Железнодорожный рынок ждет роста погрузки и ставок в 2019 году

ИПЕМ Участники рынка железнодорожных перевозок, принявшие участие в опросе Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) и журнала "РЖД-Партнер", ожидают сохранение тренда на рост погрузки в 2019 году, но на меньшем уровне, чем в 2017-2018 годах. При этом большинство опрошенных отмечает наличие дефицита грузовых вагонов и, как результат, ожидает роста ставок операторов.

ИПЕМ проанализировал результаты опроса, который был проведен совместно с журналом "РЖД-Партнер" среди участников XVI Международной конференции "Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство". Большую часть респондентов (75%) составили участники рынка транспортных услуг - представители грузоотправителей, операторов, логистических компаний и ОАО "РЖД". Также 14% опрошенных представляли экспертное сообщество, 11% - прочие рынки.

Относительно перспектив 2019 года 68% участников опроса указали, что ожидают сохранения роста погрузки на железнодорожном транспорте, при этом в среднем респонденты прогнозируют темп роста на уровне +1,43% к 2018 году. В то же время 89% опрошенных отметили наличие проблемы дефицита грузовых вагонов, при этом 34% отметили ухудшение ситуации по сравнению с 2017-м годом, 27% - улучшение. Наиболее дефицитным родом вагонов, по мнению респондентов, являются полувагоны (85%).

Соответственно, большинство участников опроса предполагает, что ставки предоставления вагонов вырастут по всем массовым видам грузов, при этом больше всего ожидается рост ставок на фитинговые платформы (отметили 86% опрошенных) и крытые вагоны (76%). По нефтебензиновым цистернам роста ставок ожидает 64% респондентов, но при этом 18% также указали, что ждут их снижения. Никто из респондентов не указал, что ожидает снижения ставок на полувагоны.

Также о потребности в вагонах с повышенной осевой нагрузкой сообщили 55% опрошенных, при этом 88% из них отметили потребность в вагонах с осевой нагрузкой 25 тс, 29% - с осевой нагрузкой 27 тс. В то же время 45% респондентов указали, что необходимости в таких вагонах у них нет.

При оценке изменения качества услуг на железнодорожном транспорте с начала 2018 года 23% респондентов отметили, что качество повысилось, 34% - снизилось, 43% - осталось неизменным. Наиболее высоко опрошенные оценили качество работы железнодорожного транспорта в части возможности отслеживания вагонов в пути следования (средняя оценка - 4,3 балла из 5), надежности доставки и низкого уровня потерь грузов и хищений (по 4 балла). Самыми проблемными точками в работе железнодорожного транспорта, по мнению респондентов, являются обоснованность отцепок в ТОР и ценовая политика операторов (по 2,7 балла), а также стоимость услуг ППЖТ (2,8 балла).

Среди мер, которые могут повысить конкурентоспособность железнодорожного транспорта, респонденты чаще всего отмечали оптимизацию процессов подачи и уборки подвижного состава на путях предприятий (указали 42% опрошенных) и введение индивидуальных решений в рамках тарифного коридора (35%). Также в качестве первоочередных направлений улучшения качества услуг железнодорожного транспорта участники опроса назвали развитие практики движения грузовых поездов по "твердым" ниткам графика (50%) и проведение предварительной сортировки (отбраковки) вагонов перед погрузкой (40%). Дополнительно 82% респондентов указали, что необходимы изменения принципов принятия решений по установлению скидок и наценок в рамках "тарифного коридора" ОАО "РЖД", а 67% отметили необходимость изменений в нормативно-правовой базе железнодорожного транспорта.

Полная версия результатов опроса участников XVI Международной конференции "Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство" доступна по ссылке>>



Источник информации
Пресс-служба ИПЕМ
Компании
Опубликовано 10.12.2018