В ОПЖТ обсудили вопросы в области вагоностроения

ОПЖТ 14 декабря состоялось заседание Подкомитета по вагоностроению Комитета по грузовому подвижному составу Некоммерческого партнерства "Объединение производителей железнодорожной техники", посвященное обсуждению важных вопросов в области вагоностроения, а также определению проекта плана работ Подкомитета на 2016 год.

Заседание прошло под руководством Председателя Подкомитета по вагоностроению НП "ОПЖТ" Дмитрия Лосева.

На собрании присутствовали представители ОАО "РЖД", НП "ОПЖТ", российских и зарубежных предприятий, а также профильных институтов.

На первой части заседания рассматривался вопрос: применения алюминиевых сплавов при создании и внедрении грузового алюминиевого вагона на железнодорожном транспорте.

В рамках этой темы с докладом выступил руководитель проекта департамента транспорта "Русский Алюминий" Александр Чабанов. Он отметил, что развитие отечественного вагоностроения на основе использования алюминиевых сплавов позволит снизить тару грузового вагона.

Как отмечалось в докладе, до настоящего времени было проделано 12 попыток создания грузовых алюминиевых вагонов. Однако данные проекты не были запущены в серийное производство ввиду ряда причин.

По оценкам представителей компании "Русский Алюминий", преимущества использования алюминиевого вагона - в снижении расходов на перевозку тонны груза, увеличении провозной способности без увеличения пропускной, увеличении полезной погонной нагрузки, уменьшении воздействия на путь в порожнем состоянии и снижении расходов на тягу.

В продолжение темы выступил руководитель департамента ООО "УК РМ Рейл" Дмитрий Веселов, который поделился с участниками заседания опытом разработки, испытаний и внедрения грузовых вагонов из алюминиевых сплавов для перевозки зерна и минеральных удобрений на примере вагона-хоппера модели 19-1244. Также он рассказал об основных параметрах вагона и конструктивных решениях, которые применялись при создании данной модели. Среди них повышенный до 32 лет срок службы вагона за счет применения коррозионностойкого материала (не требуется наружная и внутренняя окраска), цельносварной корпус из алюминиевого сплава 1565ч, использование стальной рамы, соединение стальной рамы с алюминиевым корпусом с помощью ШтОГ соединений, использование тележки типа 3 ГОСТ 9346, прочностные расчеты с применением компьютерных программных средств проектирования SolidWorks и комплекса моделирования MSC Patran – Nastran.

По словам Дмитрия Веселова, в настоящее время опытные образцы вагонов проходят комплекс предварительных испытаний, которые подтверждают правильность выбранных решений. Завершение всех работ и сертификация нового вагона запланировано на 1 кв. 2016 г. Также отмечено, что по настоящее время заказчиков на данные вагоны для проведения их подконтрольной эксплуатации нет.

В рамках заседания об опыте применения алюминиевых сплавов в конструкции грузовых вагонов производства АО "ТВСЗ" рассказал руководитель направления "Крытые вагоны" ООО "ВНИЦТТ" Андрей Меркулов (АО "ТВСЗ" и ООО "ВНИЦТТ" входят в железнодорожных холдинг НПК ОВК).

В рамках доклада были рассмотрены основные параметры вагона-хоппера для перевозки зерна с крышей из алюминиевых сплавов с осевой нагрузкой 25 тс. "Применение алюминиевого сплава 1565ч в конструкции вагона позволило снизить массу тары вагона на 1 т с одновременным понижением центра тяжести вагона, а также повысить стойкость наиболее подверженных коррозии элементов вагона-хоппера", – подчеркнул Андрей Меркулов. Также он отметил хорошую технологичность сборки (Huck-болты) и отсутствие необходимости в защитных покрытиях.

В ходе мероприятия участниками была рассмотрена еще одна немаловажная тема – "Применение композиционных материалов в вагоностроении". В рамках этого вопроса "О перспективах разработки и изготовления грузовых вагонов (а также отдельных узлов и деталей) из композитных материалов" рассказал ведущий конструктор департамента грузовых вагонов ООО "ВНИЦТТ" Александр Новоселов. Среди основных достоинств применения композитных материалов в вагоностроении он выделил следующие: высокую стойкость к химическому воздействию перевозимых грузов и окружающей среды, возможность получения изделия, совместимого с химическими и пищевыми продуктами, удельную прочность, отсутствие необходимости применения дорогих покрытий, сохранение механических характеристик в течение всего срока службы, возможность получение детали сложной геометрии за одну технологическую операцию.

По словам начальника управления развития продукции вагоностроения АО "НПК "УВЗ" Евгения Семенова, преимуществами применения композиционных материалов в вагоностроении являются, возможность формирования сложных пространственных элементов с различными свойствами в различных направлениях и элементов с повышенной коррозионной стойкостью, возможность снижения массы конструкции за счет оптимального расположения силовых элементов и сохранение природных ресурсов, возможность переработки композиторов в других производственных отраслях после истечения его срока службы. Применения композиционных материалов на сегодняшний день отвечает современным требованиям экологической безопасности. "Из минусов – большая стоимость опытных образцов за счет дорогостоящей оснастки, высокая чувствительность к ударным нагрузкам, отсутствие опыта, типовых методик и испытаний", – подытожил специалист.

В процессе обсуждения данной темы, Дмитрий Лосев отметил, что основной задачей применения алюминиевых сплавов и композиционных материалов при создании и внедрении грузового вагона на железнодорожном транспорте является повышение эффективности техники, а также улучшение ее технико-экономических характеристик.

Во второй части заседания обсуждались результаты работы вагоностроительных предприятий с ООО "Инспекторский центр "ПВК" в 2015 году. Также был рассмотрен документ "О нормах расхода материалов и запасных частей при проведении плановых видов ремонта грузовых вагонов". Сформирована позиция по проекту "Порядок проведения перерасчётов показателей качества ремонта и изготовления грузовых вагонов на основе уточнённой информации по обоснованности поступления вагонов в текущий отцепочный ремонт". Рассмотрено обращение НП "ГЖТ" об итогах проведения круглого стола на тему "Будущее российского вагоностроения. Взгляд потребителя". Сформирована позиция по проекту "Положения о мониторинге качества обслуживания, ремонта и эксплуатации тормозного оборудования подвижного состава железных дорог".

Кроме того, участники рассмотрели окончательную редакцию стандарта "Вагоны грузовые инновационные. Правила оценки экономической эффективности". С замечаниями и предложениями по итогам рассмотрения документа рабочей группой данного стандарта выступил генеральный конструктор АО "ТВСЗ" Константин Демин.

В завершении заседания участники определили основные направления и рассмотрели предложения по плану работы Подкомитета на 2016 год.
Источник информации
Пресс-служба НП "ОПЖТ"
Компании
Опубликовано 21.12.2015