 год

В структуре грузооборота железнодорожного транспорта доля независимых операторов после продолжительного периода роста (до 2006 года включительно) в 2007 году, по оценкам ОАО "РЖД", снизилась почти на 7%. Снижение доли независимых операторов произошло в результате реализации агрессивной стратегии компаниями, выделенными из состава ОАО "РЖД" в ходе реформирования (ОАО "Трансконтейнер", ОАО "Рефсервис"), а также компаниями, в которых ОАО "РЖД" является контролирующим акционером (ОАО "РейлТрансАвто") или владеет контрольной долей (ООО "Транслес").

Перераспределение рынка перевозок в пользу частных транспортных компаний в 2007 году завершилось, и компании с участием ОАО "РЖД" в капитале смогли усилить позиции на рынке перевозок ряда высокодоходных грузов: так, ОАО "РЖД" в 2007 году увеличило объем погрузки автомобилей на 30%, металлоконструкций – на 17,7%, машин и оборудования – на 13,7%. Кроме того, ОАО "РЖД" нарастило объем погрузки таких грузов, как зерно (рост на 25%), цемент (на 8,5%), удобрения (на 5,1%) и черные металлы (на 3,9%).

В целом опережающие темпы роста доли на рынке грузовых перевозок компаний, входящих в состав холдинга ОАО "РЖД", обусловлены предоставлением им приоритетного доступа к инфраструктуре ОАО "РЖД", льготных ставок аренды подвижного состава (например, ООО "Транслес"). При этом частные компании в ряде случаев оказываются неспособны эффективно конкурировать с компаниями, аффилированными с ОАО "РЖД", и их позиции на рынке перевозок скоропортящихся грузов, контейнеров, лесных грузов в 2007 году несколько ухудшились. Компании, аффилированные с ОАО "РЖД", не подпадают под государственное регулирование тарифа на перевозку грузов, и поэтому в течение 2007 года произошел резкий рост тарифов на перевозку контейнерных грузов и скоропортящихся грузов.

Таким образом, в настоящее время частные операторы сталкиваются с существенным усилением конкуренции, обусловленном выходом на рынок грузовых железнодорожных перевозок новых компаний операторов, входящих в состав холдинга ОАО "РЖД", которые располагают крупным парком подвижного состава и используют технологии оптимизации структуры перевозок за счет сокращения порожнего пробега и формирования логистических схем с использованием обратной загрузки вагонов, что ранее было одним из важнейших конкурентных преимуществ частных операторов перед ОАО "РЖД", чьи тарифы включают в себя стоимость возврата порожних вагонов после выгрузки в среднесетевом размере порожнего пробега.

Кроме того, компании, входящие в состав холдинга ОАО "РЖД" реализуют масштабные планы обновления парка подвижного состава, что обусловливает:

  • усиление конкуренции за клиента ввиду повышения качества услуг по перевозке грузов за счет улучшения состояния парка используемых операторами вагонов;
  • повышение конкуренций на рынке закупок подвижного состава ввиду опережающих темпов роста спроса на грузовые вагоны по сравнению с расширением производственных возможностей вагоностроительных предприятий России и Украины.

Таким образом, независимые операторы для сохранения конкурентных позиций вынуждены реализовывать комплекс мер по повышению качества обслуживания клиентов за счет расширения парка подвижного состава и повышения эффективности его использования, что требует диверсификации структуры финансирования инвестиционной программ посредством выхода на финансовые рынки в качестве эмитента и использования лизинговых схем, а также предоставления услуг в сфере организации мультимодальных перевозок, что является важным фактором, способствующим консолидации рынка.

В настоящее время на российском и международном финансовом рынке представлен ограниченный список эмитентов, являющихся независимыми операторами в сегменте железнодорожных грузовых перевозок: ОАО "Дальневосточная транспортная группа", ОАО "ММК-Транс", "Н-Транс" (ранее ГК "Северстальтранс"). Кроме того, на российском рынке облигаций представлено ОАО "РЖД" (4 выпуска на общую сумму 29 млрд. руб.) и ОАО "Трансконтейнер" (зарегистрирован выпуск облигаций на сумму 3 млрд. руб.).

Доля частных операторов в общем объеме размещенных ценных бумаг крайне невысока, что обусловлено низкой доходностью грузовых железнодорожных перевозок как вида бизнеса по сравнению, например, с морскими портами или терминалами, и значительными рисками изменения условий бизнеса в ходе реформирования железнодорожного транспорта, и соответственно, низкой привлекательностью ценных бумаг для потенциальных инвесторов, которые требуют от эмитентов высокой доходности (по состоянию на январь 2008 года доходность к погашению облигаций частных операторов составляет не менее 12,8% годовых). Поэтому размещение облигаций частными операторами на российском финансовом рынке остается крайне редким явлением и на 2008 год пока запланировано всего два размещения независимых операторов – второй выпуска облигаций ОАО "ДВТГ" и первый выпуск ООО "Фирма Трансгарант" (входит в состав Группы FESCO).

Ценные бумаги эмитентов, осуществляющих железнодорожные грузовые перевозки, находящиеся в обращении и планируемые по состоянию на январь 2008 года

Эмитент

Вид ценных бумаг

Размер эмиссии

Доходность к погашению /оферте, %

Дата размещения

Дата погашения

ОАО "РЖД"-03

облигации

4 млрд. руб.

6,73

08.12.2004

02.12.2009

ОАО "РЖД"-05

облигации

10 млрд. руб.

6,61

26.01.1006

22.01.2009

ОАО "РЖД"-06

облигации

10 млрд. руб.

7,06

16.11.2005

10.11.2010

ОАО "РЖД"-07

облигации

5 млрд. руб.

6,93

16.11.2005

10.11.2012

ОАО "РЖД"

еврооблигации

1,16 млрд. руб.

10,77

30.06.2006

30.06.2012

ОАО "РЖД"

еврооблигации

12,57 млрд. руб.

10,77

30.06.2006

30.06.2012

ГК "Северстальтранс"

еврооблигации

175 млн. долл.

9,19/17,19

15.06.2007

22.06.2010

"ММК-Трансфинанс" (ООО "ММК-Транс")

облигации

0,65 млрд. руб.

12,88

14.07.2005

10.07.2008

"ДВТГ-Финанс" (ОАО "ДВТГ")

облигации

1 млрд. руб.

12,95

07.08.2007

03.08.2010

"ДВТГ-Финанс"-2 (ОАО "ДВТГ")

облигации

5 млрд. руб.

2008

2013

ОАО "Трансконтейнер"

облигации

3 млрд. руб.

2008

2013

ООО "Фирма Трансгарант"

облигации

3 млрд. руб.

2008

2012

Источник: Информационно-консалтинговая компания "INFOLine"

При этом, начиная со II полугодия 2008 года, независимые транспортные компании окажутся в достаточно сложной ситуации с точки зрения выхода на российские и мировые финансовые рынки ввиду того, что ОАО "РЖД" планирует в 2008 году начать реализацию масштабной программы облигаций и еврооблигаций, а также осуществить размещение ценных бумаг дочерних компаний – ОАО "Трансконтейнер", ОАО "Рефсервис" и ОАО "Первая грузовая компания". Компании, сформированные в ходе реформирования ОАО "РЖД", также в 2008-2010 гг. планируют выход на финансовый рынок в качестве заемщиков, причем для потенциальных инвесторов эти компании будут существенно более привлекательными, по сравнению с частными операторами, ввиду более высокой доходности бизнеса, лидирующих позиций на рынке перевозок и принадлежности контрольного пакета их акций ОАО "РЖД", обусловливающей низкий уровень рискованности инвестиций.

Таким образом, частным операторам предстоит столкнуться с жесткой конкуренцией со стороны ОАО "РЖД" и его дочерних компаний при размещении ценных бумаг, в результате чего доходность ценных бумаг окажется высокой и, соответственно, привлекательность данного инструмента привлечения финансирования – низкой. Кроме того, фактически высокой привлекательностью для инвесторов частные операторы могут быть только в случае наличия у них активов в сфере терминального или портового бизнеса (ГК "Северстальтранс", "ДВТГ") или принадлежности их крупным мультимодальным транспортным компаниям ("Трансгарант", входящий в состав Группы Fesco ). Перспективы проведения IPO частных операторов в России – дело отдаленного будущего, и в течение ближайших двух лет возможно проведение IPO только ГК "Северстальтранс" или ГК " Fesco ", для которых железнодорожные перевозки являются только одним из направлений бизнеса, причем существенно менее доходным, чем терминальный и портовый бизнес. Поэтому большинство российских независимых операторов использует два основных инструмента финансирования инвестиций: лизинг для приобретения подвижного состава и банковское кредитование для финансирования прочих проектов и подобная ситуация сохранится еще как минимум на протяжении ближайших двух-трех лет.

Первое частное размещение ценных бумаг российских железнодорожных компаний произошло в конце января 2007 года, в результате чего 15% акций ОАО "Трансконтейнер" приобрели Европейский банк реконструкции и развития (9,25% уставного капитала), Moore Capital Management, LLC(2,5%), GLG Emerging Markets Fund (2,5%), Troika Dialog Investments Limited (0,75%) за 7,8 млрд. руб., что соотвествует капитализации всей компании на уровне 52 млрд. руб. В целом данное размещение можно считать достаточно успешным, однако до подведения итогов финансовой деятельности компании по МСФО за 2007 год, перспективы роста капитализации ОАО "Трансконтейнер" оценить достаточно сложно. В то же время ОАО "РЖД" уже в IV квартале 2008 года планирует провести публичное размещение на российской бирже до 30% акций ОАО "Трансконтейнер" и изменение капитализации в период между двумя размещениями будет важным критерием оценки эффективности бизнеса.

Создание в ходе реформирования ОАО "РЖД" новых компаний, занявших лидирующие позиции на рынках перевозки отдельных видов грузов, таких как ОАО "Трансконтейнер", ОАО "Рефсервис", а также ряда совместных предприятий (ООО "Транслес", "Русская тройка", "Рейлтрансавто") привело к существенному повышению конкуренции и, соответственно, снижению темпов роста грузооборота ряда частных операторов. В то же время повышение тарифов на перевозки контейнерных, скоропортящихся и лесных грузов в ходе их выхода из режима государственного регулирования позволило повысить доходы всех участников рынка. При этом финансовые показатели, например, ОАО "Трансконтейнер", в течение 2007 года существенно улучшились, и рентабельность по чистой прибыли по РСБУ за 9 месяцев 2007 года составила 10,6%, а по МСФО за первое полугодие – 13%, что лучше показателей большинства частных операторов:

  •   "Трансгарант" в I полугодии 2007 года – 13,7%;
  •   "ММК-транс" за 9 месяцев 2007 года – -5% (основной бизнес, без учета продажи активов);
  •   ГК "Северстальтранс" в 2006 году – 7,5% (по сегменту железнодорожных перевозок);
  •   "ДВТГ" в 2006 году – менее 1%.

Таким образом, в настоящее компании, созданные в ходе реформирования ОАО "РЖД", демонстрируют существенно более высокие темпы роста перевозок и изменения финансовых показателей, в то время как темпы роста перевозок большинства частных операторов растут незначительно (за исключением сегмента контейнерных перевозок, в котором частные операторы представлены сравнительно недавно и, соответственно, демонстрируют высокие темпы за счет эффекта "низкой базы"), а перспективы улучшения финансовых показателей связаны преимущественно с развитием терминального бизнеса и контейнерных перевозок, где конкуренция очень высока.

Основными факторами, оказывающими негативное влияние на конкуренцию в секторе железнодорожных перевозок, являются следующие:

  • монополия ОАО "РЖД" на владение ремонтной инфраструктурой, обусловливающая рост цен и дискриминацию частных операторов в сфере сроков и стоимости ремонта вагонного парка по сравнению с вагонами ОАО "РЖД" и аффилированных компаний. При этом реализация проектов строительства частных вагоноремонтных заводов и объектов ремонтной инфраструктуры в течение ближайших лет не приведет к существенному изменению ситуации;
  • аффилированность ОАО "РЖД" и ОАО "Трансмашхолдинг", которое является крупнейшим производителем продукции железнодорожного машиностроения в России и главным претендентом на приобретение ремонтных активов ОАО "РЖД";
  • отсутствие регламентирующих документов, позволяющих частным операторам развивать полноценную перевозочную деятельность, в результате чего структура тарифа на перевозки остается непрозрачной, а выделение локомотивной и инфраструктурной составляющей ОАО "РЖД" пока не осуществлено. В результате частные операторы сталкиваются с проблемой оценки сроков окупаемости инвестиционных проектов и невозможностью отразить в выручке весть объем вознаграждения за операторскую деятельность: так, в составе выручки отражается разница между вознаграждением за операторскую деятельность и тарифом ОАО «РЖД» за использование инфраструктуры и локомотивов, что негативно влияет на ее величину;
  • неопределенность в рамках текущей нормативной базы локомотивной составляющей тарифа, в связи с чем у частных операторов отсутствует возможность широкого использования собственной локомотивной тяги. При этом ограниченное использование собственных локомотивов некоторыми компаниями ("Балттрансервис" и "Трансойл") на маршрутах без перемены тяги, только подтверждает данный тезис. В результате приобретение локомотивов частными операторами в настоящее время экономически нецелесообразно;
  • непрозрачность, непрогнозируемость и негативные для частных изменения величины ставки аренды по некоторым видам подвижного состава, например, цистернам. В результате ввиду быстрого повышения цен на все виды подвижного состава и стоимости их обслуживания в 2004-2007 гг., обновление парка цистерн (кроме специализированных) частными операторами приостановилось;
  • высокие цены на подвижной состав и, следовательно, длительные сроки окупаемости новых вагонов, которые сохраняют тенденцию к росу;
  • ограниченное предложение на российском рынке ряда видов подвижного состава, в первую очередь полувагонов, цементовозов, автовозов и фитинговых платформ, а также преимущественная поставка данных видов подвижного состава российскими производителями для нужд ОАО "РЖД" и аффилированных с "РЖД" компаний.
Доклад "Частные операторы на рынке железнодорожных грузовых перевозок" подготовлен руководителем отдела аналитики Информационно-консалтинговой компанией "INFOLine", Михаилом Бурмистровым, на основе исследования "Рынок грузового железнодорожного подвижного состава России". Это комплексное исследование, в рамках которого специалисты компании "INFOLine" сформировали базу производственных показателей предприятий железнодорожного машиностроения России за период с 2000-2006 гг., проанализировали структуру экспорта и импорта грузовых вагонов в 2004-2006 годах, охарактеризовали крупнейшие вагоностроительные предприятия России, проанализировали рынок грузовых вагонов России в 2006 году по видам подвижного состава (полувагоны, платформы, крытые вагоны, цистерны, хопперы, рефрижераторные и изотермические вагоны, думпкары). 

Исследование "Рынок грузового железнодорожного подвижного состава России" позволяет осуществить комплексный анализ практически всех участников рынка не только России, но и Украины. Исследование, несомненно, будет так же интересно лизинговым и транспортным компаниям - в качестве базы потенциальных деловых партнеров и клиентов, и для участников отрасли железнодорожного машиностроения, ведущих конкурентную борьбу на рынке и нуждающихся в достоверных и максимально полных данных обо всех игроках.

Справка

Информационно-консалтинговая компания "INFOLine" (www.advis.ru) была создана в 1999 году для оказания информационно-консалтинговых услуг коммерческим организациям. Осуществляет на постоянной основе информационную поддержку более 1000 компаний России и мира. Компания "INFOLine" ежедневно проводит мониторинг публикации в более 5000 СМИ и ежедневно ведет аналитическую работу по 80 тематикам экономики РФ. Начиная с 2003 года компания "INFOLine" по заказу клиентов и по собственной инициативе проводит различные кабинетные исследования рынков. При подготовке маркетингового исследования специалисты компании используют уникальное информационное обеспечение и опираются на многолетний опыт работы с различными новостными потоками. В анализе рынков и отраслей нам доверяют: Группа "ЛСР", ЗАО "СУ-155", Концерн "Крост", "Евроцемент групп", "Главстрой" и многие другие.

 

Опубликовано 03.04.2008