В Алматы состоялась конференция "Стандартизация и техническое регулирование в новых условиях"

ОПЖТ 28-29 октября в г. Алматы (Казахстан) состоялась Международная научно-практическая конференция "Стандартизация и техническое регулирование в новых условиях". Конференция была организована АО "Национальная компания "Қазақстан темір жолы", Некоммерческим Партнерством "Объединение производителей железнодорожной техники" (НП "ОПЖТ") и АО "Казахская академия транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева" (АО "КазАТК").

В конференции приняли участие заместитель Министра транспорта Российской Федерации Алексей Цыденов, старший вице-президент ОАО "РЖД", президент НП "ОПЖТ" Валентин Гапанович, вице-президент АО "НК "Казахстан Темір Жолы" Бауыржан Урынбасаров, управляющий директор – главный инженер АО "НК "Казахстан Темiр Жолы" Серик Толебаев, президент-ректор АО "КазАТК" Бахытжан Куанышев, главный инженер ГО "Белорусская железная дорога" Валерий Шубадеров, координатор по стандартизации и связям Восток/Запад Департамента железнодорожных систем Международного союза железных дорог Киндерис Витаутас, генеральный директор Центра технической компетенции Владимир Матюшин, первый заместитель председателя Комитета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия РСПП Андрей Лоцманов и другие.

В конференции приняли участие свыше 200 представителей российских, казахстанских, белорусских и зарубежных компаний (в частности, Unife, IRIS, General Electric, Talgo, ALSTOM и др.), представители органов государственной власти, местного самоуправления, органов по сертификации, руководители и сотрудники институтов железнодорожного транспорта, производители железнодорожной техники стран ближнего и дальнего зарубежья.

В рамках конференции участники обсудили актуальные вопросы развития транспортного сектора. Среди них, в частности, внедрение новой системы технического регулирования Таможенного союза в области железнодорожного транспорта; внедрение требований международного стандарта железнодорожной промышленности IRIS; создание инфраструктуры качества путем применения инструментов технического регулирования.

Кроме того, участники рассмотрели инновационные модели управления на основе международных стандартов - передовой опыт для развития бизнеса в современных условиях; системы технического аудита предприятий стран Евразийского экономического союза, поставляющих продукцию для нужд железнодорожного транспорта; функционирование системы технического аудита на железнодорожном транспорте РФ. Большое внимание уделили обсуждению вопросов, касающихся единой политики в области обеспечения качества подвижного состава, эксплуатирующегося на сети железных дорог, а также создания служб технического аудита и разработки необходимой для проведения аудитов документации.

Всего на конференции было представлено около 40 докладов и сообщений.

По мнению организаторов, главной целью конференции стало продвижение идей и консолидация усилий потребителей и производителей железнодорожной техники в обеспечении планомерного перехода машиностроительной отрасли на новые требования в условиях современной системы технического регулирования Таможенного союза, Единого экономического пространства (ЕЭП) в части подтверждения соответствия, требований вновь принятых стандартов на железнодорожную технику. "Эта задача является первостепенной для обеспечения условий свободного движения продукции железнодорожного назначения", - отметил президент НП "ОПЖТ" Валентин Гапанович.

В рамках двухдневной работы, прошедшей в режиме пленарной сессии, заседания Межгосударственного технического комитета по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт" и ряда других заседаний и круглых столов, участники конференции всесторонне ознакомились с идеями и опытом совместной деятельности производителей железнодорожной техники с органами власти, науки и консалтинговых организаций. Обсудили ключевые аспекты гармонизации всех задач и функций, связанных с применением технических регламентов, способствующих последовательной реализации задач по стандартизации, аккредитации, обеспечению единства измерений, а также унификации принципов государственного контроля (надзора) и ответственности за выпуск продукции, не соответствующей обязательным требованиям безопасности.

Большое внимание участники конференции уделили вопросам обеспечения безопасности продукции железнодорожного назначения, модернизации системы транспортных коммуникаций, совершенствования логистики грузопотоков, повышения уровня безопасности и качества предоставляемых услуг, внедрения инновационных технологий и адаптации передового международного опыта в области машиностроения, развития системы технического аудита, построения эффективных бизнес-моделей в сфере грузоперевозок, привлечения в железнодорожную отрасль дополнительных инвестиций.

По мнению представителей НП "ОПЖТ", участие в научно-практической конференции европейских производителей и международных организаций продемонстрировало положительную тенденцию развития машиностроения и необратимость его глобализации, позволило наметить дальнейшие шаги по реализации новых инновационных проектов.

Обсудив актуальные вопросы, связанные с техническим развитием, безопасностью, стандартизацией, аккредитацией, подтверждением соответствия продукции, участники конференции считают целесообразным поддержать положения подписанного Кодекса установившейся практики по оценке соответствия и Меморандума о совершенствовании подготовки инженерных кадров для инновационного развития транспортного машиностроения. Исполнительной дирекции НП "ОПЖТ" поручено создать специальную Комиссию по мониторингу применения положений Кодекса.

Собравшиеся договорились обратиться в федеральные органы исполнительной власти государств-участников Таможенного союза и Единого экономического пространства с предложениями по внесению изменений в технические регламенты Таможенного союза в области железнодорожного транспорта и зданий и сооружений, направленных на оптимизацию процесса подтверждения соответствия продукции и снижения затрат заявителей без снижения ее безопасности.

Кроме того, было решено продолжить планомерную работу по гармонизации нормативной и технической базы, определяющей требования по качеству и безопасности, с использованием национальных комитетов по стандартизации, а также межгосударственных институтов.

В ходе конференции совместная деятельность ОАО "РЖД", АО "НК "Қазакстан темiр жолы", ГО "Белорусская железная дорога" по развитию системы технического аудита предприятий в странах Евразийского экономического союза была признана актуальной и необходимой.

Учитывая особую важность по формированию единых подходов по повышению эффективности технического регулирования на всем протяжении колеи 1520, участники конференции решили, что необходимо активизировать работу по гармонизации законодательства в части аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), обеспечения единства измерений.

Развитие стандартизации будет продолжено с участием в разработке стандартов широкого круга заинтересованных производителей как залога существенного прогресса в сфере транспортного машиностроения и повышения конкурентоспособности продукции железнодорожного назначения.

Участники согласились, что необходимо продолжить работу в рамках рабочей группы НП "ОПЖТ" и UNIFE по гармонизации технического законодательства в области железнодорожного транспорта. Это связано, прежде всего, с важностью этой деятельности для повышения эффективности интеграционных процессов в сфере железнодорожного транспорта. Глоссарий будет дополнен терминами, используемыми Техническими регламентами "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта" и "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта".

В рамках конференции, была утверждена дорожная карта развития системы технического аудита предприятий стран, входящих в Евразийский экономический союз.

По словам президента НП "ОПЖТ" Валентина Гапановича, практика проведения совместных международных научно-практических конференций будет продолжена.
Источник информации
Пресс-служба ОПЖТ
Компании
Опубликовано 30.10.2014