ИЛы для Китая произведут в России

"Рособоронэкспорт" принял решение о смене головного исполнителя контракта на строительство для Китая 38 транспортных самолетов Ил-76 и Ил-78 на общую сумму более $1 млрд. Вместо Ташкентского авиаобъединения имени Чкалова за их постройку будет отвечать компания "Ильюшин". Правда, чтобы исполнить китайский контракт, "Рособоронэкспорту" и "Ильюшину" нужно найти недостающие для его реализации более $400 млн.

В январе ФГУП "Рособоронэкспорт" намерено подписать договор комиссии (речь о контракте с головным исполнителем) с ОАО "Межгосударственная авиастроительная компания "Ильюшин"" (МАК "Ильюшин"). Таким образом, будет разморожено исполнение прошлогоднего контракта на поставку 34 транспортно-десантных самолетов Ил-76МД и четырех самолетов-заправщиков Ил-78 Китаю на общую сумму $1,045 млрд. Считавшееся ранее головным исполнителем узбекское госпредприятие "Ташкентское авиационное производственное объединение имени Чкалова" (ТАПОиЧ) в качестве подрядчика МАК "Ильюшин" построит только 15 самолетов с поставкой в 2008-2010 годах.

Остальные 23 самолета будут собраны на ульяновском ЗАО "Авиастар-СП". На эти цели правительство РФ выделит до 2009 года 6,4 млрд. руб. Начало серийной сборки запланировано на 2010 год, с 2012 года ульяновский завод должен выпускать ежегодно по десять самолетов типа Ил-76МД и Ил-76МФ. Из-за смены головного исполнителя сроки китайского контракта могут быть перенесены с 2012 года на 2013 год.

Гендиректор МАК "Ильюшин" Виктор Ливанов подтвердил готовящийся контракт с "Рособоронэкспортом", отказавшись от развернутых комментариев, на ТАПОиЧ от комментариев вовсе отказались. Постановление правительства об организации серийного производства Ил-76 в России подписано 20 декабря, контракт Минпромэнерго с МАК "Ильюшин" – 25 декабря.

Минобороны Китая заключило контракт с "Рособоронэкспортом" в сентябре 2005 года, поставка первых машин планировалась в 2007 году. Однако в марте 2006 года ТАПОиЧ отказалось подписать договор комиссии с "Рособоронэкспортом" по согласованной с китайцами цене. У ташкентского завода с конца 90-х годов не было крупных заказов и без значительных субсидий он был не в состоянии выполнить китайский контракт. В итоге российская сторона не смогла подтвердить Пекину вступление контракта в силу, и Китай приостановил переговоры по ряду новых контрактов на поставку вооружений и военной техники. Чтобы спасти контракт, 21 ноября глава Роспрома Борис Алешин и президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алексей Федоров в Ташкенте подписали протокол, в котором была декларирована заинтересованность ОАК в дальнейшей работе с ТАПОиЧ с перспективой вхождения его в ОАК, но это не помогло.

Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко сомневается, что ТАПОиЧ войдет в ОАК: "После завершения китайского контракта России нет никакого резона поддерживать ташкентский завод. Если Ил-76 модернизировать – ремоторизовать, поставить новую авионику – он будет продаваться еще лет 10-15". Алексей Исайкин, председатель совета директоров "Авиастара-СП" и глава группы компаний "Волга-Днепр", одного из потенциальных заказчиков 15 новых Ил-76, сообщил, что количество самолетов и тип их модификаций, необходимые для окупаемости организации серийного производства Ил-76, будут определены в январе 2007 года. Помимо Китая самолеты этого типа могут быть интересны Венесуэле, Алжиру и Индии.

Однако реальная стоимость сборки 38 китайских машин на ТАПОиЧ и в Ульяновске оценивается более чем на $400 млн. дороже цены контракта, оговоренной с Пекином. Эту разницу предстоит покрыть МАК "Ильюшин": либо это будут госсубсидии, либо банковские кредиты под гарантии "Рособоронэкспорта" с погашением после подписания более выгодных для МАК "Ильюшин" будущих контрактов. Для частичной компенсации расходов МАК "Ильюшин" уже отказалась от роялти, а президент Узбекистана Ислам Каримов освободил ТАПОиЧ от уплаты НДС и акцизов на импорт комплектующих до конца 2009 года.

Источник информации
Опубликовано 28.12.2006