На российское судостроение будет потрачено до 2030 года 250 млрд. рублей

В мае президент РФ Владимир Путин упрекнул правительство за то, что "неоправданно долго решаются вопросы реорганизации судостроения". Чтобы поправить дело, он призвал оперативно создать холдинг. Холдинга пока нет, но Минпромэнерго написало концепцию развития гражданского судостроения. Стартовые условия для этого такие: по общему дедвейту заказанных судов отрасль в 2005 г. занимала 0,6 процента объема заказов мировых лидеров - Японии, Южной Кореи, Китая. Далеко вперед от российских судостроителей ушел Вьетнам, увеличил отрыв Иран, обошла Турция. 

Предлагается разделить верфи на три группы. Первая ориентируется на ВПК, исполняя оборонзаказ и зарубежные контракты. Вторая работает на рынках военных и гражданских заказов, но внутри одного предприятия существуют две верфи, отличные по организации бизнеса, технологиям, поведению на рынке. Третья выводится на мировой рынок коммерческого судостроения и действует в условиях жесткой конкуренции. Однако уровень отечественного менеджмента и технологий таков, что "успешный самостоятельный выход судостроителей на внешние рынки гражданского судостроения представляется маловероятным", резюмирует Минпромэнерго. 

Оптимальными, по мнению авторов концепции, являются альянсы с европейскими судостроительными концернами, пишут "Ведомости". Для удержания внутренних рынков судостроителям потребуется вписаться в программы нефтегазовых компаний по освоению шельфа, четко представлять потребности транспортных операторов, рыбопромысловых и научно-исследовательских организаций в типах и количествах судов, сроках их поставки.

Перспективной для отрасли признается ниша судов для транспортировки сжиженного природного газа на экспорт. Верфи для строительства газовозов в стране нет, но, несмотря на существенные затраты на ее создание, Минпромэнерго высказывается за такой проект. Чтобы его реализация оказалась успешной, должен быть создан альянс с участием "Газпрома" (грузовладелец СПГ), "Совкомфлота" (заказчик судов) и самого завода по производству газовозов. Гендиректор "Совкомфлота" Сергей Франк идею поддерживает.

По словам Франка, рынок перевозки СПГ будет востребован, и, если Япония и Южная Корея концентрируются на газовозах большой емкости, Россия могла бы производить челночные танкеры. 

Для освоения Штокмановского месторождения, пишет Минпромэнерго, "Газпрому" нужны две буровые платформы, а "Севмашзавод", "Звездочка" и Выборгский судостроительный завод готовы их строить. Ведомство Виктора Христенко предлагает оценить конкурентоспособность предложений отечественных предприятий и при необходимости "поставить вопрос о госрегулировании этого рынка". 
   
Авторы концепции скептически оценивают возможности российских верфей в борьбе за рынок производства нефтяных танкеров, танкеров ледового класса и контейнеровозов. А вот в проект комплексного обновления речного и рыбопромыслового флота предлагается вложиться. Стратегия вывода отечественного судостроения на мировой уровень невозможна без частно-государственного партнерства. Расходы федерального бюджета и бизнеса составят 250 млрд. руб. до 2030 г.

Источник информации
Опубликовано 04.09.2006