Самые популярные новости за неделю
26.06.2020 В России будут построены четыре новых энергоблока АЭС 500
29.06.2020 В Египет поставлены первые серийные пассажирские вагоны российского производства 334
30.06.2020 Денис Мантуров принял участие в круглом столе "Технологическое лидерство России: уроки истории" 280
26.06.2020 Ижорские заводы успешно провели гидроиспытания компенсатора давления для АЭС Руппур 280
26.06.2020 УЗТМ расширяет возможности металлургического производства  274
26.06.2020 На КМЗ завершился ремонт двигателя ПСКР Алмаз 266
26.06.2020 ЭМЗ им. В.М. Мясищева проводит отработки систем самолета для аэросъемки 265
26.06.2020 ГАКЗ выпустил кран с поворотной рабочей платформой 262
30.06.2020 В Ульяновске стартовало производство УАЗ Пикап с АКПП 243
30.06.2020 Глава Росагролизинга вручил ключи от агромашин Ростсельмаш молодому сельхозпредприятию Чувашии 240
30.06.2020 АПЛ "Князь Владимир" начал переход в базу Северного флота  240
30.06.2020 Главе "Радиозавода" присуждена премия Правительства РФ за разработку командно-штабной машины ракетного комплекса "Бастион" 238
30.06.2020 АВТОВАЗ продолжает сотрудничество с "Ростелеком" 236
30.06.2020 Адмиралтейские верфи заложили третий в серии большой морозильный рыболовный траулер 236
30.06.2020 На руднике "Северный" Кольской ГМК повышают эффективность горных работ 234
30.06.2020 Разработан уникальный способ изготовления силовых плат с герметичными отверстиями 233
30.06.2020 Рабочие высокой квалификации получают приглашения на заводы УГМК 232
30.06.2020 "Атоммаш" изготовил комплект из 4 парогенераторов для энергоблока № 1 АЭС "Аккую" (Турция) 230
29.06.2020 РусГидро ввело в эксплуатацию Верхнебалкарскую малую ГЭС в Кабардино-Балкарии 209
29.06.2020 ОАО "РЖД" и структура Росатома создадут систему ИТ-сервисов на базе российских решений 207
29.06.2020 НЭРЗ на треть увеличил производительность труда 204
29.06.2020 "Росэлектроника" начала производство ультрафиолетовых мини-обеззараживателей 201
29.06.2020 Кемеровский механический завод запустил новое производство бактерицидных ламп и изготовил первую партию для пунктов голосования 197
29.06.2020 Ростсельмаш с начала года поставил европейским фермерам более 100 прицепных и навесных сельхозмашин 196
29.06.2020 "Электрокабель" расширяет линейку продукции для АЭС 195
29.06.2020 Экипаж КВЗ на Ми-8МТВ-1 преодолел 8350 километров от Казани до Камчатки 192
29.06.2020 Новтрак выпустил партию самосвальных автопоездов  192
29.06.2020 "Ижнефтемаш" прошел аудит Американского института нефти 191
29.06.2020 Тяговые трансформаторы "Сименс" для магистральных локомотивов 180
29.06.2020 "БПО "Прогресс" Концерна "Автоматика" обновило производственные линии 168
30.06.2020 ОАО "РЖД", АО "ИЦ ЖТ" и Knorr-Bremse будут сотрудничать в разработке высокоскоростных поездов 167
30.06.2020 Директор по развитию "КАМАЗа" получил государственную награду 162
29.06.2020 ИЗ-КАРТЭКС поставит экскаваторы в Монголию  162
29.06.2020 Предприятие ОАК проводит испытания самолета для аэросъемки 154
29.06.2020 Новикомбанк поддержит малый и средний бизнес Новосибирской области 149
30.06.2020 Новикомбанк финансирует производство новейших гражданских самолетов  143
30.06.2020 СТМ утвердил новые правила безопасности труда на предприятиях 143
29.06.2020 Вертолеты производства "Роствертола" приняли участие Параде Победы 24 июня 143
29.06.2020 Ростех разработал лазерный дальномер для квадрокоптеров 141
30.06.2020 ОАО "РЖД" и мэрия Москвы обсуждают возможности по ускорению работ на всех центральных диаметрах 139
29.06.2020 АВТОВАЗ передаст более 1000 фургонов LADA Largus для Почты России 138
30.06.2020 Все плановые работы на Каскаде Вилюйских ГЭС выполняются в установленные сроки 133
30.06.2020 На "Протон-ПМ" появились первые лидеры производительности 132
30.06.2020 ИС "Агат" может спрогнозировать поломку двигателя за несколько дней до инцидента 132
02.07.2020 Воронежский авиазавод будет стабильно обеспечен заказами на ближайшие годы 120
02.07.2020 Россия и Швейцария обсудили торгово-промышленное сотрудничество 119
30.06.2020 ОВК и оператор "Транс-Сервис" подписали договор на поставку цистерн для пищевых грузов 119
26.06.2020 На "Красном Сормове" спустили на воду сухогруз "Пола Алексия"  117
02.07.2020 Европейский хаб запчастей открылся в Болгарии 116
02.07.2020 Ростех создал портативный монокуляр с функцией прибора ночного видения и тепловизора 116

Опубликовано: 26 февраля 2020 г.

ОВК: Обзор железнодорожного рынка РФ за 2019 г.

Источник информации: Пресс-служба НПК ОВК

ОВК Погрузка и грузооборот показали разнонаправленную динамику

После трехлетнего роста погрузки на сети РЖД объемы перевозок на железнодорожном транспорте в 2019 г. снизились на -0,9% за год и составили 1 278,1 млн т. При этом экспортные отправки сократились на -0,8%, а внутренние — на -1,2%. Грузооборот же, наоборот, вырос по отношению к прошлому году на +0,2%, установив новый рекорд — 2 601,3 млрд т-км.

Рынок вагоностроения прошел очередной пик

Прошедший год стал рекордным для российских вагоностроителей: было реализовано 78,5 тыс. грузовых вагонов, что на +14% больше выпуска 2018 г. Снижение погрузки в 2019 г. на -0,9% вместе с максимальной реализацией подвижного состава привело к увеличению профицита парка.

В среднесрочной перспективе ожидается сокращение объемов закупок нового подвижного состава и смещение спроса с универсальных вагонов в сторону специализированных. В этих рыночных условиях преимущества будут иметь те вагоностроительные предприятия, которые смогут предложить продукт с улучшенными технико-экономическими показателями.

Уголь активнее переходит на вагоны нового поколения

Погрузка угля снизилась в 2019 г. на -0,8% к прошлому году на фоне падения экспортных цен. Часть стран Европейского союза активно сокращали генерацию электроэнергии из угля в рамках климатической политики, переходя на сжиженный природный газ в качестве альтернативы. Этот процесс вызвал сокращение спроса на уголь на некоторых национальных рынках, что понизило конкурентоспособность данного ресурса. Мировые котировки на энергетический уголь в 2019 г. прошли фазу пиковых значений 2018 г. и сохраняют уровень $70 и $50 за тонну для восточного (FOB Восточный) и западного (FOB Рига) направлений соответственно. Во-первых, это снизило маржинальность угольных компаний до минимальных значений, а, во-вторых, повысило долю вагонной составляющей в структуре экспортной цены. На этом фоне все большее значение для железнодорожных операторов приобретает эффективность парка, в связи с чем в структуре реализации сформировалось доминирование полувагонов нового поколения по сравнению с подвижным составом на тележке 18-100.

Грузооборот по углю на сети, несмотря на падение погрузки, продолжил расти в 2019 г., что свидетельствует о дальнейшем увеличении средней длины плеча перевозок из-за переориентации грузопотоков на восток.

Однако полигон оказался не готов к таким объемам вследствие ограничений инфраструктуры, что повлекло за собой увеличение оборота полувагона, падение скорости на сети и накопление профицита парка. Средний оборот вагонов на сети РЖД в декабре 2019 г. вырос до 16,7 дней, то есть на +7,7% к аналогичному периоду 2018 г. Если в начале года можно было говорить о здоровом профиците на уровне 2% от парка, который необходим для удовлетворения потребностей вывоза грузов в пики спроса, то ближе к концу 2019 г. профицит полувагонов, по оценке ОВК, превышал эту норму на 10-15 тыс. ед. Насыщение сети полувагонами, в свою очередь, повлекло за собой снижение их арендной ставки.

Зерно — экспортеры в ожидании роста мировых цен

Погрузка зерна упала по отношению к прошлому году сразу на -20%. Главная причина столь большого сокращения объемов перевозок связана с низкими мировыми ценами на зерно, которые побудили отечественных аграриев придержать отгрузку злаковых в ожидании более благоприятных условий на рынке. Экспорт зерна сократился на -27%. Египет, крупнейший импортер российского зерна, снизил закупки пшеницы из РФ на –36%, при этом нарастил объемы более дешевого зерна из Украины и Румынии. Падение отгрузки российского зерна зафиксировано также в адрес Ирана (-10%), Израиля (-9%), Турции (-30%) и Бангладеш (-71%). Однако погрузка в Азербайджан выросла на +72%, в Китай — на +28%. Важной тенденцией в зерновом секторе России, которая способна оказать значительное влияние на рынок, стала консолидация трейдинговых, инфраструктурных и операторских зерновых активов на базе ВТБ холдинга. Эксперты рынка отмечают, что появление финансовой группы в зерновом секторе уже сейчас усиливает конкуренцию между портами и терминалами, что в конечном итоге может привести к снижению себестоимости перевозки отечественного зерна и повышению его конкурентоспособности на мировом рынке.

Удобрения — разворот на внутренний рынок

Российские производители минеральных удобрений переориентируются на внутренний рынок, на котором перевозки выросли на +6%. Экспорт остался на уровне прошлого года. Разворот в сторону внутреннего потребителя связан с развитием отечественного сельского хозяйства. Так, согласно нацпроекту "Международная кооперация и экспорт", к 2024 г. экспорт продукции агропромышленного комплекса должен вырасти до $45 млрд. По оценке президента Российской ассоциации минеральных удобрений Андрея Гурьева, потребление минеральных удобрений в 2019 году в России выросло на +14,5% до 9,5 млн т, а в 2020 г. рост может составить еще +5–10%. Дальнейшее увеличение грузовой базы могут обеспечить инвестпроекты российских производителей минеральных удобрений, предполагающие рост выпуска удобрений за счет открытия новых производств.

Нефть — тренд на стабилизацию рынка

Погрузка нефти и нефтепродуктов на сети РЖД снизилась в 2019 г. на -1,9%. При этом неуклонно меняется структура перевозок — на сети увеличиваются объемы транспортировки светлых нефтепродуктов. Поддержать стабильный спрос на светлые нефтепродукты в ближайшие годы помогут потребности промышленных предприятий, а также транспорта, в первую очередь авиационного и морского. Несмотря на продолжающуюся отрицательную динамику в перевозках нефти железнодорожным транспортом, появились факторы, говорящие о тренде на стабилизацию ситуации на рынке. Так, после продолжительного невосполнения списанных вагонов сегмент нефтебензиновых цистерн вошел в фазу баланса. В 2019 г. ставка аренды на нефтебензиновые цистерны выросла за год в 2 раза: с 600 руб./сутки в 2018 г. до 1 200 руб./сутки. Уже в конце 2019 г. игроки на рынке, ожидая возможный дефицит в сегменте, начали пополнять свой парк: впервые с 2015 г. вагоностроительные заводы выпустили и реализовали нефтебензиновые цистерны. Важным итогом года также стала консолидация парка нефтебензиновых цистерн РФ. Почти 50% вагонов арендованы тремя операторами: компаниями Трансойл, RAILGO и НефтеТрансСервис.

Рынок СУГ открывает для себя Китай

Рынок железнодорожных перевозок СУГ в прошедшем году снизился к 2018 г. на -2,5%, показав результаты, сопоставимые со среднегодовой погрузкой в 2015-2017 гг. Одним из важнейших итогов года стал запуск экспорта СУГ в Китай – Иркутская нефтяная компания с августа 2019 г. начала перевозки СУГ по железной дороге до Маньчжурии. Азиатский рынок привлекателен для российских производителей СУГ, поэтому можно ожидать дальнейшего развития экспортных проектов, причем не только в Китай, но и в другие страны региона. Впрочем, возможный спрос на подвижной состав, обусловленный увеличением дальности перевозок в восточном и юго-восточном направлениях, может быть понижен после открытия крупнейшего нефтехимического комплекса ЗапСибНефтехим (СИБУР).

Химия — рост перевозок и замедление контейнеризации

Рынок перевозок продуктов химической отрасли продолжил расти. Так, перевозки аммиака увеличились на +16%, метанола — на +4%. Важным трендом на рынке стало замедление контейнеризации перевозок химической продукции: если среднегодовой темп роста в 2013-2018 гг. превышал +20%, то в 2019 г. перевозки в танк-контейнерах выросли всего на +13,8%. Такая динамика свидетельствует о том, что эксплуатация цистерн является более универсальным решением. Если применение вагонов-цистерн для транспортировки химических грузов гарантирует всем участникам перевозочного процесса совместимость с их инфраструктурой, то работа с контейнерами подразумевает наличие специальной техники (ричстакеры, вилочные погрузчики и др.) для перегрузки и транспортировки контейнеров в пределах складских площадок. Также важно отметить, что цистерны на текущий момент гораздо лучше приспособлены для перевозки застывающих грузов, требующих систем разогрева и теплоизоляции.

Контейнеры — рост перевозок продолжится, несмотря на сокращение субсидий

В 2019 г. по сети РЖД было перевезено свыше 5 млн контейнеров ДФЭ (TEU), что на +12,6% больше, чем в 2018-м. Количество груженых контейнеров, отправленных во всех видах сообщения, выросло на +13,1% и составило 3,4 млн ДФЭ (перевезено 47,6 млн тонн грузов, +13,6%). Наибольший прирост наблюдается в сегменте лесных грузов (+32,9%), что обусловлено постепенным переходом от экспорта круглого леса к деревообработке внутри страны с последующим экспортом уже готовой продукции с высокой добавленной стоимостью. Неясной остается ситуация с субсидиями Китая на сухопутные контейнерные перевозки — ожидается сокращение субсидий на перевозку по текущим маршрутам, при этом возможен ввод субсидий на новые, в частности, проходящие через Восточный полигон. Повышению конкурентоспособности сухопутных маршрутов также способствуют новые требования по содержанию серы в судовом топливе, вступившие в силу с 2020 г. Это привело к значительному росту фрахтовых ставок на контейнерные перевозки из Китая в порты Европы.

Лесные грузы сдают позиции

На мировом рынке леса завершился глобальный цикл роста цен, длившийся последние два года. Это обусловлено нисходящим трендом потребления лесоматериалов в Китае и Европе и, как следствие, снижением спроса. В качестве ключевых потенциальных драйверов увеличения потребления лесных грузов можно выделить глобальный рост населения, тренд на экологию и формирование новых емких рынков, например, таких, как Индия и Австралия.

На внутреннем рынке погрузка лесных грузов в 2019 г. сократилась на -7% по сравнению с 2018 г., что привело к снижению спроса на лесовозные платформы. В то же время ситуацию усугубляет накопившийся профицит парка полувагонов, который несет угрозу понижения их арендной ставки и возврата части полувагонов на лесные маршруты. Однако наблюдается активная контейнеризация лесных грузов. Так, в 2019 г. перевозки лесных грузов в контейнерах выросли на +72% к предыдущему году, а в ДФЭ рост составил +33%, являясь основным драйвером роста перевозок груженых контейнеров.

             
         Добавить в Google Reader  Читать в Яндекс Ленте

Комментарии читателей


Сейчас статья не содержит комментариев. Вы можете стать первым читателем, оставившим свое мнение!

Опубликуйте свой комментарий

Фамилия:*
Имя:*
Отчество:
E-mail:
Ваш комментарий:
Отправить >>
Подписаться на рассылку
Для подписки на почтовую рассылку Вам необходимо войти или зарегистрироваться.

Последний выпуск
 Новости машиностроения   |   Новости компаний   |   Архив новостных рассылок 
© 2020 Портал машиностроения