В.Чистова (Счетная палата РФ) доложила о системных проблемах в работе корпораций ОПК

Оборонно-промышленный комплекс России продолжает консолидировать активы, это позитивное и актуальное мероприятие. Однако, по мнению заместителя председателя Счетной палаты Веры Чистовой, прозрачность корпоративных процедур в интегрированных структурах недостаточна.

“По результатам своих проверок, в том числе по ОАК, ОСК, мы установили, что сложившиеся схемы владения активами горизонтально и вертикально запутаны. Дочки, внучки…”, - заявила Вера Чистова депутатам Государственной Думы, выступая в рамках "Правительственного часа". Как показывают результаты проверок, проведенных в этих корпорациях, схема владения акциями дочерних и зависимых обществ приводит к сложной многоуровневой системе финансовых потоков бюджетных средств, затрудняющей контроль за их целевым и эффективным использованием.

Счетной палатой установлены факты, когда заключается договор с головной или управляющей компанией, которая ничего сама не производит. При этом заводы – производители несут убытки, а головная компания получает прибыль и хорошо живет за счет таких заказов. По мнению Веры Чистовой, по крупным заказам договоры должны заключаться непосредственно с головными исполнителями, а не через крупные корпоративные системы или управляющие компании. "Они должны заниматься структурой, кооперацией, но деньги должны идти головному исполнителю напрямую от государственных заказчиков", - добавила она.

Говоря о других системных проблемах, Вера Чистова остановилась на основном документе стратегического планирования технического оснащения Вооруженных Сил и других военных структур - государственной программе вооружения на 2011-2020 гг. Одна из наиболее ресурсоемких государственных программ - 20 трлн. руб., - не отражена в федеральном бюджете и практически не увязана с ним, как остальные государственные программы. Инструментом реализации госпрограммы вооружения является государственный оборонный заказ. Однако основные показатели ГОЗа, отражаемые в бюджете, не содержат количественных и качественных характеристик разрабатываемого, закупаемого и ремонтируемого вооружения и военной техники в соответствии с государственной программой вооружения.

При этом задания государственного оборонного заказа не всегда по номенклатуре и количественным показателям совпадают с заданиями программы. "В связи с этим Госпрограмма вооружений превращается в стратегический долгосрочный, но практически неактуальный прогноз. Нашими проверками выявлены значительные отклонения. И дело совсем не в технической части соответствия, а в том, что Госпрограмма вооружений – это комплексный документ: от НИОКР и ОКР к серийным закупкам", - отметила Вера Чистова. Счетная палата располагает примерами, когда в оборонный заказ не включались научно-исследовательские работы, предусмотренные государственной программой вооружения. В итоге это влекло за собой срыв заданий по серийным поставкам вооружения и военной техники. "В этой связи, на наш взгляд, будущая программа вооружений, над которой сегодня работает коллегия Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, должна быть актуальным стратегическим документом", - заявила заместитель председателя Счетной палаты.

Несмотря на реализацию плана импортозамещения, в состав ГОЗ 2011-2014 гг. не включены отдельные опытно-конструкторские работы, целями которых являлась разработка продукции, призванной снизить зависимость от импорта.

"Если бы мы раньше приступили к реализации этих позиций, то актуальность и острота снижения зависимости от импорта, сегодня была бы менее остра", - добавила Вера Чистова.

По ее словам, также проблемным является вопрос длительных сроков проведения НИОКР: "По 7-10 лет продолжаются НИОКРы, потом они закрываются, открываются новые практически под такую же тематику. Они опять длятся 4-5 лет. В результате стоимость этой НИОКР возрастает по нашим установленным фактам в 3-5 раз".
Опубликовано 03.07.2015