Россия и Индия приступили к работе над мини-версией ракеты "БраМос"

Российское НПО машиностроения и индийская Организация оборонных исследований и разработок (DRDO) приступили к разработке мини-версии "БраМос". Об этом пишет газета "Взгляд" со ссылкой на директора российско-индийского предприятия BrahMos Aerospace Судхира Мишру.

Решение о разработке мини-версии "БраМос" было принято в ходе "Оборонэкспо-2014". Первый старт ракеты ожидается в 2017 году.

Сегодня BrahMos Aerospace работает над тремя типами ракеты "БраМос": морского, наземного и воздушного базирования. "Мини-БраМос" должна стать своеобразным компромиссом: сохранив боевые характеристики "большой сестры" – уменьшиться в весе и размере.

"Фактически это будет совершенно новая ракета, – сообщил генеральный директор, генеральный конструктор ВПК "НПО машиностроения" Александр Леонов. – Ракета уменьшится в 1,3 раза. Благодаря этому мы сможем запускать ее через торпедные аппараты подводных лодок и с боевых самолетов".

"БраМос" – один из самых коммерчески успешных совместных проектов России и Индии. Одной из причин популярности ракеты является возможность запуска с разных носителей – наземных, надводных, подводных и воздушных. Ее и раньше можно было запускать с истребителя Су-30МКИ (впрочем, испытания авиационного варианта еще идут). Однако, по словам конструктора, в случае с подводной лодкой под "БраМос" нужно специально делать вертикальные пусковые установки, а авиационный вариант ракеты "все-таки тяжеловат для истребителя".

Первоначально индийцы хотели "повесить" на Су-30МКИ три ракеты. "БраМос" весит 2,5 тонны. Теперь на всех выставках на макете истребителя красуется только одна ракета.

"Проблема в том, – пояснили в Объединенной авиастроительной корпорации, – что с такой большой ракетой истребитель может взлететь, но вот приземлиться, если он ее не применил по цели, будет куда сложней. Это одна из причин, почему авиационной противокорабельной ракеты такого класса в наших ВВС нет".

Конструкторы уверены, что таких проблем с "Мини-БраМос" быть не должно. Уменьшенный вариант будет иметь вес меньше двух тонн. Аэродинамическая схема останется прежней: лобовой воздухозаборник с центральным телом. Предполагается, что длина ракеты будет достигать 6 м, а диаметр – 0,5 м. Она сможет развивать скорость, в 3,5 раза превышающую скорость звука, и нести боезаряд массой до 300 кг на максимальную дальность до 290 км. Испытанные к настоящему времени ракеты "БраМос" представляют собой двухступенчатые крылатые ракеты длиной 10 м и диаметром 0,7 м, скоростью в 2,8 маха.

По расчетам BrahMos Aerospace, один Су-30МКИ сможет нести до трех "Мини-БраМос", корабельный МиГ-29К/КУБ – две, индийский аналог истребителя пятого поколения Т-50 FGFA поднимет две ракеты. Новая "БраМос" будет интегрирована в состав вооружения патрульно-противолодочного самолета Ил-38SD (Sea Dragon – "Морской змей") индийских ВВС, а также будет поставлена на вооружение подводных лодок, имеющих 533-мм торпедные аппараты – несколько подобных субмарин российского производства есть на вооружении индийских ВМС.

В ВВС Индии сегодня находится на вооружении 350 истребителей Су-30МКИ. По планам BrahMos Aerospace, "большими" "БраМос" планируется оснастить от двух до трех эскадрилий. Первоначально будут дооснащены около 40 самолетов, включая два испытательных образца Су-30МКИ. Есть еще 18 МиГ-29К/КУБ, базирующихся на авианосце "Викрамадитья" (бывшем авианесущем крейсере "Адмирал Горшков") – их тоже предстоит оснастить противокорабельными ракетами. Однако поднять "большой" "БраМос" МиГ-29 не в состоянии. Именно поэтому мини-версия ракеты может стать настоящим прорывом в перевооружении индийских ВВС.

BrahMos

У индийцев есть причина спешить с подобным перевооружением. Главный стратегический соперник Нью-Дели в регионе – Пекин – уже в 2015 году должен ввести в строй свой первый авианесущий крейсер Shi Lang (назван в честь китайского генерала, который захватил Тайвань в 1861 году). В "прошлой жизни" этот корабль назывался "Варяг" и был продан Пекину Киевом в конце 1990-х годов. К 2020-му должны быть построены еще два авианосца типа 085 и 089 (вдвое большие по водоизмещению, чем бывший "Варяг"). Последний, как утверждают специалисты, будет очень похож на недостроенный в советское время первый атомный авианосец "Ульяновск". Документацию на него Китай опять же получил на Украине. Там же китайцы смогли получить и прототип будущего российского палубного истребителя Су-33 – Т-10К. Благодаря этой машине Пекин сделал колоссальный скачок в области разработки собственного палубного истребителя J-15.

Появление мини-версии "БраМос", как рассчитывают индийские военные, позволит вооружить мощной противокорабельной ракетой большое количество истребителей – и тем самым компенсировать рост военно-морской мощи Китая. По похожему пути в свое время пошел Советский Союз в противостоянии с США. Не имея авианосного флота, Москва создала группировку ударных атомных подводных лодок с крылатыми ракетами, чем нивелировала преимущества Вашингтона в авианосцах. "Мини-БраМос" позволит Индии не только повысить боевой потенциал в противостоянии с китайскими ВМС, но и расширить экспортный потенциал своей военной промышленности. Ракетная система вдвое меньшего веса, которую в результате удастся разместить на широком спектре надводных и подводных кораблей, самолетах и в береговых системах, может пользоваться еще более высоким спросом, чем ее исходная модификация.

"БраМос" имеет очень хорошие экспортные перспективы, – уверен Александр Леонов. – Кроме России и Индии, никто не производит сверхзвуковые крылатые ракеты. Новый вариант ракеты откроет для нас и дополнительные рынки авиационных средств поражения. Можно надеяться на то, что новой ракетой заинтересуются и наши военные".
Источник информации
Опубликовано 22.08.2014