"Стратегия развития транспортного машиностроения России в 2007-2010 годах и на период до 2015 года" будет внесена в Правительство РФ

По словам директора Департамента промышленности Андрея Дейнеко, несмотря на то, что Стратегия еще согласовывается, ее основные принципы уже реализуются. Это доказывают и последние события в отрасли, в частности, заключение соглашения между ОАО "Трансмашхолдинг" и Bombardier Transportation о создании в России двух совместных предприятий, новые проекты между "Трансмашхолдингом" и ОАО "РЖД". Кроме того, по заявлениям производителей, положения Стратегии, в целом, согласуются с их программами развития. По сути, это является реальным логическим воплощением концептов Стратегии развития транспортного машиностроения. Поэтому в целях скорейшего формулирования ясных и понятных правил игры для бизнеса и для общего понимания дальнейшего развития отрасли, крайне необходимо максимально оперативно подготовить документ к утверждению.

В результате доработки, которая проводилась совместно с производителями, основным потребителем – ОАО "РЖД" и профильными органами исполнительной власти (чьи замечания были представлены), уточнены параметры и целевые показатели Стратегии, определяющие различные варианты развития отрасли, а также объемы и формы государственной поддержки.

В соответствии со Стратегией, для обеспечения динамичного развития отрасли должны быть решены следующие задачи:

1. Развитие внутреннего рынка продукции транспортного машиностроения. В рамках решения этой задачи предполагается реализация мер государственной поддержки развития лизинга современного подвижного состава. Кроме того, расширение горизонта планирования инвестиционной программы ОАО "РЖД" и введение практики заключения долгосрочных договоров также будет способствовать развитию отрасли.

2. Обеспечение условий для роста объемов экспорта продукции отечественного транспортного машиностроения. В рамках решения этой задачи предполагается совершенствовать механизмы предоставления государственных гарантий при реализации экспортных контрактов и возмещения экспортерам части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях. Также предполагается более активное участие государства в продвижении продукции отечественных производителей на зарубежные рынки.

3. Повышение конкурентоспособности продукции транспортного машиностроения за счет организации финансирования прикладных научных исследований. Одной из основных проблем отрасли является отставание технического уровня продукции от передовых зарубежных образцов. Силами самих предприятий эта проблема в настоящее время не может быть решена в приемлемые сроки. Проектом Стратегии предусмотрено финансирование за счет средств федерального бюджета разработки новых видов техники.

4. Конкурентоспособность продукции транспортного машиностроения также предполагается повысить путем решения задачи стимулирования эффективного инвестиционного процесса в отрасли. Недофинансирование в прошедшие годы мероприятий по техническому перевооружению производств привели к тому, что износ основных фондов крайне высок, применяются устаревшие технологии. В этой связи задачей государства являются: поддержка развития лизинга оборудования, создания условий для функционирования совместных предприятий в отрасли, характеризующиеся передачей технологий и высокой степенью локализации производства.

Анализ перспектив развития отрасли показал наличие двух вариантов:

Инерционный вариант – отсутствие целевых мер государственной поддержки отрасли и сохранение тенденций развития отрасли в сложившихся финансово-экономических условиях.

Умеренно-оптимистический вариант – применение целевых мер государственной поддержки отрасли в дополнение к общим механизмам поддержки промышленных производителей, закрепленных в действующем законодательстве.

При доработке Стратегии проведен сравнительный экономический анализ основных вариантов развития отрасли. Проведенные расчеты показали, что с учетом мультипликативного эффекта в отраслях – поставщиках комплектующих для транспортного машиностроения при условии реализации мер государственной поддержки бюджетный эффект в период до 2015 года составит около 60 млрд. рублей.

Источник информации
Портал машиностроения
Опубликовано 01.06.2007