Самые популярные новости за неделю
22.11.2021 Обрабатывающая промышленность Москвы выросла более, чем в 1,5 раза 816
23.11.2021 Российско-эмиратское сотрудничество в области водородных проектов выходит на новый уровень 712
24.11.2021 В Хабаровском крае прошла конференция по созданию строительного кластера в регионе 591
25.11.2021 Немецкий бизнес инвестировал в Москву 7,8 миллиарда долларов 521
26.11.2021 В Сочи открылась конференция по управлению качеством организаций ОПК 399
26.11.2021 Российские производители представили сельхозтехнику в рамках экспозиции на UZAGROEXPO 2021 в Ташкенте 376
26.11.2021 Уникальный отечественный комплекс гидроразрыва пласта передан на испытания 365
26.11.2021 Саратовская ГЭС отмечает 50 лет со дня ввода в промышленную эксплуатацию 356
26.11.2021 НЗИВ готов сотрудничать с бизнесменами малого и среднего бизнеса в сфере производства гражданской продукции 354
26.11.2021 Завод "Красное Сормово" начал новый этап программы повышения производительности труда 352
26.11.2021 ОСК открыла "Фабрику процессов" в Калининграде  352
26.11.2021 В 2021 году пропускная способность участков Забайкальской железной дороги увеличится до 30% в результате обновления устройств автоматики 351
26.11.2021 Ростех разработал универсальные электрозарядные станции для парковок 348
26.11.2021 СоюзМаш расширяет образовательное и социальное партнерство с московскими школами 347
26.11.2021 В Магаданской области начато строительство новой высоковольтной ЛЭП 345
26.11.2021 "Атоммаш" отгрузил первые емкости системы пассивной безопасности для энергоблока № 1 АЭС "Аккую" (Турция) 339
25.11.2021 "Адмиралтейские верфи" победили в конкурсе "Сделано в Санкт-Петербурге" 285
25.11.2021 "Рособоронэкспорт" организует показ российской продукции на EDEX 2021 276
22.11.2021 "РМ Рейл" сертифицировала 80-футовую вагон-платформу для перевозки крупнотоннажных контейнеров 276
23.11.2021 Филиал ОДК освоил испытание двигателя для российского флота 275
23.11.2021 "Технодинамика" испытала отечественный электродвигатель для вентилятора ПЗУ 271
22.11.2021 Корабль "Союз МС-20" допущен к заправке 269
24.11.2021 "Росэлектроника" представила промышленный защищенный ноутбук в облегченном корпусе 266
24.11.2021 Качество производства силового кабеля в Холдинге "Кабельный Альянс" проконтролирует умная система машинного зрения 266
23.11.2021 Новые улучшения прошли на автомобильном заводе 266
24.11.2021 ВИАМ посетили представители ПАО "Северсталь" 264
23.11.2021 ОДК завершила формирование системы оценки квалификации 264
23.11.2021 Корабль "Союз МС-20" на заправочной станции 264
22.11.2021 Свердловская железная дорога планирует внедрить 5 инновационных проектов по итогам совместного стартап-интенсива с УрФУ 264
26.11.2021 Сварочные аппараты КРЭТ применят в судостроительной отрасли 263
25.11.2021 "Вертолеты России" примут участие в EDEX 2021 263
25.11.2021 Корабль "Союз МС-20" заправлен компонентами топлива и сжатыми газами 262
22.11.2021 За 80 лет Рыбинская ГЭС выработала 79 млрд кВт·ч электроэнергии 262
25.11.2021 "Росэлектроника" разрабатывает инновационные материалы для безэховых камер 261
24.11.2021 Новый двухэтажный вагон-ресторан ТМХ может эксплуатироваться на железных дорогах ЕАЭС 260
24.11.2021 5 трехсекционных грузовых электровозов "Гранит" пополнили локомотивный парк Свердловской магистрали 260
23.11.2021 Ижорские заводы изготовили и отгрузили корпус реактора для второго энергоблока АЭС "Аккую" 260
22.11.2021 Северная верфь готова к кооперации с Республикой Дагестан 260
24.11.2021 Головной атомный ледокол "Арктика" вышел на испытания 259
23.11.2021 Металлурги ММСК модернизируют оборудование для производства брикета 259
26.11.2021 Замглавы Минпромторга России и представители РЖД оценили проекты железнодорожного направления "Тракторных заводов" 258
25.11.2021 Двигатели ОДК обеспечили успешный пуск "Союза-2.1б" 256
25.11.2021 EBITDA Группы РусГидро за третий квартал выросла на 12% 256
23.11.2021 Ижорские заводы изготовили крупногабаритное оборудование для нефтеперерабатывающего комплекса "ТАНЕКО" 256
24.11.2021 Определили последних номинантов премии "Приоритет - 2021" 255
23.11.2021 В МАИ стартовала международная неделя авиакосмических технологий 255
25.11.2021 Петрозаводскмаш изготовил первое оборудование для второго блока АЭС "Аккую" 254
22.11.2021 Гайский ГОК подвел итоги конкурса по сбережению энергоресурсов 254
24.11.2021 На "Атоммаше" изготовили первый парогенератор для блока № 2 Курской АЭС-2 253
22.11.2021 Завершены заводские приемочные испытания КЭ СУЗ для энергоблока №3 АЭС "Куданкулам" 253

Опубликовано: 26 февраля 2020 г.

ОВК: Обзор железнодорожного рынка РФ за 2019 г.

Источник информации: Пресс-служба НПК ОВК

ОВК Погрузка и грузооборот показали разнонаправленную динамику

После трехлетнего роста погрузки на сети РЖД объемы перевозок на железнодорожном транспорте в 2019 г. снизились на -0,9% за год и составили 1 278,1 млн т. При этом экспортные отправки сократились на -0,8%, а внутренние — на -1,2%. Грузооборот же, наоборот, вырос по отношению к прошлому году на +0,2%, установив новый рекорд — 2 601,3 млрд т-км.

Рынок вагоностроения прошел очередной пик

Прошедший год стал рекордным для российских вагоностроителей: было реализовано 78,5 тыс. грузовых вагонов, что на +14% больше выпуска 2018 г. Снижение погрузки в 2019 г. на -0,9% вместе с максимальной реализацией подвижного состава привело к увеличению профицита парка.

В среднесрочной перспективе ожидается сокращение объемов закупок нового подвижного состава и смещение спроса с универсальных вагонов в сторону специализированных. В этих рыночных условиях преимущества будут иметь те вагоностроительные предприятия, которые смогут предложить продукт с улучшенными технико-экономическими показателями.

Уголь активнее переходит на вагоны нового поколения

Погрузка угля снизилась в 2019 г. на -0,8% к прошлому году на фоне падения экспортных цен. Часть стран Европейского союза активно сокращали генерацию электроэнергии из угля в рамках климатической политики, переходя на сжиженный природный газ в качестве альтернативы. Этот процесс вызвал сокращение спроса на уголь на некоторых национальных рынках, что понизило конкурентоспособность данного ресурса. Мировые котировки на энергетический уголь в 2019 г. прошли фазу пиковых значений 2018 г. и сохраняют уровень $70 и $50 за тонну для восточного (FOB Восточный) и западного (FOB Рига) направлений соответственно. Во-первых, это снизило маржинальность угольных компаний до минимальных значений, а, во-вторых, повысило долю вагонной составляющей в структуре экспортной цены. На этом фоне все большее значение для железнодорожных операторов приобретает эффективность парка, в связи с чем в структуре реализации сформировалось доминирование полувагонов нового поколения по сравнению с подвижным составом на тележке 18-100.

Грузооборот по углю на сети, несмотря на падение погрузки, продолжил расти в 2019 г., что свидетельствует о дальнейшем увеличении средней длины плеча перевозок из-за переориентации грузопотоков на восток.

Однако полигон оказался не готов к таким объемам вследствие ограничений инфраструктуры, что повлекло за собой увеличение оборота полувагона, падение скорости на сети и накопление профицита парка. Средний оборот вагонов на сети РЖД в декабре 2019 г. вырос до 16,7 дней, то есть на +7,7% к аналогичному периоду 2018 г. Если в начале года можно было говорить о здоровом профиците на уровне 2% от парка, который необходим для удовлетворения потребностей вывоза грузов в пики спроса, то ближе к концу 2019 г. профицит полувагонов, по оценке ОВК, превышал эту норму на 10-15 тыс. ед. Насыщение сети полувагонами, в свою очередь, повлекло за собой снижение их арендной ставки.

Зерно — экспортеры в ожидании роста мировых цен

Погрузка зерна упала по отношению к прошлому году сразу на -20%. Главная причина столь большого сокращения объемов перевозок связана с низкими мировыми ценами на зерно, которые побудили отечественных аграриев придержать отгрузку злаковых в ожидании более благоприятных условий на рынке. Экспорт зерна сократился на -27%. Египет, крупнейший импортер российского зерна, снизил закупки пшеницы из РФ на –36%, при этом нарастил объемы более дешевого зерна из Украины и Румынии. Падение отгрузки российского зерна зафиксировано также в адрес Ирана (-10%), Израиля (-9%), Турции (-30%) и Бангладеш (-71%). Однако погрузка в Азербайджан выросла на +72%, в Китай — на +28%. Важной тенденцией в зерновом секторе России, которая способна оказать значительное влияние на рынок, стала консолидация трейдинговых, инфраструктурных и операторских зерновых активов на базе ВТБ холдинга. Эксперты рынка отмечают, что появление финансовой группы в зерновом секторе уже сейчас усиливает конкуренцию между портами и терминалами, что в конечном итоге может привести к снижению себестоимости перевозки отечественного зерна и повышению его конкурентоспособности на мировом рынке.

Удобрения — разворот на внутренний рынок

Российские производители минеральных удобрений переориентируются на внутренний рынок, на котором перевозки выросли на +6%. Экспорт остался на уровне прошлого года. Разворот в сторону внутреннего потребителя связан с развитием отечественного сельского хозяйства. Так, согласно нацпроекту "Международная кооперация и экспорт", к 2024 г. экспорт продукции агропромышленного комплекса должен вырасти до $45 млрд. По оценке президента Российской ассоциации минеральных удобрений Андрея Гурьева, потребление минеральных удобрений в 2019 году в России выросло на +14,5% до 9,5 млн т, а в 2020 г. рост может составить еще +5–10%. Дальнейшее увеличение грузовой базы могут обеспечить инвестпроекты российских производителей минеральных удобрений, предполагающие рост выпуска удобрений за счет открытия новых производств.

Нефть — тренд на стабилизацию рынка

Погрузка нефти и нефтепродуктов на сети РЖД снизилась в 2019 г. на -1,9%. При этом неуклонно меняется структура перевозок — на сети увеличиваются объемы транспортировки светлых нефтепродуктов. Поддержать стабильный спрос на светлые нефтепродукты в ближайшие годы помогут потребности промышленных предприятий, а также транспорта, в первую очередь авиационного и морского. Несмотря на продолжающуюся отрицательную динамику в перевозках нефти железнодорожным транспортом, появились факторы, говорящие о тренде на стабилизацию ситуации на рынке. Так, после продолжительного невосполнения списанных вагонов сегмент нефтебензиновых цистерн вошел в фазу баланса. В 2019 г. ставка аренды на нефтебензиновые цистерны выросла за год в 2 раза: с 600 руб./сутки в 2018 г. до 1 200 руб./сутки. Уже в конце 2019 г. игроки на рынке, ожидая возможный дефицит в сегменте, начали пополнять свой парк: впервые с 2015 г. вагоностроительные заводы выпустили и реализовали нефтебензиновые цистерны. Важным итогом года также стала консолидация парка нефтебензиновых цистерн РФ. Почти 50% вагонов арендованы тремя операторами: компаниями Трансойл, RAILGO и НефтеТрансСервис.

Рынок СУГ открывает для себя Китай

Рынок железнодорожных перевозок СУГ в прошедшем году снизился к 2018 г. на -2,5%, показав результаты, сопоставимые со среднегодовой погрузкой в 2015-2017 гг. Одним из важнейших итогов года стал запуск экспорта СУГ в Китай – Иркутская нефтяная компания с августа 2019 г. начала перевозки СУГ по железной дороге до Маньчжурии. Азиатский рынок привлекателен для российских производителей СУГ, поэтому можно ожидать дальнейшего развития экспортных проектов, причем не только в Китай, но и в другие страны региона. Впрочем, возможный спрос на подвижной состав, обусловленный увеличением дальности перевозок в восточном и юго-восточном направлениях, может быть понижен после открытия крупнейшего нефтехимического комплекса ЗапСибНефтехим (СИБУР).

Химия — рост перевозок и замедление контейнеризации

Рынок перевозок продуктов химической отрасли продолжил расти. Так, перевозки аммиака увеличились на +16%, метанола — на +4%. Важным трендом на рынке стало замедление контейнеризации перевозок химической продукции: если среднегодовой темп роста в 2013-2018 гг. превышал +20%, то в 2019 г. перевозки в танк-контейнерах выросли всего на +13,8%. Такая динамика свидетельствует о том, что эксплуатация цистерн является более универсальным решением. Если применение вагонов-цистерн для транспортировки химических грузов гарантирует всем участникам перевозочного процесса совместимость с их инфраструктурой, то работа с контейнерами подразумевает наличие специальной техники (ричстакеры, вилочные погрузчики и др.) для перегрузки и транспортировки контейнеров в пределах складских площадок. Также важно отметить, что цистерны на текущий момент гораздо лучше приспособлены для перевозки застывающих грузов, требующих систем разогрева и теплоизоляции.

Контейнеры — рост перевозок продолжится, несмотря на сокращение субсидий

В 2019 г. по сети РЖД было перевезено свыше 5 млн контейнеров ДФЭ (TEU), что на +12,6% больше, чем в 2018-м. Количество груженых контейнеров, отправленных во всех видах сообщения, выросло на +13,1% и составило 3,4 млн ДФЭ (перевезено 47,6 млн тонн грузов, +13,6%). Наибольший прирост наблюдается в сегменте лесных грузов (+32,9%), что обусловлено постепенным переходом от экспорта круглого леса к деревообработке внутри страны с последующим экспортом уже готовой продукции с высокой добавленной стоимостью. Неясной остается ситуация с субсидиями Китая на сухопутные контейнерные перевозки — ожидается сокращение субсидий на перевозку по текущим маршрутам, при этом возможен ввод субсидий на новые, в частности, проходящие через Восточный полигон. Повышению конкурентоспособности сухопутных маршрутов также способствуют новые требования по содержанию серы в судовом топливе, вступившие в силу с 2020 г. Это привело к значительному росту фрахтовых ставок на контейнерные перевозки из Китая в порты Европы.

Лесные грузы сдают позиции

На мировом рынке леса завершился глобальный цикл роста цен, длившийся последние два года. Это обусловлено нисходящим трендом потребления лесоматериалов в Китае и Европе и, как следствие, снижением спроса. В качестве ключевых потенциальных драйверов увеличения потребления лесных грузов можно выделить глобальный рост населения, тренд на экологию и формирование новых емких рынков, например, таких, как Индия и Австралия.

На внутреннем рынке погрузка лесных грузов в 2019 г. сократилась на -7% по сравнению с 2018 г., что привело к снижению спроса на лесовозные платформы. В то же время ситуацию усугубляет накопившийся профицит парка полувагонов, который несет угрозу понижения их арендной ставки и возврата части полувагонов на лесные маршруты. Однако наблюдается активная контейнеризация лесных грузов. Так, в 2019 г. перевозки лесных грузов в контейнерах выросли на +72% к предыдущему году, а в ДФЭ рост составил +33%, являясь основным драйвером роста перевозок груженых контейнеров.

             
         Добавить в Google Reader  Читать в Яндекс Ленте

Подписаться на рассылку
Для подписки на почтовую рассылку Вам необходимо войти или зарегистрироваться.

Последний выпуск
 Новости машиностроения   |   Новости компаний   |   Архив новостных рассылок 
© 2022 Портал машиностроения