Самые популярные новости за неделю
07.12.2018 Президент России поздравил "КАМАЗ-мастер" 878
05.12.2018 Рынок вагоностроения: конкуренция обострилась, но временно 757
07.12.2018 Опубликованы материалы PTC Forum Europe 2018 709
07.12.2018 Ростех расширяет сотрудничество с Аргентиной 689
07.12.2018 Завершён ремонт главного двигателя поисково-спасательного корабля "Алагез" 670
06.12.2018 Денис Мантуров поздравил коллектив ЦАГИ со 100-летием Института 627
07.12.2018 Промышленное производство: результаты ноября 620
05.12.2018 Александр Новак: "Минэнерго России приступило к работе по актуализации Стратегии развития электросетевого комплекса России" 611
07.12.2018 "КАМАЗ-мастер" отметил свое 30-летие 601
07.12.2018 Министр науки и высшего образования Российской Федерации Михаил Котюков прибыл с рабочим визитом в Екатеринбург 574
05.12.2018 Комиссия по развитию машиностроительного комплекса для обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции рассмотрела проблемы развития НИОКР 566
06.12.2018 Награждены "гагаринские стипендиаты" 2018–2019 учебного года 563
07.12.2018 На форуме в Грозном обсудили инвестиционный и экспортный потенциал Северного Кавказа 562
07.12.2018 Дмитрий Рогозин назначен спецпредставителем Президента в области космоса 556
05.12.2018 В России могут появиться литейный производственный холдинг и инжиниринговый центр 554
06.12.2018 Дмитрий Медведев: Впервые с 2014 года, страна вышла на профицитный бюджет 546
06.12.2018 Инновационные полувагоны: рост цен негативно сказывается на спросе 464
06.12.2018 Завершается строительство первого котла для мусоросжигательного завода 451
05.12.2018 Ростех представил беспилотник для мониторинга электрических сетей 451
07.12.2018 РусГидро вошло в первую пятерку Национального рейтинга прозрачности закупок 397
07.12.2018 Ростех подтвердил высокий уровень прозрачности закупок 397
07.12.2018 Продукция ПАО "Промтрактор" подтвердила статус "Лучшего товара России" 396
07.12.2018 Прошло успешное испытание 3D-биопринтера на борту МКС 396
07.12.2018 Перевозки пассажиров двухэтажными поездами выросли более чем на треть за 11 месяцев 393
07.12.2018 Уфимское предприятие "Технодинамики" нарастило выручку до 3,6 млрд рублей 393
05.12.2018 Уралвагонзавод принимает участие в выставке Egypt Defence 380
05.12.2018 ПАО "ЧАЗ" поддержало проект "Твой выбор профессии" 373
10.12.2018 Награждены победители совместного конкурса Военной академии Генштаба и ФПИ 371
10.12.2018 Железнодорожный рынок ждет роста погрузки и ставок в 2019 году 336
10.12.2018 Ассоциация "Росспецмаш" запустила важные информационные продукты для отраслей специализированного машиностроения 334
07.12.2018 ООО "Инжитех" ведет переговоры о продаже контрольного пакета акций фонду прямых инвестиций Russian Friends Capital 332
06.12.2018 "Алнас" успешно прошел инспекционный аудит систем менеджмента качества и экологического менеджмента 332
06.12.2018 ЧМК наращивает поставки балки на рынок Европы 326
10.12.2018 В России начались испытания уникальной отечественной техники для уплотнения бытовых и промышленных отходов 325
10.12.2018 Денис Мантуров совершил рабочий визит в Казань 318
10.12.2018 Руководители АО "ТЯЖМАШ" приняли участие в заседании Комиссии по развитию машиностроительного комплекса 316
10.12.2018 "Уральские локомотивы" выполнили годовой контракт по производству электровозов 2ЭС6 303
10.12.2018 "Метафракс" заказал у ОВК 100 вагонов-цистерн для перевозки метанола 294
11.12.2018 Минпромторг России и "Группа ГАЗ" подписали специальный инвестиционный контракт о создании производств новых моделей 282
11.12.2018 Денис Мантуров посетил предприятия Нижнего Новгорода 276
11.12.2018 В Нижнем Новгороде состоялся Координационный совет по вопросам развития экспорта 275
05.12.2018 "Росэлектроника" и "ПКК Миландр" создают совместное предприятие по производству "умных" электросчетчиков 275
05.12.2018 ОДК приступает к разработке семейства промышленных газотурбинных установок на базе авиационного двигателя ПД-14 274
11.12.2018 Пилотный проект по исследованию качества бензина запущен в Ставропольском крае 273
07.12.2018 Уралмашзавод запустил проекты цифровизации производства 268
11.12.2018 В РКЦ "Прогресс" состоялось заседание Совета Главных конструкторов 265
11.12.2018 Прошел обучающий семинар на предприятиях "Bombardier Transportation" и "SKF" в Австралии 262
06.12.2018 Трансмашхолдинг поставит ЦППК рельсовые автобусы новой модели РА-3 262
06.12.2018 ПСМ: Энергокомплекс для логистического комплекса в Твери 260
11.12.2018 "Уральские локомотивы" поставили "Ласточки" Северо-Западной пригородной пассажирской компании 255

Опубликовано: 19 октября 2016 г.

В России будет создан компактный электродвигатель на сверхпроводниках

Источник информации: Фонд перспективных исследований

Научно-технический совет Фонда перспективных исследований одобрил проект по разработке образца электродвигателя на основе высокотемпературных сверхпроводящих материалов второго поколения (ВТСП-материалов). Образец будет компактным, легким и достаточно мощным для того, чтобы использовать его в реальных транспортных средствах. Основным подрядчиком по проекту станет российский производитель ВТСП-провода второго поколения ЗАО "СуперОкс".
 
"Создание электродвигателя с высокой удельной мощностью открывает путь к прорывным электрическим энергоустановкам наземного, водного и воздушного транспорта. Расчеты показывают, что применение распределенной электрической тяги и гибридного привода в пассажирском самолете позволяет достичь снижения расхода топлива на 70% и шума на 65%, что будет революцией в авиации", - сообщает генеральный директор ЗАО "СуперОкс" Сергей Самойленков.

Сверхпроводники – это материалы с нулевым электрическим сопротивлением, но они приобретают свои удивительные свойства лишь при низких температурах. В течение более 70 лет после открытия эффекта сверхпроводимости необходимость глубокого охлаждения сдерживала широкое практическое применение. Уникальность высокотемпературных сверхпроводников (ВТСП) состоит в том, что требуемые свойства могут быть реализованы при температуре жидкого азота, которая сегодня легко достижима технически.

"В России есть технология мирового уровня по производству сверхпроводящего провода – ключевого элемента для построения сверхпроводниковых электрических машин. Одобренный сегодня проект может стать одним из шагов на пути создания в России новой индустрии высокотемпературных сверхпроводников. В частности, проблема охлаждения уже решена технически: для создания оптимальных условий работы двигателя можно использовать как сравнительно недорогой жидкий азот, так и современные системы криообеспечения, которые позволяют работать в замкнутом цикле без использования жидкого азота", - комментирует руководитель проекта Фонда Алексей Воронов.

При тех же размерах и весе сверхпроводниковые электродвигатели могут быть в несколько раз более мощными и при этом более экономичными, нежели обычные. Двигатель на сверхпроводниках очень эффективен уже при 5% номинальной мощности; в этих условиях обычные электромоторы практически неработоспособны из-за низкого КПД. На номинальном режиме сверхпроводники поднимают КПД машины выше 98%, что означает снижение потерь более чем в 3 раза по сравнению с используемыми сегодня электродвигателями.

Несмотря на то, что сегодня стоимость сверхпроводящего провода значительно выше, чем для медных проводов, эффект от использования ВТСП в электрических машинах тем выше, чем больше мощность машины.

Сферы применения высокотемпературных сверхпроводников

ВТСП имеет смысл применять везде, где необходима передача больших количеств энергии. ВТСП-провода имеют плотность тока более 500 А/мм2, что позволяет передавать без потерь по тонкому сверхпроводнику столько же энергии, сколько по медному кабелю с сечением в сотни раз больше.

Очевидная сфера применения сверхпроводников – электроэнергетика. Недавно разработанные сверхбыстрые токоограничивающие устройства на основе ВТСП и компактные сверхпроводниковые кабельные линии уже начинают внедряться в сетевой инфраструктуре развитых городов и крупных промышленных объектов. Это позволяет снизить потери, повысить надежность электроснабжения, снизить требования к закупаемому оборудованию, а значит, и его стоимость.

Сверхпроводники за счет высокой плотности тока позволяют в разы снизить размеры и вес электрических машин. Это уникальная возможность, так как большие габариты и вес современных электродвигателей и генераторов сдерживают развитие сразу в нескольких отраслях, не позволяя создавать региональные и магистральные летательные аппараты на электрической тяге, осложняя изготовление и эксплуатацию больших морских судов и ветрогенераторов. Например, современные судовые электродвигатели мощностью более 20 мегаватт имеют размеры и вес на пределе допустимого для их транспортировки от места производства.

Низкотемпературные проводники, промышленное использование которых началось в 1960-х, активно применяются в медицине для изготовления томографов. ВТСП-томографы смогут работать без применения жидкого гелия для охлаждения, что снизит стоимость эксплуатации: гелий является невозобновляемым ресурсом, стоимость которого выросла с 2000 года в 2 раза. Переход на безгелиевые томографы – серьезная стратегическая задача в сфере медицинской техники, и она может быть решена с помощью ВТСП-материалов.

Большие перспективы у сверхпроводниковых технологий в ускорительной технике: как для физики высоких энергий, так и для радиационной медицины. В перспективе, ВТСП будут применяться в новых космических устройствах, а также при создании высокочувствительных датчиков. Такое необычное свойство сверхпроводников, как магнитная левитация, найдет применение для манипуляторов и конвейеров "чистых комнат", в бесконтактных подшипниках, системах высокоскоростного транспорта.

В ближайшее время Фонд перспективных исследований планирует объявить открытый конкурс на лучшее применение высокотемпературных сверхпроводников для создания уникальных устройств и механизмов. Основная цель конкурса – акцентировать внимание научного сообщества на проблеме внедрения и использования ВТСП-материалов. Предполагается, что в конкурсе примут участие представители российских научно-исследовательских институтов и университетов.

             
         Добавить в Google Reader  Читать в Яндекс Ленте

Комментарии читателей


Сейчас статья не содержит комментариев. Вы можете стать первым читателем, оставившим свое мнение!

Опубликуйте свой комментарий

Фамилия:*
Имя:*
Отчество:
E-mail:
Ваш комментарий:
Отправить >>
Подписаться на рассылку
Для подписки на почтовую рассылку Вам необходимо войти или зарегистрироваться.

Последний выпуск
 Новости машиностроения   |   Новости компаний   |   Архив новостных рассылок 
© 2018 Портал машиностроения