В Москве проходит 12-я международная конференция по транспорту и логистике "ТрансРоссия 2007"

Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) принял участие в 12-й Московской международной конференции по транспорту и логистике "ТрансРоссия 2007", которая проходит в гостинице "Ренессанс" 27-30 марта 2007 г. Конференция, организованная при поддержке Министерства транспорта РФ, ОАО "Российские железные дороги", Федерального агентства железнодорожного транспорта, Федеральной таможенной службы, посвящена транспортному рынку и государственной политике России накануне вступления в ВТО.

Сегодня руководитель отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук представил вниманию участников конференции доклад "ВТО и будущее российского железнодорожного транспорта". Он рассмотрел текущее состояние дел на железнодорожном транспорте и предложил меры по увеличению его конкурентоспособности, что особенно актуально накануне вступления в ВТО.

По мнению Владимира Савчука, предстоящее вступление России в ВТО не несет в себе глобальных рисков для железнодорожного транспорта – серьезного увеличения грузовой базы ожидать не приходится, так как свободных рыночных ниш для российских товаров на мировом рынке нет. Однако следует ожидать рост объемов импортных перевозок вследствие открытия внутреннего рынка и невысокой конкурентоспособности российских товаров, обращающихся на  потребительском рынке.

В качестве основных факторов, отрицательно влияющих на конкурентоспособность железнодорожного транспорта России, представитель ИПЕМ выделил недостаток некоторых видов специализированного и универсального подвижного состава, ветхое состояние подвижного состава (что влечет за собой проблему сохранности и обеспечения безопасности перевозок грузов) и отсутствие снижения сроков доставки грузов при постоянном росте тарифов. Скорость доставки контейнерных и мелких отправок на средние расстояния составляет 4-6 км/ч, а на расстояния свыше 8000 км – 12 км/ч. Конечно, с такой скоростью о снижении транспортных издержек в экономике говорить сложно.

Напрямую влияет на конкурентоспособность и повышенный износ подвижного состава – по парку ОАО "РЖД" он превышает 73%. Парк частных грузовых вагонов более "молодой", но и он содержит более 5000 грузовых вагонов с просроченным сроком службы.

Эксперт заметил, что, несмотря на всю сложность перечисленных проблем, бизнес в состоянии решить их самостоятельно при дозированной поддержке государства и при наличии сбалансированной тарифной политики, предусматривающей источники финансирования. Но он не в состоянии решить проблемы развития и строительства новой магистральной инфраструктуры, создания резервов пропускной способности.

В заключение Владимир Савчук обратил внимание аудитории на то, что, поскольку железнодорожный транспорт является инфраструктурной отраслью экономики наравне с электроэнергетикой и газовой отраслью, государство должно активно влиять на формирование политики развития железных дорог. Необходимо участие государства в разработке "Генеральной схемы развития железнодорожной сети на перспективу до 2030 г." и пошаговой программы развития инфраструктуры с определением источников ее финансирования не только с тарифа или бюджета ОАО "РЖД", но и бюджета государства.

Деятельность Института проблем естественных монополий направлена на исследование состояния естественно-монопольного сектора российской экономики, взаимосвязей и взаимозависимости деятельности естественных монополий между собой, а также их влияния на экономику страны.

Источник информации
Портал машиностроения
Опубликовано 29.03.2007