Самые популярные новости за неделю
13.02.2019 Замминистра обороны РФ Алексей Криворучко посетил в Санкт-Петербурге предприятие по производству двигателей для кораблей ВМФ 595
15.02.2019 "Норникель" обновляет производственный парк 594
12.02.2019 Запущен "пилот" по системе прослеживаемости топлива 589
15.02.2019 Глава ОАО "РЖД" Олег Белозёров: "Железнодорожный транспорт – это городской транспорт будущего"  578
15.02.2019 Стартовал второй этап проекта "Тайга" 572
15.02.2019 На атомный ледокол "Сибирь" погрузили главные циркуляционные насосы 571
15.02.2019 "Вертолеты России" начали сертификацию вертолета Ми-171А2 в Бразилии 568
15.02.2019 Промышленность России: результаты первого месяца 2019 года 566
14.02.2019 Александр Новак: "Мы живем в век цифровых технологий, и это надо максимально использовать" 532
12.02.2019 В зенитное ракетное соединение ВВО поступила модернизированная станция "Артек" 511
15.02.2019 Российские заводы за три года вдвое увеличили поставки сельхозтехники на внутренний рынок 472
15.02.2019 Денис Мантуров отметил положительную динамику в развитии отечественного вагоностроения 461
15.02.2019 Александр Новак: "ТЭК сыграет важную роль в росте экономики страны" 451
14.02.2019 Более 420 млрд рублей будет направлено на поддержку российского промышленного экспорта 439
12.02.2019 Александр Новак: "6-ой Форум будущих лидеров Мирового нефтяного совета станет масштабной площадкой профессионального общения молодых специалистов нефтегазовой отрасли" 434
15.02.2019 В Сочи обсудили реализацию нацпроекта по экспорту 433
15.02.2019 Краснодарский край присоединился к внедрению результатов космической деятельности в цифровую инфраструктуру управления экономикой 426
14.02.2019 Владимир Гутенев: создание сверхзвукового пассажирского самолета должно стать коммерчески успешным проектом 409
15.02.2019 В Центре Хруничева обозначили планы на 2019 год 400
15.02.2019 НПО "Энергомаш": План технического развития 2019 года, приоритетные задачи производства 391
13.02.2019 Минпромторг России представит возможности отечественной промышленности для модернизации отечественной электроэнергетики 389
14.02.2019 Техмаш впервые представит турбореактивный снаряд, создающий радиолокационные помехи 382
13.02.2019 Испытатели EASA завершили первую сессию сертификационных полетов на самолете МС-21-300 382
15.02.2019 ОНПП "Технология" изготовит ворота для Байкальского железнодорожного тоннеля 380
15.02.2019 Ростех реализует новые цифровые проекты для железнодорожной отрасли 380
15.02.2019 РусГидро приступает к комплексной модернизации крупнейшей ГЭС Северной Осетии 373
13.02.2019 "Норникель" и СГУ научат студентов работать с SAP 363
13.02.2019 "Протон-ПМ" ввёл в эксплуатацию автоматизированный комплекс термообработки 359
13.02.2019 ОСК рассматривает перспективы создания плавучих энергетических комплексов на СПГ 357
13.02.2019 Лёвочкин ответил Маску 356
13.02.2019 "Вертолеты России" передали первый Ми-171А2 зарубежному заказчику 355
12.02.2019 Инвестиции ОАО "РЖД" в развитие Южно-Уральской магистрали составили 13,3 млрд рублей в 2018 году  326
12.02.2019 ЦПК отрабатывает прорывные технологии 323
12.02.2019 Ледокольное судно обеспечения постройки ОСК получило международное признание 320
13.02.2019 ВИАМ посетил академик РАН Александр Берлин 292
13.02.2019 "Росэлектроника" начала оснащение малых аэропортов радиолокаторами 284
15.02.2019 МиГ: Кадровый резерв. Новые горизонты 273
14.02.2019 Ростех покажет на IDEX-2019 универсальный артиллерийский комплекс 271
13.02.2019 На Брянском машзаводе в развитие производства инвестировали более миллиарда рублей  255
15.02.2019 Рособоронэкспорт представит главные новинки года на выставке IDEX 2019 в Абу-Даби 253
12.02.2019 Екатеринбургский метрополитен закупит вагоны метро Трансмашхолдинга 245
14.02.2019 Компания "Ренейссанс Констракшн" стала партнером Ростеха в проекте по утилизации отходов 244
15.02.2019 Смоленское предприятие "Грань" повышает конкурентоспособность с помощью цифровых решений 242
18.02.2019 ИПЕМ опубликовал направления работы на 2019 год 241
13.02.2019 "Гипроцветмет" подписал соглашение о сотрудничестве с "Ренейссанс Констракшн" 235
12.02.2019 Запуском новых 220-тонных "БЕЛАЗов" встретили праздник Сагаалган в Тугнуйском разрезе 235
13.02.2019 "Технодинамика" и Московский авиационный институт продолжат сотрудничество в образовательной и научной сферах 231
15.02.2019 В Сочи дан старт проекту корпоративных авиаперевозок на базе SSJ100 230
12.02.2019 Техмаш представил запорную арматуру повышенной прочности на выставке Aquatherm Moscow-2019 230
15.02.2019 Энергетика и промышленность: Чечня и "Сименс" определили ключевые отрасли сотрудничества 229

Опубликовано: 19 октября 2016 г.

В России будет создан компактный электродвигатель на сверхпроводниках

Источник информации: Фонд перспективных исследований

Научно-технический совет Фонда перспективных исследований одобрил проект по разработке образца электродвигателя на основе высокотемпературных сверхпроводящих материалов второго поколения (ВТСП-материалов). Образец будет компактным, легким и достаточно мощным для того, чтобы использовать его в реальных транспортных средствах. Основным подрядчиком по проекту станет российский производитель ВТСП-провода второго поколения ЗАО "СуперОкс".
 
"Создание электродвигателя с высокой удельной мощностью открывает путь к прорывным электрическим энергоустановкам наземного, водного и воздушного транспорта. Расчеты показывают, что применение распределенной электрической тяги и гибридного привода в пассажирском самолете позволяет достичь снижения расхода топлива на 70% и шума на 65%, что будет революцией в авиации", - сообщает генеральный директор ЗАО "СуперОкс" Сергей Самойленков.

Сверхпроводники – это материалы с нулевым электрическим сопротивлением, но они приобретают свои удивительные свойства лишь при низких температурах. В течение более 70 лет после открытия эффекта сверхпроводимости необходимость глубокого охлаждения сдерживала широкое практическое применение. Уникальность высокотемпературных сверхпроводников (ВТСП) состоит в том, что требуемые свойства могут быть реализованы при температуре жидкого азота, которая сегодня легко достижима технически.

"В России есть технология мирового уровня по производству сверхпроводящего провода – ключевого элемента для построения сверхпроводниковых электрических машин. Одобренный сегодня проект может стать одним из шагов на пути создания в России новой индустрии высокотемпературных сверхпроводников. В частности, проблема охлаждения уже решена технически: для создания оптимальных условий работы двигателя можно использовать как сравнительно недорогой жидкий азот, так и современные системы криообеспечения, которые позволяют работать в замкнутом цикле без использования жидкого азота", - комментирует руководитель проекта Фонда Алексей Воронов.

При тех же размерах и весе сверхпроводниковые электродвигатели могут быть в несколько раз более мощными и при этом более экономичными, нежели обычные. Двигатель на сверхпроводниках очень эффективен уже при 5% номинальной мощности; в этих условиях обычные электромоторы практически неработоспособны из-за низкого КПД. На номинальном режиме сверхпроводники поднимают КПД машины выше 98%, что означает снижение потерь более чем в 3 раза по сравнению с используемыми сегодня электродвигателями.

Несмотря на то, что сегодня стоимость сверхпроводящего провода значительно выше, чем для медных проводов, эффект от использования ВТСП в электрических машинах тем выше, чем больше мощность машины.

Сферы применения высокотемпературных сверхпроводников

ВТСП имеет смысл применять везде, где необходима передача больших количеств энергии. ВТСП-провода имеют плотность тока более 500 А/мм2, что позволяет передавать без потерь по тонкому сверхпроводнику столько же энергии, сколько по медному кабелю с сечением в сотни раз больше.

Очевидная сфера применения сверхпроводников – электроэнергетика. Недавно разработанные сверхбыстрые токоограничивающие устройства на основе ВТСП и компактные сверхпроводниковые кабельные линии уже начинают внедряться в сетевой инфраструктуре развитых городов и крупных промышленных объектов. Это позволяет снизить потери, повысить надежность электроснабжения, снизить требования к закупаемому оборудованию, а значит, и его стоимость.

Сверхпроводники за счет высокой плотности тока позволяют в разы снизить размеры и вес электрических машин. Это уникальная возможность, так как большие габариты и вес современных электродвигателей и генераторов сдерживают развитие сразу в нескольких отраслях, не позволяя создавать региональные и магистральные летательные аппараты на электрической тяге, осложняя изготовление и эксплуатацию больших морских судов и ветрогенераторов. Например, современные судовые электродвигатели мощностью более 20 мегаватт имеют размеры и вес на пределе допустимого для их транспортировки от места производства.

Низкотемпературные проводники, промышленное использование которых началось в 1960-х, активно применяются в медицине для изготовления томографов. ВТСП-томографы смогут работать без применения жидкого гелия для охлаждения, что снизит стоимость эксплуатации: гелий является невозобновляемым ресурсом, стоимость которого выросла с 2000 года в 2 раза. Переход на безгелиевые томографы – серьезная стратегическая задача в сфере медицинской техники, и она может быть решена с помощью ВТСП-материалов.

Большие перспективы у сверхпроводниковых технологий в ускорительной технике: как для физики высоких энергий, так и для радиационной медицины. В перспективе, ВТСП будут применяться в новых космических устройствах, а также при создании высокочувствительных датчиков. Такое необычное свойство сверхпроводников, как магнитная левитация, найдет применение для манипуляторов и конвейеров "чистых комнат", в бесконтактных подшипниках, системах высокоскоростного транспорта.

В ближайшее время Фонд перспективных исследований планирует объявить открытый конкурс на лучшее применение высокотемпературных сверхпроводников для создания уникальных устройств и механизмов. Основная цель конкурса – акцентировать внимание научного сообщества на проблеме внедрения и использования ВТСП-материалов. Предполагается, что в конкурсе примут участие представители российских научно-исследовательских институтов и университетов.

             
         Добавить в Google Reader  Читать в Яндекс Ленте

Комментарии читателей


Сейчас статья не содержит комментариев. Вы можете стать первым читателем, оставившим свое мнение!

Опубликуйте свой комментарий

Фамилия:*
Имя:*
Отчество:
E-mail:
Ваш комментарий:
Отправить >>
Подписаться на рассылку
Для подписки на почтовую рассылку Вам необходимо войти или зарегистрироваться.

Последний выпуск
 Новости машиностроения   |   Новости компаний   |   Архив новостных рассылок 
© 2019 Портал машиностроения