Самые популярные новости за неделю
23.03.2020 Промышленность России: итоги февраля 2020 года 596
23.03.2020 Состоялся пуск ракеты-носителя "Союз-2.1б" 554
24.03.2020 Правительство будет возмещать затраты, связанные с приобретением грузового железнодорожного состава 503
25.03.2020 Правительство субсидирует реализацию транспортных средств на льготных условиях 421
26.03.2020 В Правительстве обсудили развитие электронной промышленности в России 349
23.03.2020 Самарский метрополитен получил новый поезд метро ТМХ 306
23.03.2020 Представители производственной системы Росатома проинспектировали работу АО "ТЯЖМАШ" 295
23.03.2020 Глава Калужской области впервые побывал на старейшем предприятии Концерна "Автоматика" 285
23.03.2020 Концерн "Созвездие" принял участие в Дне карьеры Росэлектроники в ВГУ 280
27.03.2020 В Твери прошел региональный этап Всероссийской олимпиады "Технология машиностроения" 274
24.03.2020 ТМХ модернизирует еще 40 вагонов для метро Софии 270
25.03.2020 Информационно-аналитический центр Ростеха предоставляет бесплатный доступ к своей базе знаний 269
23.03.2020 Испытательный стенд для ракетных двигателей "ОДК-Кузнецов" запустили в семитысячный раз  269
23.03.2020 Малый флот Севмаша готовится к навигации  268
24.03.2020 Северная верфь получила главный судовой двигатель для траулера "Капитан Геллер" 266
23.03.2020 Группа РПМ: новый поезд для уборки снега  265
23.03.2020 Российский завод поставит комплектующие на Украинскую АЭС 264
24.03.2020 На Волжской ГЭС заменено уже 20 гидротурбин 263
24.03.2020 Росагролизинг подвел итоги года по работе с поставщиками 263
26.03.2020 Кедровская обогатительная фабрика поменяет "наряд" 262
25.03.2020 Ростех использует виртуальную платформу "Вектор" для дистанционной работы 262
24.03.2020 ОАК и Новгородская область планируют расширить кооперацию и помогать молодым профессионалам WorldSkills Russia 261
23.03.2020 ГАКЗ модернизировал 25-тонные автокраны  260
27.03.2020 КРЭТ разработал вычислительный модуль для медицинских изделий и электроники 258
26.03.2020 Концерн "Автоматика" создал автоматические обеззараживатели для поручней эскалаторов 258
25.03.2020 АВТОВАЗ: модернизация производства 257
24.03.2020 Омсктрансмаш изготовил крупнейшую партию опор трубопровода 257
23.03.2020 Ростех: при реформировании законодательства о банкротстве важно учитывать накопленный опыт оборонно-промышленного комплекса 257
26.03.2020 "АРМЗ Горные машины" начало серийное производство погрузочно-доставочных машин ARGO ПДМ 140 Б 255
26.03.2020 Состоялся визит в АО "Концерн "Созвездие" Первого заместителя Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Александра Чуприяна 253
27.03.2020 "Авиастар-СП" изготовил киль для самолета МС-21-300, который пройдет испытания с двигателями ПД-14 252
25.03.2020 "Россети ФСК ЕЭС" обновляет парк спецтехники на юге страны 252
27.03.2020 Первый пассажирский вагон модели 61-4514 для Египетских национальных железных дорог доставлен в Каир 251
24.03.2020 Ростех создал новое остекление для авиации 251
25.03.2020 На танкере-химовозе "Волготранс 2501" начались швартовые испытания 250
25.03.2020 МКС снова видно над Москвой 249
27.03.2020 Ученые НГТУ проведут НИОКР в сфере порошковой металлургии 248
25.03.2020 Входящие в Ассоциацию "Росспецмаш" российские заводы в числе лидеров по поставкам сельхозтехники на условиях федерального лизинга 248
26.03.2020 Цифровые сервисы Росатома помогут развитию Томской области 247
26.03.2020 Севмаш переобучает предпенсионеров по программе WorldSkills 247
26.03.2020 Термостойкое оптоволокно "Швабе" начали использовать в изготовлении спецпродукции 246
24.03.2020 ОАО "РЖД" и правительство Кузбасса договорились не снижать перевозки угля в южном и северо-западном направлениях в 2020 году 245
26.03.2020 Рустам Минниханов принял участие в заседании камазовского штаба по противодействию коронавирусу 244
27.03.2020 ЦНИИТМАШ и Bureau Veritas начинают работы по аттестации персонала и технологий сварки по евронормам в России 241
27.03.2020 Росатом выиграл открытый тендер на модернизацию аппаратуры контроля нейтронного потока для энергоблоков № 5 и № 6 АЭС "Козлодуй" (Болгария) 241
26.03.2020 Ростех разработал бронебойный патрон для незаметной стрельбы 241
27.03.2020 Разработка "Росэлектроники" предупредит об опасности ремонтников на железной дороге 240
25.03.2020 Ростех представил гаубицу "Мста-С" калибра НАТО  240
25.03.2020 НПО "Искра" выполнило план выпуска продукции по Гособоронзаказу 240
27.03.2020 Семь сотрудников АО "ОДК-Пермские моторы" получили государственные награды 239

Опубликовано: 26 февраля 2020 г.

ОВК: Обзор железнодорожного рынка РФ за 2019 г.

Источник информации: Пресс-служба НПК ОВК

ОВК Погрузка и грузооборот показали разнонаправленную динамику

После трехлетнего роста погрузки на сети РЖД объемы перевозок на железнодорожном транспорте в 2019 г. снизились на -0,9% за год и составили 1 278,1 млн т. При этом экспортные отправки сократились на -0,8%, а внутренние — на -1,2%. Грузооборот же, наоборот, вырос по отношению к прошлому году на +0,2%, установив новый рекорд — 2 601,3 млрд т-км.

Рынок вагоностроения прошел очередной пик

Прошедший год стал рекордным для российских вагоностроителей: было реализовано 78,5 тыс. грузовых вагонов, что на +14% больше выпуска 2018 г. Снижение погрузки в 2019 г. на -0,9% вместе с максимальной реализацией подвижного состава привело к увеличению профицита парка.

В среднесрочной перспективе ожидается сокращение объемов закупок нового подвижного состава и смещение спроса с универсальных вагонов в сторону специализированных. В этих рыночных условиях преимущества будут иметь те вагоностроительные предприятия, которые смогут предложить продукт с улучшенными технико-экономическими показателями.

Уголь активнее переходит на вагоны нового поколения

Погрузка угля снизилась в 2019 г. на -0,8% к прошлому году на фоне падения экспортных цен. Часть стран Европейского союза активно сокращали генерацию электроэнергии из угля в рамках климатической политики, переходя на сжиженный природный газ в качестве альтернативы. Этот процесс вызвал сокращение спроса на уголь на некоторых национальных рынках, что понизило конкурентоспособность данного ресурса. Мировые котировки на энергетический уголь в 2019 г. прошли фазу пиковых значений 2018 г. и сохраняют уровень $70 и $50 за тонну для восточного (FOB Восточный) и западного (FOB Рига) направлений соответственно. Во-первых, это снизило маржинальность угольных компаний до минимальных значений, а, во-вторых, повысило долю вагонной составляющей в структуре экспортной цены. На этом фоне все большее значение для железнодорожных операторов приобретает эффективность парка, в связи с чем в структуре реализации сформировалось доминирование полувагонов нового поколения по сравнению с подвижным составом на тележке 18-100.

Грузооборот по углю на сети, несмотря на падение погрузки, продолжил расти в 2019 г., что свидетельствует о дальнейшем увеличении средней длины плеча перевозок из-за переориентации грузопотоков на восток.

Однако полигон оказался не готов к таким объемам вследствие ограничений инфраструктуры, что повлекло за собой увеличение оборота полувагона, падение скорости на сети и накопление профицита парка. Средний оборот вагонов на сети РЖД в декабре 2019 г. вырос до 16,7 дней, то есть на +7,7% к аналогичному периоду 2018 г. Если в начале года можно было говорить о здоровом профиците на уровне 2% от парка, который необходим для удовлетворения потребностей вывоза грузов в пики спроса, то ближе к концу 2019 г. профицит полувагонов, по оценке ОВК, превышал эту норму на 10-15 тыс. ед. Насыщение сети полувагонами, в свою очередь, повлекло за собой снижение их арендной ставки.

Зерно — экспортеры в ожидании роста мировых цен

Погрузка зерна упала по отношению к прошлому году сразу на -20%. Главная причина столь большого сокращения объемов перевозок связана с низкими мировыми ценами на зерно, которые побудили отечественных аграриев придержать отгрузку злаковых в ожидании более благоприятных условий на рынке. Экспорт зерна сократился на -27%. Египет, крупнейший импортер российского зерна, снизил закупки пшеницы из РФ на –36%, при этом нарастил объемы более дешевого зерна из Украины и Румынии. Падение отгрузки российского зерна зафиксировано также в адрес Ирана (-10%), Израиля (-9%), Турции (-30%) и Бангладеш (-71%). Однако погрузка в Азербайджан выросла на +72%, в Китай — на +28%. Важной тенденцией в зерновом секторе России, которая способна оказать значительное влияние на рынок, стала консолидация трейдинговых, инфраструктурных и операторских зерновых активов на базе ВТБ холдинга. Эксперты рынка отмечают, что появление финансовой группы в зерновом секторе уже сейчас усиливает конкуренцию между портами и терминалами, что в конечном итоге может привести к снижению себестоимости перевозки отечественного зерна и повышению его конкурентоспособности на мировом рынке.

Удобрения — разворот на внутренний рынок

Российские производители минеральных удобрений переориентируются на внутренний рынок, на котором перевозки выросли на +6%. Экспорт остался на уровне прошлого года. Разворот в сторону внутреннего потребителя связан с развитием отечественного сельского хозяйства. Так, согласно нацпроекту "Международная кооперация и экспорт", к 2024 г. экспорт продукции агропромышленного комплекса должен вырасти до $45 млрд. По оценке президента Российской ассоциации минеральных удобрений Андрея Гурьева, потребление минеральных удобрений в 2019 году в России выросло на +14,5% до 9,5 млн т, а в 2020 г. рост может составить еще +5–10%. Дальнейшее увеличение грузовой базы могут обеспечить инвестпроекты российских производителей минеральных удобрений, предполагающие рост выпуска удобрений за счет открытия новых производств.

Нефть — тренд на стабилизацию рынка

Погрузка нефти и нефтепродуктов на сети РЖД снизилась в 2019 г. на -1,9%. При этом неуклонно меняется структура перевозок — на сети увеличиваются объемы транспортировки светлых нефтепродуктов. Поддержать стабильный спрос на светлые нефтепродукты в ближайшие годы помогут потребности промышленных предприятий, а также транспорта, в первую очередь авиационного и морского. Несмотря на продолжающуюся отрицательную динамику в перевозках нефти железнодорожным транспортом, появились факторы, говорящие о тренде на стабилизацию ситуации на рынке. Так, после продолжительного невосполнения списанных вагонов сегмент нефтебензиновых цистерн вошел в фазу баланса. В 2019 г. ставка аренды на нефтебензиновые цистерны выросла за год в 2 раза: с 600 руб./сутки в 2018 г. до 1 200 руб./сутки. Уже в конце 2019 г. игроки на рынке, ожидая возможный дефицит в сегменте, начали пополнять свой парк: впервые с 2015 г. вагоностроительные заводы выпустили и реализовали нефтебензиновые цистерны. Важным итогом года также стала консолидация парка нефтебензиновых цистерн РФ. Почти 50% вагонов арендованы тремя операторами: компаниями Трансойл, RAILGO и НефтеТрансСервис.

Рынок СУГ открывает для себя Китай

Рынок железнодорожных перевозок СУГ в прошедшем году снизился к 2018 г. на -2,5%, показав результаты, сопоставимые со среднегодовой погрузкой в 2015-2017 гг. Одним из важнейших итогов года стал запуск экспорта СУГ в Китай – Иркутская нефтяная компания с августа 2019 г. начала перевозки СУГ по железной дороге до Маньчжурии. Азиатский рынок привлекателен для российских производителей СУГ, поэтому можно ожидать дальнейшего развития экспортных проектов, причем не только в Китай, но и в другие страны региона. Впрочем, возможный спрос на подвижной состав, обусловленный увеличением дальности перевозок в восточном и юго-восточном направлениях, может быть понижен после открытия крупнейшего нефтехимического комплекса ЗапСибНефтехим (СИБУР).

Химия — рост перевозок и замедление контейнеризации

Рынок перевозок продуктов химической отрасли продолжил расти. Так, перевозки аммиака увеличились на +16%, метанола — на +4%. Важным трендом на рынке стало замедление контейнеризации перевозок химической продукции: если среднегодовой темп роста в 2013-2018 гг. превышал +20%, то в 2019 г. перевозки в танк-контейнерах выросли всего на +13,8%. Такая динамика свидетельствует о том, что эксплуатация цистерн является более универсальным решением. Если применение вагонов-цистерн для транспортировки химических грузов гарантирует всем участникам перевозочного процесса совместимость с их инфраструктурой, то работа с контейнерами подразумевает наличие специальной техники (ричстакеры, вилочные погрузчики и др.) для перегрузки и транспортировки контейнеров в пределах складских площадок. Также важно отметить, что цистерны на текущий момент гораздо лучше приспособлены для перевозки застывающих грузов, требующих систем разогрева и теплоизоляции.

Контейнеры — рост перевозок продолжится, несмотря на сокращение субсидий

В 2019 г. по сети РЖД было перевезено свыше 5 млн контейнеров ДФЭ (TEU), что на +12,6% больше, чем в 2018-м. Количество груженых контейнеров, отправленных во всех видах сообщения, выросло на +13,1% и составило 3,4 млн ДФЭ (перевезено 47,6 млн тонн грузов, +13,6%). Наибольший прирост наблюдается в сегменте лесных грузов (+32,9%), что обусловлено постепенным переходом от экспорта круглого леса к деревообработке внутри страны с последующим экспортом уже готовой продукции с высокой добавленной стоимостью. Неясной остается ситуация с субсидиями Китая на сухопутные контейнерные перевозки — ожидается сокращение субсидий на перевозку по текущим маршрутам, при этом возможен ввод субсидий на новые, в частности, проходящие через Восточный полигон. Повышению конкурентоспособности сухопутных маршрутов также способствуют новые требования по содержанию серы в судовом топливе, вступившие в силу с 2020 г. Это привело к значительному росту фрахтовых ставок на контейнерные перевозки из Китая в порты Европы.

Лесные грузы сдают позиции

На мировом рынке леса завершился глобальный цикл роста цен, длившийся последние два года. Это обусловлено нисходящим трендом потребления лесоматериалов в Китае и Европе и, как следствие, снижением спроса. В качестве ключевых потенциальных драйверов увеличения потребления лесных грузов можно выделить глобальный рост населения, тренд на экологию и формирование новых емких рынков, например, таких, как Индия и Австралия.

На внутреннем рынке погрузка лесных грузов в 2019 г. сократилась на -7% по сравнению с 2018 г., что привело к снижению спроса на лесовозные платформы. В то же время ситуацию усугубляет накопившийся профицит парка полувагонов, который несет угрозу понижения их арендной ставки и возврата части полувагонов на лесные маршруты. Однако наблюдается активная контейнеризация лесных грузов. Так, в 2019 г. перевозки лесных грузов в контейнерах выросли на +72% к предыдущему году, а в ДФЭ рост составил +33%, являясь основным драйвером роста перевозок груженых контейнеров.

             
         Добавить в Google Reader  Читать в Яндекс Ленте

Комментарии читателей


Сейчас статья не содержит комментариев. Вы можете стать первым читателем, оставившим свое мнение!

Опубликуйте свой комментарий

Фамилия:*
Имя:*
Отчество:
E-mail:
Ваш комментарий:
Отправить >>
Подписаться на рассылку
Для подписки на почтовую рассылку Вам необходимо войти или зарегистрироваться.

Последний выпуск
 Новости машиностроения   |   Новости компаний   |   Архив новостных рассылок 
© 2020 Портал машиностроения