Судьба российского автопрома решится в мае

16 февраля Андрей Реус, заместитель министра промышленности и энергетики РФ, председатель Совета объединения автопроизводителей России провел очередное совещание с участниками объединения.

Подробно обсуждался вопрос подготовки к заседанию Правительства, которое должно состояться 19 мая с.г. и будет посвящено вопросам реализации в среднесрочной перспективе приоритетных задач, предусмотренных Концепцией развития автомобильной промышленности России.

Выступая на мероприятии, Андрей Реус заметил, что «работа по подготовке к заседанию Правительства ведется, и в любом случае к началу мая мы подготовим все документы, которые для этого необходимы. Причем работа, которая ведется Министерством – открытая. Мы заинтересованы получить от вас максимально конструктивные и конкретные предложения».

По предложению В. Швецова («Северсталь-Авто») Совет поручил Рабочей группе подготовить до конца февраля предложения на основе всех аналитических разработок, выполненных с участием западных консалтинговых компаний, которые есть в распоряжении заводов, входящих в ОАР.

В ходе совещания также было обсуждены вопросы организации Международного автосалона–2006 и членство в Международной организации автомобильных производителей. Проведение выставок и участие в работе авторитетных международных объединениях, безусловно, способствует интеграции российского автопрома в мировое автомобилестроение и повышению конкурентоспособности.

Андрей Реус прокомментировал складывающуюся ситуацию:

- Мы провели важное совещание с участием российских автопроизводителей. Складывается очень интересная ситуация: в 2004 году произошел рост спроса на автомобили. Это связано, в том числе, с тем, что активно развивается инфраструктура потребительского кредита. Причем речь идет о кредитных возможностях для средних слоев населения. В 2004 г. в кредит продано 15-20% автомобилей, а по прогнозам в 2005 году в кредит будет продаваться уже 25-35%.

Соответственно, мы оперативно пересматриваем прогноз спроса - вместо ожидавшихся 2,2 млн. машин в 2010 году в России будет ежегодно продаваться порядка 2,8 млн. автомобилей.

И сегодня выбор состоит в следующем: или в Россию мощным потоком хлынут иномарки из-за рубежа, или модели, пользующиеся спросом у нашего нарождающегося среднего класса, будут собираться у нас же в России. И при этом будут обеспечены занятость, налоги, и, безусловно, экономический рост. При реализации второго варианта отечественные производители не пострадают – платежеспособного спроса хватит на всех. Наши производители это осознают и выпускают на рынок новые модели, например, UAZ-patriot. За последние полгода это уже вторая новинка отечественного автопрома (первой была «Калина»). Таким образом, отечественный автопром уверенно нацелился на выпуск новых собственных моделей, которые по целому ряду характеристик являются вполне конкурентоспособными, как минимум, на внутреннем рынке. Помимо этого мы учитываем и ту роль, которую играют предприятия автопрома для решения задач, стоящих перед нашими вооруженными силами.

Сейчас много говорится о формировании привлекательного инвестиционного климата. То, что уже сделано в автопроме, привело к тому, что российский рынок стал приоритетным для зарубежных компаний. В целом тенденция понятна и она нас устраивает, тем более что это заложено в Концепции развития автопрома - продолжается реальная интеграция российских производителей в мировой автопром.

Есть понимание того, что надо дальше сделать – установить понятный режим торговой политики, чтобы собирать автомобиль здесь было бы выгоднее, нежели ввозить готовый. Готовится ряд важных решений, которые позволят мировым автопроизводителям развернуть на российских площадках полномасштабное производство своих моделей. В свою очередь, настойчивое стремление ряда зарубежных автопроизводителей закрепиться на российском рынке, позволяет нам занимать более принципиальную позицию в диалоге по поводу условий их производственной деятельности в нашей стране.

Мы не вполне удовлетворены таким параметром, как сборка из комплектующих, произведенных на территории России. Сегодня их объем крайне мал. Мы будем активно работать в этом направлении, с тем, чтобы не только автопром, но и такие серьезные смежные отрасли, как металлургия, химия и ряд других получили четкие сигналы для своего развития.

Справка:

Заседание Правительства, посвященное вопросам реализации Концепции развития автопрома в среднесрочной перспективе запланировано на 19 мая 2005 года. На нем должен быть представлен Сводный план мероприятий по развитию автомобильной промышленности на 2005-2008 года. На сегодняшний день Минпромэнерго России разрабатывает этот документ с учетом предложений, предоставленных автопроизводителями России. В рамках подготовки планируется провести ряд встреч руководства Министерства с автопроизводителями. Первое совещание состоялось 7 февраля 2005 года.

Объединение Автопроизводителей России (ОАР) – некоммерческая организация, объединяющая ведущих российских производителей автомобильной техники и компонентов. Объединение было создано в начале 2003 года. Его учредителями выступили ОАО "АвтоВАЗ", ОАО "КАМАЗ", ОАО "Руспромавто" и ОАО "Северсталь-Авто". На сегодняшний день действительными членами объединения являются восемь российских автомобильных компаний (помимо учредителей это также АМО "ЗИЛ", ЗАО "GM-АвтоВАЗ", ЗАО "Автотор-Холдинг" и ОАО "Ижмаш-Авто). В состав Объединения входят также десять ассоциированных членов ведущих российских производителей автомобильных компонентов.

Источник информации
Опубликовано 17.02.2005