Продажи российских машин и оборудования в 2000-2006 г. г. за рубеж выросли в 1,8 раза

По данным Федеральной таможенной службы, в 2000-2006 годах продажи российских машин и оборудования за рубеж выросли в 1,8 раза. Однако этот рост гораздо меньше прироста всего экспорта, который за тот же период увеличился в 2,8 раза. Доля продукции машиностроения в структуре экспорта сократилась с 11% в конце 1990-х годов до 5,5% в 2006 год.

Конкурентоспособность российских машин и оборудования падает. На российскую технику есть спрос, но ее потребители - бедные страны, а на развитых рынках продукцию российского машиностроения покупают все реже.

Большая часть российского экспорта приходится на соседей. В январе- мае 2007 года машин и оборудования за рубеж было продано на 5,9 млрд. долларов (4,6% всего объема экспорта), на рынки СНГ пришлось 3,2 млрд. из этой суммы. За 2006 г. Россия экспортировала машин и оборудования на 16,5 млрд., годом ранее - на 13,5 млрд. долларов.

Российские экспортеры наращивают поставки в бедные страны с ВВП на душу населения менее 10 000 долларов. Объем экспорта в эти государства увеличился за пять лет с 2000 года в 2,4 раза, а поставки в более развитые страны за тот же период сократились на 35%.

Например, доля Украины в структуре машиностроительного экспорта в 2000-2005 . гг. выросла на 8%, Казахстана — на 8,3%. Доля стран ЕС и США, наоборот, уменьшилась на 1-5%. Доля наименее развитых государств в российском экспорте машин и оборудования составила в 2005 году 78% (49% в 2000 году).

На европейских рынках востребованы технологии, которые не может предложить отечественное машиностроение, - например, с высоким требованием к экологической безопасности.

В относительно бедных государствах есть устойчивый спрос на недорогую, но и не очень качественную продукцию и российские машиностроительные товары там востребованы. Но скоро и эти рынки насытятся и перспектив для роста у отечественных экспортеров не останется.

Источник информации
Опубликовано 20.07.2007