Самые популярные новости за неделю
16.05.2019 В рамках ВэйстТэк-2019 пройдет семинар "Актуальные вопросы охраны атмосферного воздуха" 792
17.05.2019 Росспецмаш: Стратегия безболезненного импортозамещения 746
17.05.2019 В России создан сверхминиатюрный стандарт частоты для 5G и "беспилотников" 713
17.05.2019 Денис Мантуров принял участие в совещании Владимира Путина с руководством Минобороны и предприятий ОПК 711
17.05.2019 Денис Мантуров: отбор производителей, реализующих КППК, продлен до 15 июня 697
16.05.2019 Медиалидер импортозамещения в апреле - Татарстан 672
16.05.2019 Пользователям ГИС промышленности станут доступны рынки сбыта государств ЕАЭС 645
17.05.2019 Роскосмос: Заправка космического аппарата "Спектр-РГ" 633
17.05.2019 Сухогруз постройки ОСК вошел в международный список лучших судов 2018 года 624
16.05.2019 Росспецмаш: Развивая международное сотрудничество 617
17.05.2019 По итогам 2018 года НПК "Объединенная Вагонная Компания" заняла 1-е место в России и 3-е в мире по производству вагонов 615
17.05.2019 Начальник Свердловской железной дороги Иван Колесников и губернатор Тюменской области Александр Моор обсудили знаковые для региона проекты 610
17.05.2019 Байконур готовится к пуску ракеты-носителя "Протон-М" с аппаратом "Ямал-601" 609
16.05.2019 В 2018 году товарооборот между Россией и Австрией увеличился до 6 млрд долл. 579
17.05.2019 ОДК создает в Уфе центры для изготовления узлов вертолетных двигателей 551
17.05.2019 В ЦКБ "Геофизика" успешно прошли испытания нового технологического комплекса для вредных производств 550
17.05.2019 Система ODAS "RADIUS" производства ИРЗ выходит на международный рынок 548
17.05.2019 Поливооросительная машина БЕЛАЗ-76135 завоевывает рынок Украины 532
17.05.2019 "Вертолеты России" поставят "Полярным авиалиниям" семь "Ансатов" 531
16.05.2019 Краснокамский РМЗ представил технику на выставке BATA AGRO-2019 в Болгарии 513
16.05.2019 ОДК-Климов разработана программа модернизации силовых установок вертолетной техники 499
16.05.2019 Нижегородскую ГЭС посетили женщины-руководители 497
16.05.2019 Олег Евтушенко выступил с лекцией перед студентами МГИМО 489
17.05.2019 Пермское ОДК-СТАР наращивает объемы производства топливных агрегатов для российских вертолетных двигателей 462
17.05.2019 CSoft выпустил новую версию Model Studio CS 456
17.05.2019 Boom Supersonic и Dassault Systèmes объявили о партнерстве для разработки Overture – самого скоростного коммерческого авиалайнера в истории 455
17.05.2019 ОДК демонстрирует на HeliRussia новейшую цифровую систему управления БАРК-6В для вертолетных двигателей 428
17.05.2019 На Севмаше обсуждают цифровые технологии при строительстве атомных подводных лодок 421
17.05.2019 КРЭТ представит разработки для вертолетной отрасли на HeliRussia-2019 421
16.05.2019 Владимир Путин высоко оценил качество станков Группы компаний "Стан", созданных при финансовой поддержке Новикомбанка 420
20.05.2019 Минпромторг представит интересы российских металлургов в рамках пересмотра специальной защитной меры ЕС 391
20.05.2019 В Санкт-Петербурге стартовала IV Санкт-Петербургская конференция кластеров 390
20.05.2019 Комиссия СоюзМаш России определила пути повышения энергоэффективности в машиностроении 385
17.05.2019 "Росэлектроника" представляет на HeliRussia-2019 радиоэлектронное оборудование для перспективной вертолетной техники 382
17.05.2019 Ростсельмаш: Агромашины для достижения успеха 381
17.05.2019 "Вертолеты России" принимают участие в выставке SITDEF - 2019 380
17.05.2019 Разработка "Швабе" поможет снизить утечку нефти и газа 377
20.05.2019 На форуме "Инженеры будущего" молодежь научат производить промышленные расчеты на смартфоне или планшете 370
16.05.2019 Рособоронэкспорт: рынку нужны ударные и многоцелевые вертолеты 343
20.05.2019 Российские производители специализированной техники активно внедряют цифровые технологии 341
21.05.2019 Денис Мантуров принял участие в совещании Владимира Путина с руководством Минобороны и предприятий ОПК 326
21.05.2019 Комментарий Владимира Гутенева на тему: СМИ сообщили о планах США платить странам за отказ от российского оружия 300
20.05.2019 Средне-Невский судостроительный завод заложит новое научно-исследовательское судно 293
20.05.2019 На ПАО "ТАНТК им. Г.М. Бериева" прошел традиционный день открытых дверей 290
20.05.2019 Директор департамента закупок РусГидро Денис Торопов – победитель рейтинга "Лучший директор по закупкам-2019" 290
21.05.2019 В Сочи 13-14 июня состоится ежегодная всероссийская конференция "Гособоронзаказ. Заказчик-исполнитель-продукция" 281
20.05.2019 Холдинг "Вертолеты России" представил на выставке HeliRussia 2019 проект модернизации Ка-32 279
20.05.2019 Электроника КРЭТ для беспилотников поможет в освоении Арктики 261
22.05.2019 Фестиваль "От винта" привлёк внимание специалистов вертолётной индустрии 238
22.05.2019 Субсидирование пилотных партий высокотехнологичной продукции будет продолжено 234

Опубликовано: 19 октября 2016 г.

В России будет создан компактный электродвигатель на сверхпроводниках

Источник информации: Фонд перспективных исследований

Научно-технический совет Фонда перспективных исследований одобрил проект по разработке образца электродвигателя на основе высокотемпературных сверхпроводящих материалов второго поколения (ВТСП-материалов). Образец будет компактным, легким и достаточно мощным для того, чтобы использовать его в реальных транспортных средствах. Основным подрядчиком по проекту станет российский производитель ВТСП-провода второго поколения ЗАО "СуперОкс".
 
"Создание электродвигателя с высокой удельной мощностью открывает путь к прорывным электрическим энергоустановкам наземного, водного и воздушного транспорта. Расчеты показывают, что применение распределенной электрической тяги и гибридного привода в пассажирском самолете позволяет достичь снижения расхода топлива на 70% и шума на 65%, что будет революцией в авиации", - сообщает генеральный директор ЗАО "СуперОкс" Сергей Самойленков.

Сверхпроводники – это материалы с нулевым электрическим сопротивлением, но они приобретают свои удивительные свойства лишь при низких температурах. В течение более 70 лет после открытия эффекта сверхпроводимости необходимость глубокого охлаждения сдерживала широкое практическое применение. Уникальность высокотемпературных сверхпроводников (ВТСП) состоит в том, что требуемые свойства могут быть реализованы при температуре жидкого азота, которая сегодня легко достижима технически.

"В России есть технология мирового уровня по производству сверхпроводящего провода – ключевого элемента для построения сверхпроводниковых электрических машин. Одобренный сегодня проект может стать одним из шагов на пути создания в России новой индустрии высокотемпературных сверхпроводников. В частности, проблема охлаждения уже решена технически: для создания оптимальных условий работы двигателя можно использовать как сравнительно недорогой жидкий азот, так и современные системы криообеспечения, которые позволяют работать в замкнутом цикле без использования жидкого азота", - комментирует руководитель проекта Фонда Алексей Воронов.

При тех же размерах и весе сверхпроводниковые электродвигатели могут быть в несколько раз более мощными и при этом более экономичными, нежели обычные. Двигатель на сверхпроводниках очень эффективен уже при 5% номинальной мощности; в этих условиях обычные электромоторы практически неработоспособны из-за низкого КПД. На номинальном режиме сверхпроводники поднимают КПД машины выше 98%, что означает снижение потерь более чем в 3 раза по сравнению с используемыми сегодня электродвигателями.

Несмотря на то, что сегодня стоимость сверхпроводящего провода значительно выше, чем для медных проводов, эффект от использования ВТСП в электрических машинах тем выше, чем больше мощность машины.

Сферы применения высокотемпературных сверхпроводников

ВТСП имеет смысл применять везде, где необходима передача больших количеств энергии. ВТСП-провода имеют плотность тока более 500 А/мм2, что позволяет передавать без потерь по тонкому сверхпроводнику столько же энергии, сколько по медному кабелю с сечением в сотни раз больше.

Очевидная сфера применения сверхпроводников – электроэнергетика. Недавно разработанные сверхбыстрые токоограничивающие устройства на основе ВТСП и компактные сверхпроводниковые кабельные линии уже начинают внедряться в сетевой инфраструктуре развитых городов и крупных промышленных объектов. Это позволяет снизить потери, повысить надежность электроснабжения, снизить требования к закупаемому оборудованию, а значит, и его стоимость.

Сверхпроводники за счет высокой плотности тока позволяют в разы снизить размеры и вес электрических машин. Это уникальная возможность, так как большие габариты и вес современных электродвигателей и генераторов сдерживают развитие сразу в нескольких отраслях, не позволяя создавать региональные и магистральные летательные аппараты на электрической тяге, осложняя изготовление и эксплуатацию больших морских судов и ветрогенераторов. Например, современные судовые электродвигатели мощностью более 20 мегаватт имеют размеры и вес на пределе допустимого для их транспортировки от места производства.

Низкотемпературные проводники, промышленное использование которых началось в 1960-х, активно применяются в медицине для изготовления томографов. ВТСП-томографы смогут работать без применения жидкого гелия для охлаждения, что снизит стоимость эксплуатации: гелий является невозобновляемым ресурсом, стоимость которого выросла с 2000 года в 2 раза. Переход на безгелиевые томографы – серьезная стратегическая задача в сфере медицинской техники, и она может быть решена с помощью ВТСП-материалов.

Большие перспективы у сверхпроводниковых технологий в ускорительной технике: как для физики высоких энергий, так и для радиационной медицины. В перспективе, ВТСП будут применяться в новых космических устройствах, а также при создании высокочувствительных датчиков. Такое необычное свойство сверхпроводников, как магнитная левитация, найдет применение для манипуляторов и конвейеров "чистых комнат", в бесконтактных подшипниках, системах высокоскоростного транспорта.

В ближайшее время Фонд перспективных исследований планирует объявить открытый конкурс на лучшее применение высокотемпературных сверхпроводников для создания уникальных устройств и механизмов. Основная цель конкурса – акцентировать внимание научного сообщества на проблеме внедрения и использования ВТСП-материалов. Предполагается, что в конкурсе примут участие представители российских научно-исследовательских институтов и университетов.

             
         Добавить в Google Reader  Читать в Яндекс Ленте

Комментарии читателей


Сейчас статья не содержит комментариев. Вы можете стать первым читателем, оставившим свое мнение!

Опубликуйте свой комментарий

Фамилия:*
Имя:*
Отчество:
E-mail:
Ваш комментарий:
Отправить >>
Подписаться на рассылку
Для подписки на почтовую рассылку Вам необходимо войти или зарегистрироваться.

Последний выпуск
 Новости машиностроения   |   Новости компаний   |   Архив новостных рассылок 
© 2019 Портал машиностроения